Арена сражений уик-енда, autosport.com
Ну, вот и дождались. Длительное межсезонье, которое не заставляло скучать, подошло к концу, и уже в этот уик-энд мы узнаем первых победителей, неудачников и выскочек чемпионата мира 2010 года. Кто завоюет эти звания - пока большой вопрос. Фаворитов на данный момент слишком много. Сейчас это минимум четыре команды - Макларен, Мерседес, Ред Булл и Феррари. Кто-то является главным претендентом на победу по инерции, кто-то - благодаря успешному прошлому году, а кто-то - благодаря возвращению самого успешного пилота за всю историю и главному инженеру. В любом случае, в этом квартете точно будут те, кто ограничится попаданием в очковую зону, но будут так же и победители. Победа будет многое означать, поражение - ничего! И вину за это несут четыре месяца между Гран-при Абу-Даби 2009 года и Гран-при Бахрейна 2010. Между ними всего малая часть Персидского залива, но на самом деле этот путь длиною в вечность - слишком много новостей.
Когда за дело берется мастер
Именно предыдущий и уже стучащийся в дверь этапы чемпионата так или иначе дают повод для сравнений между собой. В 2002 году именно Манама, столица Бахрейна, и Абу-Даби повели между собой борьбу за право проведения первого этапа чемпионата мира на Ближнем Востоке. Тогда оба проекта не вызывали вопросов в финансовой составляющей - благо, под обеими странами находится черное золото - и предпочтение было отдано стране, где автоспорт развивался уже 50 лет (Автомобильная федерация Бахрейна была создана в 1952 году)! В это сложно поверить, разве что верблюды были приравнены к машинам... И, тем не менее, это так. А в декабре 2002 года был заложен первый камень в новую конструкцию имени Германа Тильке. Этот персонаж за последний десяток лет стал проектировщиком огромного количества автодрома и в их числе не только треки, которые принимают этапы Формулы-1. Немецкий мастер за такой короткий формульный период стал уважаемым персонажем, а вот его разработки получили свое имя нарицательное - Тилькедром. Это слово употребляется как в хорошем смысле, так и не очень. Но все разработки, надо признать, - уникальны и каждая гонка вызывает свой особенный интерес.
Автодром Сахир в Манаме не стал исключением. Здесь есть повод и позлорадствовать и предупредить гонщиков о невероятной конфигурации трека. С первым сложилось легко. Благодаря размещению в пустыне и отсутствию каких-то неестественных сооружений на средней части дистанции над Тильке пошутили, что автодром он проектировал на слабом компьютере с выключенными текстурами. И действительно - для разработчиков компьютерных игр это, наверное, самый легкий трек. Лишь здание паддока, которое выполнено на совесть, выделяется - сооружение и через шесть лет после постройки вызывает эмоции новшества. А вот второй момент - конфигурация - заставит призадуматься механиков и гонщиков. Всех участников спортивной части действа ожидают мучительные секунды, минуты и часы на протяжении всех трех дней Гран-при.
17 марта 2004 года - за две недели до первой гонки - была официально открыта трасса в Бахрейне. Всего за 16 месяцев и 150 миллионов долларов 3 тысячи рабочих построили новый трек. Проект получился интереснейшим и даже чуточку выходил за формульную жизнь. Благодаря особенностям ландшафта Герман Тильке сразу заложил возможность переконфигурации трека под определенные цели. Кроме всем нам известного формулического кольца были также построены участки, которые использовались для других видов гонок. Например, для драгрейсинга была продумана возможность ездить по овалу. А в 2010 году изменилась дистанция и трассы для Формулы-1. Было принято решение добавить к прошлогоднему варианту 800-метровый участок, который был построен изначально, и это обещает принести дополнительный интерес.
Испытание на прочность
Первый сектор Сахира - знаковый для Тильке. Стартовая прямая очень длинная - вход и выход из пит-лейн легко на ней поместились - и широкая. Во многих точках мира это было бы большим плюсом, но песок в Бахрейне доставляет мало удовольствий. Вообще, эта проблема будет прослеживаться по всей дистанции, но там будет некая идеальная траектория, которая является сравнительно чистой. А вот на старте гонщикам предстоит поднять за собой столб пыли. Конфигурацию первого поворота Герман Тильке может смело патентовать. Именно этот немец ввел в моду "тройные" повороты - первый в Малайзии, последний в Стамбуле, медленная шикана в Сингапуре. Все это новое в Формуле-1, но назвать неинтересным нельзя.
