5. Начнем, пожалуй, с события, которое прошло не то чтобы совсем не замеченным, но и мало кем идентифицированным. Хиспания финишировала обоими своими болидами. Карун Чандхок и Бруно Сенна впервые парой доехала до финиша.
И это, между прочим, первый двойной финиш новой команды в текущем чемпионате. Даже Заубер, который вроде бы создали и не с нуля, имеет всего один доезд до клетчатого флага. А самый слабый из новичков, болиды которого впервые появились на трассах только в Бахрейне (Чандхок вместе со своим стальным конем вообще дебютировал прямо на квалификации), финишировал в трех из шести попыток.
Причем заметьте разницу. Если в Австралии Чандхок уступил победителю пять кругов, то в Малайзии и Карун, и его напарник оказались на финише всего в трех кругах от триумфатора. И ведь не скажешь, что какие-то погодные условия помешали грандам продемонстрировать оптимальную скорость.
Конечно, в чистой скорости – и это мы увидели на квалификации – Чандхок и Сенна проигрывают своим непосредственным соперникам (а тот единственный обгон Трулли стал возможен только благодаря проблемам на зеленом болиде). Но в том-то и прелесть Формулы-1, что успех в гонке зависит от множества факторов. И у Хиспании пока что получается соблюдать баланс.
Так что Даллару можно похвалить за неплохо сконструированное шасси. Правда, именно с Далларой связаны потенциальные проблемы Хиспании. Проблемы эти связаны со сложностью доработки болидов – ведь чертежи находятся вне расположения команды, а работать во время чемпионата с посторонней конторой чревато увеличением времени работ. Поэтому уже в Европе отставание ХРТ от конкурентов снова может увеличиться.
4. Такого Формула-1 еще не видела. Такого Михаэля Шумахера. Красный Барон, который во всех своих командах, начиная еще с Бенеттона-92, был явным первым номером, сейчас не может составить достойную конкуренцию своему партнеру.
Партнеру молодому, перспективному, небесталанному, амбициозному. Но ведь противостоит ему самый опытный, самый титулованный гонщик современности! Неужели же все это ничего не стоит в современной Формуле-1?
Как показывает начавшийся сезон – если и стоит, то немного. На квалификациях Росберг уверенно лидирует с сухим счетом 3:0. В гонках Шумахер не поднимается пока что выше шестого места – тогда как Нико не опускается ниже пятого.
Разумеется, три года вне кокпита не могли не сказаться. Разумеется, отсутствие нормальных тестов по ходу сезона не идет на пользу любому пилоту. Но сама магия имени – Шумахер! – заставляет верить в чудо. Чудо, которого мы пока что не видели. А видели, как Сам не мог обойти на Альберт-парке скромный Торо Россо Альгерсуари.
В Сепанге Шумахер и вовсе сошел. Не по своей вине, конечно же – но ведь до момента схода Михаэль снова не запомнился ничем, что можно было бы охарактеризовать эпитетом «чемпионским».
Да, глупо ждать от Шумахера побед в первых же гонках. Но пока мы не видим того рвения, того желания и задора, о котором нам говорили до старта сезона. Возможно, причина в болиде (но Росберг же как-то ездит!). На данный момент Михаэль – единственный из топ-команд, не попадающий в первую восьмерку общего зачета.
3. Вот за такие неожиданности мы и любим Формулу-1. Впрочем, можно ли назвать неожиданностью то, что случилось на квалификации Гран-при Малайзии? Отнюдь.
Гранд-команды просто-напросто ошиблись со временем выезда на трассу – ожидая окончания дождя. А тот, как назло, только лишь усилился. И когда Феррари с Макларенами появились на мокрой трассе, максимум, который они сумели выжать – это 17-е место Баттона.
Остальная тройка удалая даже не дотянулась до второго сегмента квалификации. Скажете – вот там, по относительно стабильной трассе они бы показали! Согласен. Да только Формула-1 не ограничивается исключительно сухим треком и чистой скоростью. Надо уметь принимать решения и в таких непростых ситуациях.
В Австралии Баттон выиграл именно благодаря гениальному, как оказалось, тактическому решению с шинами. В Малайзии Макларен (и Феррари), наоборот, проиграли именно в выборе тактики. И в этом они могут винить только лишь самих себя.
А у Феррари с Сепангом вообще не складывается в последние годы. Историю с Фелипе-беби мы все хорошо помним. Казалось, выводы были сделаны. Но теперь Скудерия наступила на новые грабли.
2. Вот и случилось то, что, по-хорошему, должно было случиться еще в Бахрейне. Я говорю о победе Себастьяна Феттеля. На двух первых этапах безумно талантливому немцу мешали проблемы на его болиде, теперь же, когда механический фактор отступил, равных Себу просто не нашлось.
Даже в лице его напарника и главного (?) конкурента Марка Уэббера. Австралиец более чем уверенно выиграл поул – полторы секунды Росбергу и все тому же Феттелю! Но на старте гонки с точно такой же уверенностью проиграл молодому "быку". Именно проиграл, а не уступил. Кристиан Хорнер после гонки подтвердил, что попросил своих парней играть аккуратно – но именно играть, а не поддаваться.
