Прогулявшись по Ближнему и Дальнему Востоку, Формула-1 возвращается на свою родину - континентальную Европу. В Испании будет дан своеобразный второй старт в чемпионате - этого Гран-при ждали полтора месяца и именно здесь будет дан ответ на ряд вопросов. Безусловно, по итогам гонки в Барселоне не возможно будет определить будущего чемпиона, но круг явных претендентов будет определен. И даже не обязательно он должен сузиться до двух команд. Вполне вероятно, что по итогам этапа ситуация в турнирной таблице запутается еще сильнее.
Ред Булл на первых этапах добыл не все свои положенные очки, и в случае успеха в Барселоне сможет только приблизится к конкурентам - а может их снова подстерегут проблемы, чего им желать не собираемся. Другой интересный представитель из Топ-4 - Мерседес. Удивительно, но Нико Росберг сейчас занимает вторую строчку в личном зачете, а его машина явно выглядела не лучшей. В Барселону же Росс Браун обещает привезти серьезные новинки - что будет в итоге? С другой стороны - прошлогодний победитель (да, Дженсон Баттон сделал гениальную работу, но его шеф постарался не меньше) обещал серьезные новинки и перед Сахиром... В итоге Михаэль Шумахер так и не поехал, а вот младший коллега занимает довольно нелогичное "серебряное" место. Много вопросов также к Макларену, Феррари и Рено. Еще столько же к аутсайдерам и серединке пелотона. В любом случае чемпионат в Барселоне не закончится и это будет лишь одна из страниц этого сезона.
Давным давно...
А вот начиналось все в Испании очень давно. В 1913 году, когда автоспорт начинал только-только развиваться, был проведен первый Гран-при Испании. Гонка прошла под Мадридом на дорогах общего пользования. Победу в гонке одержал испанец Карлос де Саламанка, а в следующий раз представитель Испании победил на домашнем Гран-при в... 2006 году - до полной фиесты испанцев довел Фернандо Алонсо. После гонки на окраинах Мадрида наступил 10-летний перерыв. В этом промежутке прошла Первая Мировая война, а после ее завершения автоспорт обрел второе рождение. Как и по всей Европе, в Испании начали строить треки, и один из них появился под Барселоной. Новая 2-километровая трасса с двумя бэнкингами приняла гонку лишь однажды - сказались финансовые проблемы у организаторов.
В 1926 году в истории Гран-при Испании произошел первый значительный перелом. Этап прошел в Сан-Себастьяне, стране Басков, и стал традиционным. До 1935 на севере Испании прошло восемь гонок (дважды этап был отменен проблем, связанных с мировым финансовым кризисом) и среди победителей оказались хорошо известные читателям наших исторических материалов люди - Луи Широн, Луиджи Фаджиоли и Рудольф Караччиола. В 1936 году Испания погрузилась в пучину гражданской войны и было явно не до гонок.
Лишь через 15 лет пиренейцы вышли из тени – в 1951 году Барселона приняла этап чемпионата мира. Кольцо получило название Педралбес и было проложено по улочкам города. К сожалению, и здесь долгую историю не получилось написать. На Педралбесе прошло всего две гонки - в 1951 году победил Фанхио, а через три года победу одержал Майк Хоторн. Удар по Испании был нанесен из ближнего зарубежья. В 1955 году гонка в Ле-Мане закончилась самой страшной трагедией в истории автоспорта, когда погибло более 80-ти человек и тут же все опасные треки были закрыты, а на остальных было произведено улучшение безопасности на трассах. Увы, но трек в Барселоне попал в число первых.
Между Барселоной и Мадридом
Трасса нового поколения появилась в Испании только в 1967 году. Джон Хагенхольц (John Hugenholtz - Голландия) добавил к списку своих проектов (чуть ранее он записал в свой актив трассы Зандвоорт и Сузуку) и трек Харама, который был построен близ Мадрида. Сначала была проведена внезачетная гонка, а уже в 1968 году она стала одним из этапов чемпионата мира. До 1975 года Гран-при Испании принимал также и трек Монджуик - площадкой стали улочки одноименной горы в Барселоне. Принцип ротации между Харамой и Монджуиком прервался из-за трагедии в столице Каталонии.
