Формула-1 продолжает колесить по дальнему востоку и на этот раз перемещается в самую населенную страну на нашей планете. На этих выходных этап чемпионата мира примет крупнейший город Китая - Шанхай. За последние годы он очень сильно вырос, как и Поднебесная в целом, - правительство только увеличивало внешний долг страны, но в результате получили чудесное перевоплощение. Благодаря таким усилиям удалось реализовать со второго захода идею проведения Гран-при на территории Китайской народной республики.
На грани "двойной ошибки"
Впервые в Китае задумались приютить у себя сильных мира сего в начале 90-х годов прошлого века. В 1993 году Чжухай, город на юге страны, принял гонку местной серии на своих улицах, а через три года здесь был построен полноценный трек. Китай тут же подал заявку на проведение Гран-при и даже получил место в календаре сезона 1999-го года. Но тогда вмешались материально-технические проблемы новой трассы - прежде всего кольцо не соответствовало нормам безопасности, которые установило ФИА. Поэтому светлое дело пришлось отложить, но совсем ненадолго. Весной 2003 года началась работа над возведением ультрасовременного трека, который на тот момент переплюнул по масштабам все автоспортивные строения мира.
Бюджет - не ниже 250 миллионов долларов (по некоторым данным - 450!). За такую сумму Герман Тильке спроектировал потрясающий комплекс. Он не забыл о своих "традициях" - длинные прямые, медленные участки, широкие зоны безопасности, - но и китайские также не обошел вниманием. Прежде всего это сама конфигурация трассы - в приближенном виде форма трассы напоминает иероглиф "Shang" - первый слог в названии города, который означает "высокий". Вторая прихоть - командные домики, комплекс которых напоминает древний сад Юань в Шанхае. И все это переплетается с современными технологиями (похоже, что автодром еще не скоро придется назвать "устаревшим" - задел сделан на десятки лет). Ну а самый наглядный шедевр - центральный комплекс. Главная трибуна и паддок выглядят одним целым - одно дополняет другое. А напоминает это все нечто космическое.
Неизменность традиций
Конфигурация трассы выполнена по почерку Тильке. За это его ругают или хвалят, но его трассы по своей сути однообразные. Он попытался воплотить в треке все - прямые с возможностями для обгонов и технические участки, где гонщикам придется ломать голову над настройками. Вроде бы все сделано с благими целями, но в итоге это стал еще один "Тилькедром" (из первых четырех трасс в этом чемпионате три - творение Тильке). Радует то, что без изюминок не обошлось. Первая из них - комбинация 1-2 поворотов. По своей сути это снова характерное творение Тильке, но уникальность его в том, что гонщики направо поворачивают на 270 градусов и сложности добавляет непостоянный радиус. Первый поворот закручивается и пилотам приходится подстраиваться. Это довольно нелегко, ведь на этом участке можно часто увидеть ошибки в исполнении гонщиков. Лишь довернув до стартовой прямой, пилоты ныряют в левый поворот и едут к медленной секции трассы.
13-й поворот похож на первый, но здесь важен выход на длинную прямую - пилоту необходимо проехать трибуны с надписью "EXPO - 2010" (к слову, оно откроется 1 мая, а закроется - 31 октября) по идеальной траектории с сохранением скорости, чтобы не потерять ни одного метра преимущества над соперником. Ну а сама прямая - длиннейшая в этом чемпионате мира. Это заставит гонщиков серьезно работать над настройками - тут необходимо найти подходящий баланс прижимной силы. Можно все силы бросить на медленный сегмент, но тогда не будет никаких шансов на обгон - или наоборот. Вот здесь новая разработка Макларен может сыграть свою роль, ведь на предыдущих трех Гран-при Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон показывали отличные результаты. Мешает им пока только сложности при обгонах.
Как это было
26 сентября 2004 года состоялся первый Гран-при Китая. К сожалению для китайцев, за три гонки до конца чемпионата Михаэль Шумахер себе обеспечил чемпионство и гонка превратилась в формальность. Победителем стал Рубенс Баррикелло, коллега Шуми по команде, и вписал свое имя в историю. Вторым пришел на финиш Дженсон Баттон на BAR. Тогда BAR находился в довольно неплохой форме и британцу удалось улучшить на одно место свою стартовую позицию. В дальнейшем сильные команды здесь продолжали побеждать. В 2005 году в ранге досрочного чемпиона мира сюда приехал Фернандо Алонсо и ему не было равных.
В следующем году Китай впервые принял гонку, которая имела огромное значение для чемпионата мира. Шумахер отставал от Алонсо на 2 очка и должен был по крайней мере далеко не отпустить конкурента, ведь после Китая оставалось всего две гонки. Квалификацию немец провалил и оказался на седьмом месте, а в это время Нандо стал на первое место на стартовой решетке. Но в гонке предстартовый дождь смешал все карты. Михаэль смог постепенно выйти на третье место, но перед ним были две машины Рено - Алонсо и Физикелла. После первой волны пит-стопов Алонсо опережал Шумахера на 20 секунд, но он не угадал с шинной тактикой - на пит-лейне ему сменили только передние колеса. Круг за кругом преимущество испанца таяло, а затем и Джанкарло и Михаэль его прошли. Последняя важная перестановка произошла на второй волне пит-стопов. Физикелла поехал на дозаправку кругом позже Шумахера и на выезде из пит-лейн на холодной резине не смог удержать свою позицию, зашев широко в первый поворот. Шумахер тогда выиграл последнюю - на данный момент - гонку в карьере, а Алонсо сумел оклематься по ходу гонки и финишировал вторым.
В 2007 году гонка в Китае была предпоследней в чемпионате, и тут мог оформить досрочное чемпионство Хэмилтон. Увы для Льюиса и к счастью для Кими Райкконена, вопрос о чемпионстве перешел в Бразилию - британец в Шанхае вылетел в зону безопасности у пит-лейн и прекратил борьбу. В следующем году Хэмилтон таки выиграл очень важную гонку в Китае и отправился в Интрелагос с очень хорошим преимуществом.
В 2009 году гонка переместилась в начало календаря. Это был третий этап в чемпионате и после стартового провала победу одержал Себастьян Феттель. Для команды Ред Булл это была не просто первая победа в Формуле-1, но и первый дубль! Марк Уэббер поддержал темп напарника в дождевой гонке и приехал на финиш вторым - это был высший результат в его карьере на тот момент. В этом году Ред Булл ходит также среди фаворитов. На первых трех гонках они были бы лучшими, если бы не технические проблемы в гонках в Бахрейне и Австралии. Как сложится теперь - вопрос. А ответ будет совсем скоро.
Гран-при Китая. Статистика:
Количество кругов - 56
Длина круга - 5,451 км
Рекорд круга в гонке - 1:32,238 Михаэль Шумахер (2004)
Победители последнего десятилетия:
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Фернандо Алонсо (Рено)
2006 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2007 - Кими Райкконен (Феррари)
2008 - Льюис Хэмилтон (Макларен)
2009 - Себастьян Феттель (Ред Булл)