Да и вряд ли Марку это интересно. Максимум, который ему может грозить (и чем грозили, например, Баррикелло в Феррари) – это увольнение. Ну так слухи о его возможном уходе в конце сезона начали циркулировать не сегодня и не вчера. Уэббер в Формуле-1 уже почти десять лет, прошел путь от скромного Минарди до высшей ступени подиума. Да, чемпионом мира не стал – ну так не всем и покоряется эта высоченная вершина.
Разве мы стали меньше любить прекрасного человека Герхарда Бергера или талантливого, но ужасно невезучего гонщика Жана Алези за то, что они не становились чемпионами? Конечно же, нет. А к иным титулам народ в большинстве своем относится скептически. Так что корона – не панацея, хоть и очень желанная цель.
Впрочем, Марк, думается, осознает, насколько его молодой партнер талантливее. И ведет себя на трассе соответственно. Будь на месте двух "быков" сумасшедшие Ральф Шумахер и Физико образца Джордана 1997-го – мы бы наверняка увидели на старте нечто вроде столкновения. Это было бы феерично, но очень непрактично. Здесь же была корректная борьба. Да, не слишком яркая и зрелищная, но спокойная и результативная. О чем еще можно мечтать руководству РБР?
О Феттеле говорить нечего. Все и так видели, как этот пилот может ехать в квалификации, как может стартовать в гонке и держать лидерский темп. Да, скучновато. А вспомните, как выиграл свой титул Биг Найдж. Да проигрывал он в сто раз красивее! Но – проигрывал. Думаю, в 1992-м он был не против выиграть именно так – спокойно, без нервов, за несколько этапов до финиша. Только лишь бы выиграть. У Феттеля нет за спиной такого багажа из проигранных в последний момент чемпионатов (прошлый сезон не в счет, там он и молод еще был, и не проиграл, а скорее чуть не выиграл), но и он вряд ли будет против именно такого развития событий – поул, уверенный старт и скучная дорога к клетчатому флагу.
Но мы-то с вами – не Феттель, Ньюи, Хорнер или Матешиц. Поэтому нам подавай борьбу на трассе и в чемпионате! Например, такую, как в лучшем сезоне современной Формулы-1, 1997 года. И пусть победит наидостойнейший.
1. Если о Феттеле пока что можно сказать, что он достаточно скучен на трассе, то есть пилот, действия которого не заставят скучать никого. И потому, что равнодушных по отношению к Льюису Хэмилтону нет – кто-то его любит, кто-то ненавидит, и потому, что в нынешнем сезоне он один из самых зрелищных пилотов.
И, честно говоря, мне такой Хэмилтон импонирует куда больше, чем тот, который боролся за титулы в 2008-м и особенно в 2007-м. Тогда афробританец ехал только тогда, когда он был во главе пелотона. Если же приходилось бороться, Льюис терялся, допускал ошибки. Да и конфликт с Алонсо не добавил ему вистов в глазах множества болельщиков. А анонс по ходу сезона-2007 автобиографии с самоуверенным заявлением – в отчаянной борьбе на финише сезона дебютант завоевал титул (и это было написано задолго до финала чемпионата!) – и вовсе настроил публику против него. Плюс все эти папы и любовницы, шатающиеся по паддокам…
Но в конце 2009-го и в текущем сезоне Хэмилтон, похоже, стал настоящим гонщиком. Да, этому способствовало и время (читай – опыт), проведенное в Ф1, и достаточно неплохой болид. Но его соперники провели в Королевских гонках куда больше времени, да и машины у них не хуже (Баттон вообще имеет такого же стального коня). А вспомните что-то яркое в исполнении тройки Алонсо-Масса-Баттон в Малайзии. Да, борьба между собой. А Хэмилтон в то же самое время стремительной серебряной стрелой мчался к очковой зоне, обходя всех, кто попадался ему под руку, точнее, под колесо.
И эпизод с Петровым, самый яркий во всей воскресной гонке, я бы не стал рассматривать столь однозначно – мол, ай-яй-яй, какой нехороший этот Хэмилтон. Вот когда он лгал стюардам, когда он настраивал команду против Алонсо – тогда никаких двусмысленностей быть не могло. Это было некрасиво и даже подленько.
А здесь мы видели самую настоящую борьбу на трассе. Да, не самую чистую, откровенно говоря, грязноватую. Но это не удар исподтишка, а драка один на один. И это выглядело эффектно, где-то даже красиво. Точно так же, как запомнилась на долгие годы та битва Шумахера и Вильнева в Хересе – а вот Шпильберг-2002 хочется забыть, стереть из своей памяти.
Понимаю и разделяю негодование Рено. Но точно так же понимаю и действия Хэмилтона. Кстати, там ведь было не только "виляние хвостом" - россиянин и британец устроили на трассе настоящую красивую борьбу. Причем не за какое-то там 20-е место, а за очковую зону. Если Льюис и дальше будет продолжать в таком же стиле, то поклонников его таланта заметно увеличится. Пусть, возможно, и в ущерб чемпионскому титулу. Впрочем, корона у Хэмилтона уже есть, так что самое время подумать об эстетической стороне гонок.