Год назад королевские гонки не смогли посетить Канаду, но за этот очень короткий срок и гонщики и зрители успели соскучиться по монреальскому этапу. Здесь никогда не бывает скучно. Каждый год может случиться что-то новое, интересное. То кто-то начудит на пит-лейн, то аутсайдеры проведут свою лучшую гонку в жизни, то кто-то начнет празднования уже на последнем круге, но в итоге отдаст победу. Также здесь можно рассчитывать и на обилие обгонов. Да, аэродинамика сейчас находится на интересном уровне и воздушные потоки от диффузора мешают, но, наверное, в календаре нет более идеального места для постоянных атак. Также зрителей радует и первый поворот - редко здесь помещаются все стартовавшие болиды, а нынешняя длиннобазная структура болида только добавит хлопот. В общем - дождались!
История Гран-при Канады, как было упомянуто, - разнообразная. Это один из самых старых этапов (не Сильверстоун, конечно, но и далеко не Абу-Даби), здесь побывали гонщики практически всех поколений - от 60-х до наших дней. Так получилось, что в 50-е годы продвижением Формулы-1 в Северной Америке занимался Индианаполис. Но что там было интересного? Вся стартовая решетка была разукрашена в бело-красную полоску с фрагментом звезд на синем фоне. Это был открытый чемпионат США да и только - лишь изредка на Инди-500 приезжали заморские гости. Но потом наступили 60-е и главные формулические события перенеслись на окрестности озера Онтарио. С одной стороны - штат Нью Йорк и автодром Уоткинс Глен, который начал принимать ГП США, а с другой - пригород Торонто и только-только построенный трек Моспорт-Парк.
За океаном
Первые гонки на автодроме в Канаде были проведены в спортивных (кузовных) классах - Формуле-1 было пока рано сюда приезжать. Организаторы набирались опыта, но это было хорошо и плохо. Да, опыт - бесценная вещь, но трек потихоньку старел и рисковал вообще остаться без гонок. Тем не менее, до этого было еще рано, а в 1966 тут была проведена первая гонка серии Can Am. Это была разминочная гонка и уже в следующем году сюда пожаловал этап Формулы-1.
В 1967 году гонку на Моспорте выиграл Джек Брэбхем, который выступал в качестве действующего чемпиона и по совместительству снова боролся за новый титул со своим напарником - Дэнни Халмом. Тогда Дэнни приехал к финишу вторым, но в следующем году таки стал на высшую ступеньку подиума. Правда, на этот раз он был за рулем Макларена (команда только-только начинала свой длинный путь), а местом проведения Гран-при стал трек в штате Квебек - Мон-Тремблан. Это сооружение было более ново, и организаторы гонки решили каждый год менять место проведения Гран-при.
В 1969 году уникальная гонка состоялась на Моспорте. Победителем стал Жаки Икс, но сенсацию сделал другой человек. Эл Пис был одним из трех канадцев, которые принимали участие в гонке. Они работали по олимпийскому принципу, поскольку каждый из них проигрывал опытным гонщикам по несколько секунд на одном круге. Все трое оказались худшими в квалификации, но за ними из-за технических проблем стартовал Сильвио Мозер. Швейцарцу не удалось проехать и круга - уже на старте Эл Пис его буквально вытолкнул в стену. На этом геройства Эла не закончились - теперь ему оставалось показать свое "мастерство", когда он пропускал лидеров на очередной круг вперед - он до последнего пытался не пропустить соперников вперед. Это было страшно и после одного из эпизодов стюарды гонки сняли Писа с гонки - первый и пока последний штраф на опасную езду на трассе.
Герои и трагедии
За две недели до этапа в Канаде в 1970 году состоялся Гран-при Италии в Монце. Гонка закончилась кошмаром - погиб будущий чемпион Йохен Риндт. Стандарты безопасности были тут же пересмотрены и больше этап Формулы-1 в Мон-Тремблан не заезжал - гонка на постоянной основе была возвращена на Моспорт. Этот трек был более безопасным, чем кольцо в Квебеке, но надолго его не должно было хватить. Нужно было строить новый трек и в 1978 гогу первая гонка состоялась на острове Нотр-Дам. Этот маленький островок посреди Монреаля был построен для проведения выставки Expo-1967, а затем на нем отлично уместилась новая формулическая трасса.
Первый этап в Монреале выиграл Жиль Вильнёв на Феррари. Это была его первая победа в карьере, и он должен был выиграть немало гонок на своей родине, но так сложилось, что через четыре года этот трек назвали в его честь - за месяц до этапа 1982 года состоялся тот самый Гран-при Бельгии. Жиль всячески хотел обойти в квалификации Дидье Пирони, который не пропустил его на первое место в Сан-Марино. Пилоты в Имоле устроили тяжелую внутрикомандную борьбу, которая привела к неоценимым утратам. Сначала Жиль погиб в Зольдере, а на Гран-при Канады 1982 годы Пирони невольно стал причиной еще одной смерти. Он должен был стартовать с первого места, но его болид заглох на старте и на всей скорости его начали обходить пилоты. Кроме Рикардо Палетти. Для итальянца это был лишь первый сезон, который начался очень неудачно - из семи гонок он смог стартовать лишь в одной, но и в этой гонке сошел. А в Канаде он стартовал 23-м и на полных парах влетел с стоящую на первом ряду стартового поля машину. Описывать ту страшную аварию детально нет нужды.
