Сегодня мы поведаем о еще одной гонке, которая входит в знаменитую "Триаду". Инди-500 является некой "средней арифметической" гонкой между Ле-Маном и Гран-при Монако. От формулического этапа здесь взяты стены по периметру трассы, а от французской суточной гонки - борьбу на выносливость. Причем борьба за выживание здесь своеобразная. Гонщикам хоть и не предстоит видеть одну и ту же картину на протяжении 24 часов, но их ждет 800 километров и 800 левых поворотов с нажатой в пол педалью газа.
Кирпич, кирпич, кирпич - получился трек
Соревнование принимает город Индианаполис и его Спидвей. В народе трек носит имя "Старая кирпичница". Это имя не таит в себе скрытого смысла - все взято из истории, которая началась в ранние годы прошлого века. Карл Грэхем Фишер, Джеймс Аллисон, Артур Ньюбай и Фрэнк Вилер на окраине своего родного города создали трек, на поверхности которого был грунт и гравий. В первый гоночный уик-энд в конце августа 1909 года принес пять смертей, и возникла срочная необходимость сделать полотно более безопасным.
На помощь пришли более трех миллионов кирпичей, которые были устелены на трассу. В 1910 году гонка приняла еще большее количество участников. Тогда в начале сентября состоялось несколько гонок, в том числе на 100- и 200-мильную дистанцию, но количество зрителей оставляло желать лучшего - всего 18 тысяч.
Организаторам пришлось ломать голову над тем, как привлечь зрителей на стадион - основная прибыль должна была идти от них. Серьезно обговаривались две детали: время гонки и длительность. В 1911 было положено начало 500-мильной гонке. Организаторы рассчитывали на то, что такая дистанция не должна утомить зрителей, а с другой стороны это было вызовом автопроизводителям. А датой, которая осталась традиционной, был выбран День поминовения в конце мая.
Изменения коснулись и суммы взноса. Вместо одного доллара, который платили команды в прошлые годы, была назначена сумма в 500 долларов. Это был большой денежный риск по тем временам, но организаторы на это ответили 30-тысячным призовым фондом. Деньги распределялись среди первых десяти пилотов, а победителю должно было достаться 12 тысяч. На это предложение в итоге согласилось 46 машин из разных концов света и уже за месяц до первой гонки - 1-го мая - многие участники собрались на тестовые сессии.
Когда Титаник был еще жив
Первую гонку выиграл американец Рэй Хэроун, который прошел дистанцию чуть менее чем за семь часов. Средством передвижения для него стал Marmon - автопроизводитель, который базировался в Индианаполисе. Машину Рэй основательно переделал, а основные изменения коснулись двигателя, к которому пенсильванец добавил два цилиндра. В итоге он и его авто, которое имело кличку "Оса" из-за расцветки, в присутствии 80 тысяч зрителей приехали первыми, опередив ближайшего конкурента всего на две минуты.
На следующей гонке гонка на выживание только подчеркнула свое название. На 196 кругах дистанции лидировал Ральф де Пальма на Мерседес, но у него сломался шатун, и победа досталась Джо Доусону. Гонка начала набирать популярность как среди зрителей, так и среди зарубежных пилотов и производителей. До 1917 года, когда Инди-500 не проводилось из-за войны, гонку не выигрывали американцы и власть перешла в руки Европы. Лишь после Первой Мировой войны экономика США отошла от производства оружия, и инвесторы вновь могли сосредоточить внимание на развлечениях.
(Инди-500 1911 года)
Основное внимание было брошено на Гарри Миллера и братьев Дюзенбергов. В 20-х годах они вели борьбу в разработках шасси и моторов. В 1922 Джимми Мерфи удалось даже совместить шасси от Дюзенбергов и мотора Миллера и выиграть гонку. Соперничество продолжалось до наступления финансового кризиса, за это время главные инженеры гонки добыли равное количество побед. После 1929 года настало время великой депрессии и кому-то суждено было уйти из гонок. Это были братья Дезанберги, которые не смогли потянуть расходы. В это же время организаторы не проспали момент и пошли на изменения в регламенте. Было запрещено использовать нагнетатели, которые увеличивали мощность двигатели, и были запрещены двигатели объемом более шести литров. Такие шаги сразу же сказались и в гонки удалось завлечь Крайслер, Форд, Студебекер и других национальных производителей.