А далее следует прямая с тяжелым торможением перед правым поворотом - идеальная копия Сепанга. Но на этом сравнения с треком в Малайзии заканчиваются. Новый второй сектор будет очень медленным. Здесь пилотов поджидают повороты различной остроты, а прямых практически нет. Соответственно, и возможностей для атак здесь не будет, но длинный второй сектор интересен другим. Он является полной противоположностью не только первому, но и третьему сектору и это предоставит пилотам возможность играть с настройками. В прошлом году он был несколько легче, но в этом году прижимной силы требуется еще больше. Этот вопрос решается, но наличие трех длинных прямых вынуждает искать компромисс. А третий сектор состоит всего из двух поворотов и прямых - ничего сложного, но многое будет зависеть от тех же настроек.
Но конфигурация трассы в Бахрейне - еще не самое страшное. Главная сложность - погода. Невероятная жара без малейших шансов на дождь будет дополнительным испытанием и для пилотов, и для техники. А техника в этом году новая. Практически все команды (за исключением Хиспании) провели свои тесты в Испании, которая в феврале отличилась не совсем идеальной погодой. В Хересе был дождь, а в Барселоне температура воздуха не поднималась выше 20 градусов (а на этой неделе в столице Каталонии жители увидели снег...). Поэтому пятничные сессии станут крайне важными для всех без исключения команд. Необходимо будет проверить различные варианты и на все это будет отведено лишь три часа. А гонка станет еще "веселее". На полном пределе возможностей пройдут испытания резины (а износ из-за грязи на треке будет увеличен) и тормозов - Тильке хлопот добавил.
Победа чемпионов
Вот история гонок в Бахрейне пока не такая красочная. Дебютную для Сахира победу одержал Михаэль Шумахер, которому в 2004 году не было равных. А остальные места на подиуме разделили Баррикелло и Баттон. Дженсону также не приходилось жаловаться на машину, ведь тогдашний БАР был сильнее всех во втором эшелоне. А вот через два года здесь была проведена пока самая интересная гонка. В 2006 году Гран-при Бахрейна открывал чемпионат - временно Австралия лишилась такого права из-за проведения в тот период Игр Содружества. С первого места стартовал Михаэль Шумахер, но по ходу гонки он проиграл борьбу на тактике пит-стопов (невозможное возможно!) действующему и будущему чемпиону мира - Фернандо Алонсо. Испанец вместе с командой четко угадал время заезда на вторую дозаправку и буквально на считанные метры опередил Михаэля после выезда с пит-лейн. Но гонка не ограничилась борьбой за первое место. Подарок болельщикам преподнесли Кими Райкконен и Нико Росберг. Финн (хотя Нико тоже в какой-то степени финн…) провел гонку в своем любимом стиле - старт с 22-й позиции и финиш на подиуме. А вот Росберг провел свою первую гонку в Формуле-1 и установил сходу время лучшего круга! И все это на Уильямсе в присутствии быстрых Рено, Феррари и Макларен.
История Гран-при Бахрейна показывает, что здесь нужна чемпионская техника. В четырех из шести случаев побеждали будущие чемпионы (Шумахер, дважды Алонсо и Баттон), а еще в двух случаях побеждал Масса - 2007 году его коллега стал чемпионом, а через год сам бразилец был в 500 метрах от чемпионства. Будет ли Бахрейн лакмусовой бумажкой и на этот раз - посмотрим. А пока остаются считанные часы до старта 61-го чемпионата мира.
Гран-при Бахрейна. Статистика:
Количество кругов - 49
Длина круга - 6,299 км
Рекорд круга в квалификации - 1:30,139 Михаэль Шумахер (2004)
Рекорд круга в гонке - 1:30,252 Михаэль Шумахер (2004)
Последний победитель - Дженсон Баттон