Победы вопреки
Но шоу должно было продолжаться. На Гран-при Канады появлялись новые победители и, что примечательно, не всегда среди них были будущие чемпионы. Да, были совпадения, но в будущем лишь Михаэлю Шумахеру удалось провести серию "чемпионских" побед. А пока до этого было далеко, Монреаль в первый и в предпоследний раз в истории не принял этап чемпионата. Случилось это в 1987 году. Тогда возникли проблемы со спонсорами, но они были краткосрочными и уже в 1988 году великие гонки сюда вернулись. На этот раз гонщиков ждала несколько другая трасса - основные изменения касались боксов команд. До 1986 года они располагались рядом со шпилькой, но за один год "отдыха" этот участок трассы был выпрямлен (ранее между шпилькой и скоростным правым поворотом была комбинация правый-левый), а сами боксы переместились на новое место, где мы их можем наблюдать и поныне.
В 1991 году состоялся еще один уникальный Гран-при. Посреди сезона команда Уильямс, в которой тогда работал и Адриан Ньюи, построила очень хороший автомобиль, и ее пилоты сразу начали добывать результаты. Да, Айртона Сенну, который сильно оторвался на старте сезона, было уже не догнать, но задел на будущее можно было сделать. В Монреале с первой стартовой линии ушли в гонку именно пилоты Уильямс - Найджел Мэнселл и Рикардо Патрезе. Гонка проходила очень спокойно, но потом Уильямс все-таки проиграли. Сначала у Рикардо возникли проблемы с коробкой передач и он не с состоянии был сохранить 40-секундный отрыв от Нельсона Пике, а на последнем круге Биг Найдж подарил Нельсону победу. Британец начал отмечать победу еще перед взмахом клетчатого флага, но перестарался в шпильке - он слишком сильно сбросил обороты и его двигатель "чихнул". В тот день свою последнюю победу в карьере отпраздновал Пике.
А чуть позже в Монреаль приехал сын Жиля Вильнёва - Жак. У него два сезона была прекрасная машина, но победу одержать не удалось. Сперва, в дебютном для себя сезоне, он не смог что-то противопоставить Дэймону Хиллу, а в 1997 году закончил гонку на втором круге в последнем повороте. Но тогда вылет будущего чемпиона затмило другое событие. Оливье Пани, который начал очень неплохой сезон в команде Алена Проста, ошибся между 4-м и 5-м поворотом и влетел в стену. Оливье тогда сломал две ноги - тяжелейший исход и с моральной стороны. Сезон был потерян, а команда могла многого добиться - кто знает, как бы события развивались дальше. А Гран-при Канады из-за остановки гонки закончился досрочной победой Михаэля Шумахера.
В 1999 году один из поворотов в Монреале получил свою кличку. В гонке принимали участие три чемпиона мира - Хилл, Шумахер и Вильнёв - и все трое закончили гонку в стене последнего поворота. Так родилась "Стена чемпионов".
Наша эра
А в третьем тысячелетии главными звездами этапа в Канаде стали Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. Первый довел количество своих побед здесь до семи, а британец провел два ярких Гран-при. В 2007 году, когда Гран-при запомнился невероятной аварией Роберта Кубицы и штрафами фаворитов из-за несоблюдения новых правил заезда на пит-стоп под машиной безопасности, Льюис выиграл свою первую гонку в карьере. До этого он в каждой гонке финишировал на подиуме, а в Монреале впервые добыл "золото". Победа ценна еще и тем, что в самом первом повороте гонки он выиграл психологическую войну у своего напарника и действующего чемпиона мира - Фернандо Алонсо. Испанец до последнего пытался обойти британца перед первым поворотом и улетел в гравий. После этого чудеса в гонке происходили за спиной Хэмилтона. А через год Льюис не увидел красный сигнал светофора на выезде из пит-лейн и понесся на впереди стоящие болиды. Перед ним был выбор: Роберт Кубица или Кими Райкконен. Выбор пал на действующего чемпиона мира, а поляк выиграл первую гонку в карьере.
И вот пилоты возвращаются в Монреаль. Краткая характеристика трассы - прямые, которые соединены шиканами и шпилькой. Вроде бы все. Но именно это будет для гонщиков одним из главных испытаний для пилотов. Особенный привет следует передать Ред Буллу. В прошлом году работу их тормозов не удалось здесь проверить, но был Сингапур, где Ред Булл потерял много очень важных очков. На этот раз добавится сложностей в связи с полной загрузкой топлива. Вообще, интересная ситуация у них - быстры, сильны, но каждый раз что-то мешает оторваться от соперников. Вот для одного из них - Маларен имею ввиду - этот Гран-при должен стать успешным. Конечно же, в первую очередь нужно учитывать работу воздуховода. Еще в Сахире Баттон и Хэмилтон показывали максимальные скорости в пелотоне, но тогда им помешали невыгодные стартовые позиции.
Чудес от Феррари, Мерседеса и Рено, думаю, не стоит ожидать. Канада не похожа на тот этап, где резко может измениться расстановка сил. Но на один момент все же следует обратить внимание - Форс Индия. В прошлом году они были очень сильны на скоростных трассах и сейчас в Монреале выступят впервые - внимательно смотрим!
Гран-при Канады. Статистика:
Количество кругов - 70
Длина круга - 4,361 км.
Рекорд круга в гонке - 1:13,622 Рубенс Баррикелло (2004)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2001 - Ральф Шумахер (Уильямс)
2002 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2003 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Кими Райкконен (Макларен)
2006 - Фернандо Алонсо (Рено)
2007 - Льюис Хэмилтон (Макларен)
2008 - Роберт Кубица (БМВ)