Перед сезоном
Высший уровень Маэстро подтвердил и сезон 1957 года, который стал некой чертой под завершением эпохи. Феррари продолжала доказывать свою силу путем топтания на месте, в то время как английские конструкторы шагнули в неизвестность, что принесло им огромнейший успех! В Маранелло, опираясь на успех предыдущего года, решили модифицировать свою модель Феррари-Ланчия D50. В первую очередь убрали оригинальные внешние баки с целью улучшения развесовки машины, но все это привело к необходимости более частого посещения боксов для дозаправок. Но это далеко не единственное изменение — модификация силовой установки принесла лишних 10 л.с., также была установлена передняя подвеска от "Суперскуалло" и встроена новая коробка передач. В планах Энцо, Феррари 801 F1 должна была принести массу побед, но взамен принесла лишь одни разочарования.
Заводская команда Мазерати также не стала изобретать велосипед. В принципе, и не нужно было. Еще по ходу прошлого сезона было видно, что Феррари опережает коллектив из Модены только благодаря мастерству Фанхио. Посему была модифицирована Мазерати 250F, получившая гриф "Tipo 2". Кардинальным изменениям Мазерати не подверглась: была спроектирована новая рама, кузов стал чуть легче, и в придачу мощность двигателя смогли довести до 270 л.с.
Туманный Альбион представляли два коллектива — Купер и Вануолл. Но на этот раз англичане не стали ограничиваться одной-двумя гонками, а решили взять участие во всех Гран-при 1957 года. Успех Вануолл легко можно объяснить совместной работой состоятельного любителя автогонок и талантливого инженера — Тони Вандеруэлла и Колина Чепмэна. Последний, впервые получив возможность поработать над серьезной машиной, создал твердую, но в то же время очень легкую раму, которая значительно отличалась от итальянских аналогов. И самое главное — англичане прибегли к использованию дисковых тормозов, в то время как Феррари и Мазерати все еще использовали барабаны.
Немало изменений перетерпел и состав пилотов. Энцо Феррари, считавший союз Феррари-Ланчия основной и единственной причиной успеха в 1956 году, окончательно разругался с Хуаном Мануэлем Фанхио, после чего пилот хлопнул за собой дверью и ушел к конкурентам в Мазерати. А Энцо Феррари в этом году решил довериться дуэту Питер Коллинз — Майк Хоторн, а также Луиджи Муссо и Вольфгану фон Трипсу. К опытному Маэстро в Мазерати присоединились Жан Бера, Карлос Мендитеги и Харри Шелл. Правда, Вануолл не решился на длинный путь в Аргентину, посему Стирлинг Мосс провел свой последний Гран-при за итальянцев именно в Буэнос-Айресе, а начиная со следующего этапа, пересел за руль Вануолла. В свою очередь англичане вооружились гонщиками в составе Мосса, Тони Брукса и молодого инженера Стюарта Льюис-Эванса. Отдельно можно вспомнить и еще про одного гонщика этого сезона — два Гран-при на Купере Т43 провел будущий чемпион Джек Брэбем.
Сезон 1957 года
На далекий вояж в жаркую Аргентину отправиться осмелились далеко не все. Британцы, еще не предполагая своей мощи, решили сделать акцент на европейские гонки. Посему аргентинская торсида смогла любоваться только итальянскими машинами — по 7 автомобилей Мазерати и Феррари. Это был явно не день команды из Маранелло: Хоторн, Муссо, Кастелотти страдали от проблемы сцепления с трассой, в связи с чем каждый из них вылетел и, как следствие, составить конкуренцию команде из Модены никто не смог. Фанхио перед родными трибунами снова показывал чудеса пилотирования, оставив не у дел Жана Бера. Правда, единственным, у кого не сложилась гонка на Мазерати, был Стирлинг Мосс. Еще на старте у англичанина сломался дроссель, из-за починки которого он оказался в 10 кругах позади всех. Тем не менее, вернувшись на трассу, Стирлинг понесся вперед, финишировав восьмым и установив лучший круг гонки.
Затем была гонка на Лазурном берегу, полная интереснейших событий. Во-первых, на старт вышел Купер Т43, который фактически начинал революцию конструкции болидов, и во-вторых, Мазерати выставили машину с самым мощным двигателем для 2,5-литровой Формулы — 306 л.с. при 9500 об./мин. Но не только с точки зрения фактов Монако заинтересовал, ведь гонка также была интересной. Сперва Мосс на Вануолле слишком быстро вошел в шикану и, не справившись с управлением, врезался в стену. Аккурат в него припарковались два Феррари Коллинза и Хоторна, которые не ожидали такого поворота событий. И тут сыграл многолетний опыт: подобно 1950 году, Фанхио смог среагировать на аварию, аккуратно прошёл обломки машин и создал достаточный отрыв от всех остальных преследователей. Джек Бребэм за пару кругов до финиша шел третьим, но в шпильке "Казино" у австралийца закончилось топливо, и он вынужден был толкать свою машину, которую квалифицировали на 6 позиции.
