Перед сезоном
Сезон 1958 года был действительно потрясающим: неожиданные результаты отдельных команд, да и вопрос всего чемпионства нес в себе неожиданный ответ. В Маранелло были разочарованы последними результатами дуэта с Ланчия, посему Энцо принял решение создать новый автомобиль. Но создавать с нуля никто ничего не собирался – за основу была взята машина Формулы-2 Dino 156 F2. Главный инженер приспособил данную модель непосредственно к Большим призам, а некоторые его инновации действительно были революционными: двойное зажигание, два верхних распредвала и 65-ти градусный развал цилиндров. Тем не менее, объем двигателя так и остался 2,4 литра. От машины оставалось двоякое ощущение: с одной стороны, характеристики двигателя совсем не впечатляли – 280 л.с., но, с другой стороны, благодаря уменьшению веса, машина стала намного управляемее и, что самое главное, сверхнадежной.
Этот год стал дебютным для машин, спроектированных Колином Чепменом. Его Лотус 16 не блистал результатами, но на то он и первый блин, который всегда комом. Несмотря на переменные настроения в размещении двигателя, Лотус 16 принадлежал к классике переднемоторных машин. Главной задачей Чепмен видел уменьшение веса путем использования труб уменьшенного сечения, что повлекло за собой снижения жесткости шасси. Специально для Лотуса, Кит Дакуорт (будущий создатель мотора Косуорт) построил секвентальную коробку передач. В остальном все принятые решения были одобрены общественностью: задняя конструкция из соосных пружин и амортизаторов, сплошные колесные диски, низкий алюминиевый корпус и полулежачее положение пилота, совсем непривычное в те времена. Тем не менее, Лотус 16 очень страдал на надежность.
С начала года, в котором впервые разыгрывался Кубок Конструкторов, ФИА анонсировала запрет на использование топлива, созданного на основе спирта. Английские производители в связи с этим решением теряли порядка 30-40 л.с. своих автомобилей, чего допустить они не могли. Инженеры Вануолл встроили в автомобиль новую пружинную подвеску и стали использовать шины Данлоп R5 с нейлоновым кордом. Именно таким образом, балом и далее продолжали править зеленые машины Вануолл. Хорошо выглядели в 1958 и БРМ – их атмосферный двигатель развивал порядка 280 л.с., стояла 4-ступенчатая коробка передач, также использовались шины Данлоп, и общий вес автомобиля составлял порядка 550 килограмм. Модель Р25 выглядела неплохо, но все-таки уступала соотечественникам.
Но настоящий фурор произвел Купер-Климакс, развивающий всего 175 л.с. (в сравнении, Феррари – 280 л.с.). В кои-то веки, главную роль в победе сыграла не сила мотора, а конструкция, аэродинамика, если хотите. Двигатель располагался посреди автомобиля, топливные баки – по бокам, а гонщик – между ними. Все это способствовало более легкому управлению и эффективному использованию крутящего момента двигателя. В Купере, по сути, смогли достичь большего соотношения мощности к весу, чем у переднемоторных машин, но при этом у них более эффективно работало ускорение и торможение.
Энцо Феррари сделал ставку на Майка Хоторна, Луиджи Муссо, Питера Коллинза и Вольфгана фон Трипса. В принципе, подобно прошлому году, но с той лишь разницей, что в последних двух этапах за красную машину также садился американец Филл Хилл, увы, вынужденно. За Лотус выступали Клифф Элиссон, Грэм Хилл и Алан Стейси. В Вануолле также сделали ставку на прошлогодний состав – Стирлинг Мосс, Тони Брукс и Стюарт Льюис-Эванс. Учитывая тот факт, что Вануолл не смог принять участие в Гран-при Аргентины, Стирлинг Мосс садился за руль Купер-Климакс, за которым также ездили Джек Брэбем и Морис Трентиньян. БРМ в основном представляли три пилота – Харри Шелл, Йо Боннье и Жан Бера. В основном все остальные выступали на частных машинах, большинством из которых были Мазерати. А одним из этих остальных как раз был Хуан Мануэль Фанхио, проводивший свой последний сезон в Больших призах.
