Формула-1 на этой неделе переезжает на самый край Азии - до пролива Босфор будет менее сотни километров. Но, по сути, это считается европейским этапом, поскольку все давно свыклись с той мыслью, что Турция - это Европа. Не просто Европа, а даже девушки начинают медленно, но уверенно переходить на современный стиль одежды. А рядышком возле нового автодрома расположен город Стамбул - одно из красивейших творений человека, которое смешивает в себе традиции и Европы, и Азии.
Фавориты остаются фаворитами
На Истанбул-Парк команды и их пилоты приедут с давно ожидаемыми лидерами чемпионата. Ред Булл уверенно занимает первое место в Кубке Конструкторов, а два пилота этой команды делят между собой первое место по набранным очкам. Пока теоретический перевес на стороне Марка Уэббера, у которого в активе имеется две победы на этапах, но это сейчас не столь существенно. Австрийская конюшня могла выйти в лидеры чемпионата мира еще в Бахрейне, но так сложилось, что именно здесь стало все на свои места. Также можно обратить внимание на следующую деталь - в прошлом году Себастьян Феттель в Турции стартовал первым, но сделал ошибку и пропустил Дженсона Баттона к его последней победе в чемпионате. Именно в этих холмистых краях мог состояться перелом в чемпионате, но в итоге Ред Буллу очень сильно не хватило потерянных очков в конце сезона. Сейчас же ситуация другая - все в руках "быков".
Ред Булл должен отрываться вперед и больше не радовать болельщиков других команд техническими проблемами. Так уж сложилось, что в первую очередь речь ведется о команде с пропиской в Милтон-Кейнсе, но тому есть объяснение. Несмотря на наличие двух скоростных прямых на трассе, Ред Булл должен будет иметь перевес. Во-первых, из-за того, что здесь также есть и очень технический участок, на котором нужна идеальная аэродинамика (тут творение Адриана Ньюи вне конкуренции), а во-вторых - "австрийцы" доказали свою конкурентоспособность на шести различных трассах. Феррари, Макларен, Мерседес, Рено нужно будет постараться и, скорее всего, прыгнуть выше головы.
"Тилькедром", в хорошем смысле этого слова
Первая строчка в истории турецкого этапа чемпионата мира была написана совсем недавно. Начиналось все с прекрасного. Гран-при Турции должен был стать своеобразным ответом этапу в Будапеште. В 2003 году, когда был подписан договор на проведение гонки в Стамбуле, Турция очень сильно развивалась туристически. В первую очередь, потоки отдыхающих летели со стран СНГ, и именно их нужно было переманить с венгерского этапа. Даже трасса была построена более интересная. Да, турки должны были потратить деньги на Германа Тильке (построй они автодром без помощи немца - не видать им этапа), но на тот момент это казалось выгодным капиталовложением.
Самый раскрученный формульный проектировщик действительно создал классный трек и учел все особенности местности. На территории Турции редко можно увидеть равнинные просторы, а выбранное место для трассы не стало исключением. Разница высот на этом треке - 46 метров. Это не Спа со своими 180 метрами, но тоже неплохо. К тому же, уникальный климат заставил Германа повернуть направление движение против часовой стрелки, и связано это напрямую с ветряными силами природы. Благодаря такой изюминке пилоты должны были меньше внимания обращать на боковой ветер, но в итоге не все удалось просчитать. Гонщикам, возможно, и облегчили жизнь, но некий дискомфорт все равно чувствуется. Плюс к этому упомянутые перепад высот (механикам нужно будет правильно настроить двигатели на переменчивое потребление воздуха) и направление движения (шея пилотов будет подвергаться новым испытаниям).
Итак, в 2005 году трек был готов принять первую гонку. Конфигурация трассы вместила в себя некоторые уже отработанные идеи. Первый поворот очень сильно напоминает эску Сенны в Интерлагосе. Поворот безумно красив - нырок налево и тут же вверх направо. Перепад высот здесь очень большой – стоя в одной точке невозможно охватить взглядом весь поворот. Далее следует связка медленных виражей, которые ведут к знаменитому восьмому повороту. Свое имя этот участок, как и все остальные на этой трассе, еще не получил, но крайне достоин этого. Этот вираж включает в себя четыре поворота различной остроты. Пилоты обязаны его пройти по идеальной траектории, но это не очень легко.
Изменяющийся угол сопровождается и довольно скользким покрытием, поэтому нужно не просто попасть на свою дорожку, но и удержаться на ней. Например, это не удалось Монтойе в 2005 году. Тогда Кими Райкконен еще имел шансы навязать борьбу Алонсо в чемпионате и уверенно вел дело к победе в Стамбуле. В итоге победить ему удалось, но испортил настроение Хуан Пабло, который проехался по зоне безопасности восьмого поворота и пропустил на вторую позицию Алонсо - испанец проиграл лишь два очка, вместо четырех.
После этой сложной связки, где по идее Ред Булл должен показать себя во всей красе, следует шикана (в ней-то и ошибся Феттель годом ранее) и длинная прямая с изломом под именем "поворот 11". Этот вираж в шутку называют "Фальшивый Руж" с прямым намеком на плагиат знаменитого поворота в Спа. В чем-то действительно есть схожесть - быстрый поворот, после которого сразу следует подъем, - но не такая явная, чтобы придавать лишнюю рекламу треку в Турции. А заканчивается трасса тройным поворотом - еще одна мода от господина Тильке. Вираж получился на славу и здесь есть возможность атаковать или вернуть свою позицию вплоть до выхода на финишную прямую.
Славная и не очень история
В 2006 году здесь свою первую победу в карьере одержал Фелипе Масса. Выиграл он в своем любимом стиле - поул и уверенное лидерство в гонке. Правда, тогда ему помогло то, что Михаэль Шумахер ехал на третьей позиции и в Феррари не смогли разыграть карту второго номера. Но через год и через два Фелипе выигрывал без всяких оговорок - для него это пока самый счастливый трек. И, возможно, именно он принесет победу для в Феррари, для которой этот Гран-при будет 800-м в истории.
А для самого Гран-при Турции история может закончиться, так толком и не начавшись. Проект сейчас явно убыточный, а это не может радовать Берни Экклстоуна. Трибуны очень редко заполняются хотя бы на половину. На практике в Испании пилоты говорили о том, что болельщиков собралось больше, чем на гонках на отдельных треках. Это явно кивок в сторону Турции. Должного интереса у жителей этой страны Формула-1 не вызывает, а жители постсоветского пространства все так же ездят в Венгрию на не очень хороший трек. В этом году организаторы сделали следующий шаг - снизили цены на билеты. От посещаемости в этом году многое зависит. Возможно, на карту поставлена жизнь трека...
Гран-при Испании. Статистика:
Количество кругов - 58
Длина круга - 5,338 км
Рекорд круга в гонке - 1:24,770 Хуан Пабло Монтойя (2008)
Победители Гран-при Турции:
2005 - Кими Райкконен (Макларен)
2006 - Фелипе Масса (Феррари)
2007 - Фелипе Масса (Феррари)
2008 - Фелипе Масса (Феррари)
2009 - Дженсон Баттон (Браун)