Инди500 выиграл Сэм Хенкс на своем Эпперли. Порой Энцо Феррари привозил в Штаты свои автомобили, дабы попытать счастья в гонке, но на этот раз он этого не сделал, ведь команда из Маранелло в течение месяца потеряла сразу двоих заводских пилотов — Эудженио Кастелотти и Альфонсо де Портаго. К слову, за две недели до гонки на "Кирпичнице", Кэйт Эндрюс разбился насмерть в одном из поворотов во время тренировочных заездов. Поскольку гонки в Нидерландах и Бельгии не проводились, следующим большим этапом стал заезд в Руане. Но гонка была на удивление скучной — на первых кругах лидерство захватил Фанхио, не упустив его до самого финиша. Эта победа позволила аргентинцу создать громадный отрыв в чемпионском зачете — ближайшим его преследователем был Луиджи Муссо, отстающий на 17 пунктов.
Где, как ни в Англии, должна была случиться первая победа английской команды с британским пилотом. Большой приз Европы проходил в Эйнтри. Стирлинг Мосс сразу захватил лидерство, но темп, заданный англичанином, не смог выдержать его Вануолл: после 25 круга Стирлингу пришлось позаимствовать автомобиль своего напарника Тони Брукса. Словно стоячих, один за другим англичанин проходил соперников, обновляя лучшие круги гонки с завидной регулярностью! На руку Вануоллу пришлись и поломки, свалившиеся на голову Мазерати и Феррари — Фанхио сошел из-за поломки двигателя, Мендитеги — трансмиссии, Бера — сцепления, Коллинз — утечки воды. Это стала первая победа для английского автомобиля, но и последняя гонка в истории Формулы-1, победу в которой разделили два гонщика на одном автомобиле.
Забегая наперед, гонка в Нюрбурге стала последней, где Маэстро одержал победу. Но самое примечательное — одержал он ее красиво, и большинство называет Гран-при Германии 1957 года лучшим в богатой гоночной карьере аргентинца! Вануолл не выглядел столь уверенно в Арвайлере, как в Эйнтри, а это означало, что победу между собой разыграют итальянцы. Проблема для Мазерати заключалась в том, что объем топливного бака не позволял пройти всю дистанцию без дозаправок, в отличие от Феррари. Фанхио с первых кругов умчался в отрыв от преследовавших его Коллинза и Муссо. Аргентинец штамповал лучшие круги в истории "Зеленого ада", и до заезда в боксы смог пройти круг за 9 минут и 28 секунд, что на 12 секунд опережало лучший результат в истории (к слову, показанный им же в прошлом году)! Заполнив баки топливом и сменив задние колеса, аргентинец выехал в 30 секундах позади Хоторна и Коллинза. Казалось бы, очень солидное преимущество, но 46-летний Фанхио задал такой темп, что выдержать его не смог никто — аргентинец отыгрывал о 8-11 секунд на круге. На предпоследним круге, в повороте Hatzenbach, Фанхио одним махом прошел два Феррари и умчался к победе. К концу сезона еще оставалось две гонки, но эта победа фактически принесла 5 чемпионское звание великому аргентинцу.
Из-за отсутствия многих классических Больших призов, Гран-при Пескары попало в зачет 1957 года. Но на удивление тифозерии Феррари и Мазерати, и в Пескаре, и в Монце победу праздновал Стирлинг Мосс на своем ярко зеленом Вануолле. В гонке близ Адриатического побережья, пилоты больше боролись с невыносимой жарой. Мосс, стартовавший с первого ряда, вырвался в лидеры и сдерживал позади себя итальянцев. Вскоре из машины Коллинза потекло масло, которое послужило причиной аварии Фанхио. Но даже с поврежденным колесом аргентинец доехал до финиша вторым и уже юридически стал пятикратным чемпионом Формулы-1. Итальянцы намеревались взять реванш на легендарной Монце, но и там Вануолл утер им нос. Высокоскоростная трасса очень подходила легкому Вануоллу, чем и воспользовался Стирлинг. Единственным его номинальным преследователем был Фанхио, да и он отстал на 40 секунд от результата британца.
Это был провальный год для Маранелло. Постоянно амбициозный Энцо Феррари сделал ставку на автомобиль и прогадал, ведь ключевым в успехе 1956 года был как раз Хуан Мануэль Фанхио. Пилот, который демонстрировал всегда скорость, необходимую для победы, в этом сезоне показал максимум своих способностей, и это в его 46 лет. Победа в Нюрбурге стала не только последней в карьере аргентинца, но и последней для Мазерати, которые по финансовым соображениям решили покинуть Формулу-1. Период 1950 — 1957 годов ознаменовался эрой переднемоторных двигателей, а символом этой эры, безусловно, являлся Фанхио.
Использованы фото Getty Images