Во время гонки в 1975 году Ольф Штоммелен на 26-м круге дистанции вылетел с трассы и убил пятерых зрителей. Несчастье поставило точку в совместной истории Монтжуика, Формула-1 перебралась в Хараму. Но под Мадридом удалось провести еще лишь шесть гонок. В 1981 году Кастилья приняла последний для себя этап Формулы-1 - но какой! Жиль Вильнев имел более слабый болид Феррари, но сумел сдержать четырех соперников. На финише гонки между ним и Элио де Анджелисом, который пришел пятым, было всего 1,24 секунда разницы - один из самых тесных финишей в истории Формулы. А еще это была последняя победа в жизни Жиля...
Великая трасса со вкусным именем
Трек в Хараме постепенно устарел. Продлить соглашение, которое действовало до 1981 года не представлялось возможным и Испания вновь осталась без великих гонок. 8 декабря 1985 года в Андалусии открылся новый трек - Херес. Этот трек наиболее памятен событиями в 1997 году, но к Гран-при Испании это не имеет отношения - тогда был проведен Гран-при Европы. А национальный Гран-при здесь проходил только до 1990 года, но и тут есть что вспомнить. В 1986 году, дебютном для трассы, Найджел Мэнселл гнался за Айнтоном Сенной до последних метров дистанции. Всего лишь за семь кругов ему удалось сократить отставание в 20 секунд, но для победы ему не хватило 14-ти тысячных!
Новая история
В 1991 году гонка снова поменяла регион. В начале 90-х Барселона вела подготовку к Олимпийским Играм и в программу развития города также попало и строительство новой трассы. Под столицей Каталонии, а именно в Монтмело, был построен трек, который принимает этап чемпионата мира и по сей день. А с течением времени эта трасса стала для пилотов и обслуживающего чемпионата чем-то большим - именно здесь уже много лет проводятся зимние тесты Формулы-1. Здесь же получают свой шанс и новые пилоты. Конечно же, такому успеху благоприятствует и климат, но сама по себе трасса также получилась отменной.
Длинная стартовая прямая переходит в серию разной сложности поворотов и коротких прямых отрезков - для работы с настройками тут создан рай. Мест для обгонов на трассе два - и это максимум. Но и они иногда не спасают, ведь были и довольно показательные случаи. В 1999 году, когда ФИА еще не так сильно боролась за повышение количества обгонов и основную работу вели пилоты, зрители на Гран-при Испании увидели аж один обгон. Многие говорят, что на этой трассе обгонять сложно и важную роль на этих выходных отыграет новый воздушный канал Макларена. Многие команды будут лишь тестировать первые наработки по этому вопросу, но Баттон и Хэмилтон, кажется, будут иметь преимущество.
В истории каталанского этапа не так много ярких моментов. Один из них - первая победа Михаэля Шумахера за рулем Феррари. В 1996 году действующий чемпион мира по чистой скорости сильно уступал двум машинам Уильямс, но пустившийся дождь в тот день подарил ему победу. Михаэль провел идеальную гонку и добыл победу. А через пять лет он добыл здесь еще одну победу. Он вновь был действующим чемпионом мира, но на этот раз без дождя - взорвавшийся мотор на машине Мики Хаккинена, который на последний круг ушел лидером с огромным перевесом над Шумахером. В этот уик-энд уже Михаэлю для победы придется совершить чудо. Можно по-разному относиться к его нынешним результатам - у критиков находятся разного рода доводы, - но всем ясно, что от него в итоге ожидают. Может, именно это случится в Барселоне?
Гран-при Испании. Статистика:
Количество кругов - 66
Длина круга - 4,655 км
Рекорд круга в гонке - 1:21,670 Кими Райкконен (2008)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Мика Хаккинен (Макларен)
2001 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2002 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2003 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Кими Райкконен (Макларен)
2006 - Фернандо Алонсо (Рено)
2007 - Фелипе Масса (Феррари)
2008 - Кими Райкконен (Феррари)
2009 - Дженсон Баттон (Браун)