Сезон 1958
Традиционно сезон открывала гонка в солнечном Буэнос-Айресе, и уже привычно английские крупные производители по той или иной причине не смогли принять в ней участия. В этом году скорее виноваты организаторы гонки, нежели участники – о проведении Гран-при Аргентины объявили за две неделе до предполагаемой даты гонки. Тем не менее, Стирлинг Мосс словно в воду глядел и не желал потерять ни единого зачетного очка, которое могло помочь ему в чемпионской гонке. Так, договорившись с Вануоллом, Стирлинг приехал в Аргентину выступать на частном Купер-Климакс. И если годом ранее аргентинская публика на старте увидела 14 итальянских машин, то в этом их всего насчиталось 10: три Феррари, шесть частных Мазерати и один Купер Мосса. Крошечный Купер действительно наделал шуму – Мосс лидировал, начиная с 35 круга, и опередил своего ближайшего преследователя на 2,7 секунды! Говорят, что Луиджи Муссо дезинформировали из боксов, и именно поэтому он уступил в конечном счете Стирлингу, но факт остается фактом – Мосс принес первые в истории победы в Больших призах частнику и середнемоторному автомобилю. Фанхио долгое время шел на первом месте, но вынужденный заезд в боксы откинул его лишь на четвертое место, выше которого он уже не поднимется в будущем.
Казалось бы, пошумели и хватит. Но второй этап, проходивший в Монако, снова принес победу Куперу, на этот раз в руках Мориса Трентиньяна. Если аргентинский этап еле набрал десятку участников, то первый европейский вынужденно от них избавлялся: из более 30 желающих по регламенту автоклуба Монако на старт допустили всего 16. Одним из оставшихся за бортом был некий Берни Экклстоун, и, поговаривают, тогда в Монако молодой Берни бросил фразу, мол: "Посмотрим еще, чья возьмет!" А на трассе события развивались очень динамично, и создалось впечатления, что сама судьба благоволила Куперу – машины соперников ломались одна за другой. Вольфгана фон Трипса, Тони Брукса и Стирлинга Мосса подвел двигатель, у Льиса-Эванса случился перегрев болида, Йо Бонье угодил в аварию, у Хилла сломалась полуось, у Сальвадори – коробка передач, у Бера – тормоза, наконец у Хоторна – топливный насос. А вот Купер француза работал, как швейцарские часы, и он увидел клетчатый флаг первым, на 20 секунд опередив Муссо.
Следующие два этапа (если не брать в счет Инди 500) в Нидерландах и Бельгии ознаменовались доминированием зеленых автомобилей Вануолл. В Зандворте все выглядело невероятно скучно – Стирлинг Мосс, стартовав третьим, быстро вырвался в лидеры и не опускался ниже этого места на протяжении всей дистанции. А вот его партнеры и вовсе не смогли финишировать – кто по своей глупости (Брукс), а кто по неисправности автомобиля (Льюис-Эванс). Это, в свою очередь, дало шанс БРМ Р25 сделать дубль на подиуме: Харри Шелл стал вторым, а Жан Бера – третьим. Большие призы в 1958 снова вернулись в Спа, который за год перетерпел косметический ремонт: новое покрытие и новые боксы. Увы, на арденском кольце подопечные Энцо также не смогли навязать конкуренцию Вануоллу, на сей раз Тони Брукса. Единственная доехавшая до финиша Феррари Хоторна уступила более 20 секунд, да и то из-за расслабленности англичанина, ведь за три круга до финиша отрыв был более 40. Эта гонка стала первой победной (в Великобритании они с Моссом делили одну машину) для Тони Брукса, лучший результат в карьере Стюарта Льюиса-Эванса, и первая гонка в истории, в которой приняла участие женщина – Мария-Тереза де Филлипс финишировала 10 в 2 кругах отставания на своем Мазерати.
