И дело не только в очередных изменениях технического и спортивного регламента. Кстати говоря, отмена новой дурацкой очковой системы, если она таки осуществится, будет лучшим подарком — наряду с возвращением сами понимаете кого — для формулических болельщиков всего мира. Любители цифр, переведя последние 19 сезонов (те, в которых за победу начислялось 10 очков, а не 9, как десятилетия до того) в "25-очковку", убедительно доказали, что никакого практического смысла в этом нет.
Точнее, он-то есть — но напрямую повязан с главной особенностью сезона-2010. Новички. Никогда еще их не было столько, чтобы влиять на настоящее и будущее Формулы-1. Кто-то скажет, что никакого особенного влияния у ЮСФ1 или Кампос нет — и будет прав. Но в целом именно наличие такого количества неофитов и спровоцировало появление идеи новой очковой системы. Ведь при существующей вряд ли все новички сумеют набрать хотя бы по пять-семь очков. А это, соответственно, снижает интерес команд, инвесторов — и, как итог, уменьшение финансовых вливаний в Королевские гонки.
Поэтому я и утверждаю, что новая очковая система нужна в первую очередь новым командам. Тем командам, которые, похоже, не желая того, будут олицетворять в ближайшее время Формулу-1. Тем более, когда их такое количество.
И я говорю не только о целиком и полностью новых командах, этой "четверке Мосли" (ведь это была именно его идея — увеличить пелотон) — Вирджин, Кампос, Лотус и ЮСФ1. В некоторой степени неофитом является команда Заубер, которая заняла место почти однофамильца БМВ Заубер. Несмотря на схожесть в названии и персону Петера Заубера, это фактически новый коллектив, который разрабатывает новую машину.
Новичком можно назвать и Мерседес, который вернулся в гонки как заводская команда спустя четыре с половиной десятилетия спустя своего дебюта. Понятное дело, что мы будем иметь дело с командой Росса Брауна, но изменения в структуре команды, в руководстве — одно это можно считать достаточным фактором. Плюс мы еще не знаем, насколько специалисты из Штутгарта будут вмешиваться в разработку нового болида. Возможно, Росс Браун оставит все, как есть — особенно с учетом триумфа-2009 — но есть вероятность того, что Мерседес-2010 будет серьезно отличаться от Брауна-2009.
Ну и, наконец, мы увидим новую команду Рено. Да, со старым названием, почти заводскую — но именно что почти. И возможный уход Роберта Кубицы, уже подписавшего с конюшней из Энстоуна контракт, только подчеркнет изменения в пока еще французской команде. Итого получается, что "старичков" в Формуле-1 будет даже меньше, чем новичков — шесть против семи. Да, ветераны достаточно могущественны, именно они (Феррари и Макларен), скорее всего, и поведут борьбу за титул, но...
Но не считаться с новобранцами они просто не смогут. Тем более, что деньги за некоторыми стоят весьма серьезные. А уж если Мерседес, как и обещают многочисленные слухи, подпишет Михаэля Шумахера, то лидерам придется потесниться. Как минимум, на газетных полосах и главных страницах спортивных сайтов.
Правда, не все новички могут похвастаться мерседесовской базой. Например, американцы из ЮСФ1 до сих пор не определились даже с одним пилотом, тогда как два других неофита, Вирджин и Лотус, уже презентовали всех гонщиков, включая тестеров. И вообще, есть сомнения, что американская команда таки выйдет на старт сезона-2010. Во всяком случае сербы из Стефан ГП приготовились к возможной форс-мажорной замене ЮСФ1. Да и от Кампос пока что не поступало вменяемых сведений о финансовой и прочей состоятельности.
И это пугает больше всего. Нынешней Формуле-1, замученной последними сумасшедшими годами правления Мосли и просто-таки алчностью Экклстоуна, нужна в первую очередь стабильность. А ее пока что не наблюдается. Очередные изменения в регламентах, вплоть до отмены дозаправки (уже решено) и 25 очков за победу (вроде бы решено, но есть нюансы), только добавляют головной боли. А тут еще эти непонятные новички, от которых не знаешь, чего ожидать.
Единственные, кто однозначно выиграли в сложившейся ситуации — пилоты второго-третьего эшелонов. Вряд ли мы увидели бы в 2010-м Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнена, если бы не Лотус. Да и два других бывших пилота Тойоты Тимо Глок и Камуи Кобаяси трудоустроились именно в новых командах. А вот новичков среди пилотов не так уж и много, как ожидалось: о Хюлькенберге в Уильямсе говорили давно и уверенно, Бруно Сенна тоже ожидался в Королевских гонках — и вряд ли мимо его персоны прошли мимо "старички" типа Рено. В общем и целом только Лукас ди Грасси и олицетворяет собой новобранцев в кокпитах. А в остальном на манеже будут все те же лица.
Правда, многие из оных — в непривычных и, возможно, некомфортных условиях. Это, как мне кажется, сыграет на руку именно ветеранам, которые уже не первый год ездят в одной и той же машине. Можно считать это прогнозом в пользу Хэмилтона, Массы и Феттеля — ну так ведь они и без моих слов являются фаворитами сезона.
А новички пока что годятся только как поставщики сюрпризов. Вряд ли кто-то будет серьезно ожидать победы в первых гонках даже от Шумахера, если он, конечно, таки вернется. Об остальных и говорить нечего. Будем надеяться на неофитские сюрпризы исключительно со знаком плюс. Слишком много негатива случилось в Больших призах за последние годы.
Но для начала надо дождаться старта сезона и убедиться, что в Сахире перед светофором выстроились именно те 26 машин, которые нам обещают.