Диктатура
Но Миллер и его 8-цилиндровые моторы остались. Все гонки первой половины 30-ых выиграли именно моторы Гарри Миллера и они стали одними из самых знаменитых силовых агрегатов в истории американского автоспрота. В 1935 году у Миллера отобрали его бывший коллега по команде Фрэд Оффенхаузен. Фрэд создал свою команду в 1933 году, которая вскоре стала вполне конкурентноспособна. После того, как Миллер ушел из-за финансовых проблем с гонок Оффенхаузену не было равных и лишь в отдельных случаях победа доставалась не его машинам. Такими стали Мазерати (до Второй Мировой войны) и Спаркс, которые победили в 1946 году. Гегемония Фрэда длилась до 1964 года и соединила две эпохи. В 1961 году на автодроме положили асфальт, а от старого кирпича осталась маленькая линия, которую закатывать не стали.
Но основным моментом при правлении Оффенхаузена стало то, что Инди-500 вошло в календарь Формулы-1. С 1950-х целых одиннадцать лет "Старая кирпичница" принимала гонки в королевском классе. Несмотря на то, что в ранние годы европейские команды не брезговали гонкой в Индианаполисе, в 50-ых только Альберто Аскари появился на гонке Инди-500. В начале 60-х гонка отделилась от календаря Формулы-1 и стала вновь уникальным событием. За эту короткую историю выделялся Билл Вукович. Он дебютировал на Инди-500 в 1951 году, а уже на следующий год мог ее выиграть, но у него отказало рулевое управление.
Историю он начал творить в 1953 году. Гонка прошла под палящим солнцем и не многие пилоты сумели хотя бы выдержать всю дистанцию. А Билл не только победил, но и сделал хет-трик - единственный за все 11 лет Инди-500 в Формуле-1. В следующем году он стартовал с 19-й позиции, но снова выиграл. В 1955 году он лидировал всю первую чверть дистанции, но столкнулся с круговым, которого занесло, и погиб. До сих пор никто так и не смог одержать три победы подряд на Инди-500, а две победы подряд за почти столетнюю историю смогли одержать лишь пять пилотов.
(Инди-500 1955 года)
Какие люди!
Как ни странно, но только в начале 60-ых в гонке начали принимать участие пилоты Формулы-1. В 1961 таким стал Джон Брэбхем, в 1963 году на Инди-500 приехал Джим Кларк, а в следующем году последний одержал победу. Джим стал первым неамериканцем, с окончания Первой Мировой войны который выиграл гонку. В 1966 году победу на Инди-500 одержал Грэм Хилл, который лидировал всего на десяти кругах дистанции. Через шесть лет Хилл выиграет Ле-Ман и станет пока единственным пилотом в истории автоспорта, который выиграл все гонки Триады - Гран-при Монако, 24 часа Ле-мана и Инди-500.
И Кларк и Хилл побеждали на двигателях Форд, тем самым прервав победную серию Оффенхаузена. Но славные моторы никуда не делись и продолжали периодически добывать победы. 27 и последняя победа мотора Оффенхаузен значится 1976 годом, когда Джонни Рутерфорд победил на Макларене.
(Инди-500 1965 года)
В 1977 году умер владелец автодрома Тони Халман. Это дало старт организационным неурядицам Инди-500. В итоге борьбы за контроль гонка начала проводится в воссозданной серии CART. Под новой вывеской отметился еще один чемпион мира в классе Формула-1. Эмерсон Фиттипальди в начале 80-ых начал выступать на Инди-500 и в 1989 году выиграл свою первую гонку. Сделал он это в команде Роджера Пенске. Для Роджера это была всего вторая победа, а всего у него их будет 15 - рекорд среди владельцев команд.
А финиш 1989 года и по ныне один из самых захватывающих и вы его можете увидеть в нашем рассказе о Фиттипальди. Последним победителем под эгидой CART стал в 1995 году Жак Вильнев. Жак по ходу гонки получил двухкруговой штраф из-за нарушений правил езды при машины безопасности. Тем не менее, удачная тактика пит-стопов и стечение обстоятельств помогли Жаку и он проехал 505 миль быстрее, чем все остальные 500.
Новая эпоха
В 1996 году владелец трека Тони Джордж пошел на создание новой серии Indy Racing League, основой которой стала Инди-500. Вновь гонке пришлось испытать несколько неприятных моментов, связанные с ультиматумами представителей CART. Но все в итоге утряслось и больше смен вывесок не происходило. В 2000 году победу одержал Хуан-Пабло Монтойя, который одержал уверенную победу и пошел, как и Вильнев после своей победы, в Формулу-1.
(Финиш 2006 года)
(Обгон Витора Мейры в 2008)
Инди-500 сейчас является самым популярным спортивным действом на Земном шаре. Трибуны вокруг трека рассчитаны на 257 тысячи зрителей, но вокруг трассы себе место находят 400. Трудно объяснить, что же такого привлекательного в простецкой трассе, но, видимо, не всему существующему нужно давать пояснения. И в этом году пройдет уже 94-я гонка и вновь в Индианаполис или к экранам телевизоров потянет магнитом миллионы человек.
(Черное и белое Инди-500)