Гонка в Реймсе стала одной из многих в этом году, которая забрала жизнь пилота. Как показала практика, Феррари больше подходило французское кольцо, посему Хоторн не только одержал победу, но и установил лучших круг. Правда, радоваться было нечему, ведь в борьбе с Хоторном, Луиджи Муссо не совладал с управлением, его Феррари рухнул в кювет, а пилота выбросило из авто. В результате аварии, Энцо потерял последнего знаменитого итальянского гонщика своего поколения. Ровно через две недели проходила гонка на легендарном Сильверстоуне, в которой победу также праздновал пилот Феррари, но на этот раз Питер Коллинз. Ничто не предвещало радости для итальянцев – первые четыре места на стартовой решетке занимали английские производители (притом все разные), и только потом шла Феррари Хоторна. Но гонка принесла совершенно другие результаты: уже по итогам первого круга Коллинз сумел прорваться с шестого на первое место и спокойно довести гонку до победы, а вторым финишировал Хоторн, установив лучший круг.
В "Зеленом аду" нас снова ожидало противостояние Вануолла с Феррари. Четыре британских пилота с самого старта начали бороться не на жизнь, а на смерть. И если для Стирлинга Мосса гонка окончилась поломкой его автомобиля, то Коллинз заплатил максимальную цену: пытаясь вернуть себе лидерство, в повороте "Pflanzgarten" Питер зашел по слишком широкой траектории и наехал на канаву, вследствие чего его машина взлетела и протаранила дерево. Усилия врачей были бесполезны, и таким образом Энцо Феррари всего за месяц потерял двух из своих лучших пилотов. В течение пары кругов сошел с дистанции и Хоторн, таким образом, обеспечив легкую победу Бруксу. Что интересно, дабы набрать необходимое число участников на старте, руководство трассы допустило на старт машины Формулы-2, правда, при условии, что они никаких очков набрать не могли в принципе. Именно это правило лишило первых очков в карьере Брюса Макларена, финишировавшего пятым!
Впервые в истории Формула-1 заглянула на португальскую трассу Боавишта. Личной борьбе английского дуэта, сидящего за рулем разных марок машин, помешать не смог никто – все их преследователи отстали больше чем на круг. А интерес гонка вызвала одним происшествием: на последнем круге машину Хоторна развернуло, и она вылетела, после чего он вытолкал ее и благополучно доехал до финиша. Дирекция гонки приняла решение дисквалифицировать Майка, так как толкать автомобиль запрещалось правилами, но за гонщика заступился Стирлинг Мосс (!), доказывая, что правилами запрещено толкать автомобиль на трассе, а не вне ее. В итоге Хоторну вернули его результат, но знал бы Мосс, чего ему будет стоять его благородство…
Не помогло Феррари одержать победу и применение дисковых тормозов на домашнем этапе в Монце. На манеже все одни и те же: Майк Хоторн и Стирлинг Мосс с завидной регулярностью обменивались лидерством вплоть до 17 круга, когда Вануолл британца сошел из-за поломки коробки передач. Хоторн помчался вперед, но новые тормоза были в диковинку Майку, поэтому износ резины был максимальным. Этим и воспользовался Тони Брукс, который медленно, но уверенно догонял Феррари и оставил позади себя в начале 61 круга. Таким образом, Хоторн и Мосс отложили вопрос выяснения чемпионства на последний этап, который проходил в Марокко. А вот итальянская гонка принесла первый в истории финиш команде Лотус! Некий Грэм Хилл финишировал в 8 кругах отставания от Тони Брукса, но этот финиш на тот момент – огромнейший успех для творения Колина Чепмена.
Как ни странно, но последний этап чемпионата мира проходил в марокканской Касабланке на трассе Айн-Диаб. Тамошний монарх Мохамед V решил продемонстрировать миру, что цивилизация существует и на берегу Атлантического моря. Но все это мало волновало пилотов, которым предстояло разыграть чемпионство. Мосса устраивал только один сценарий – он набирает максимум (8 очков за победу + 1 очко за быстрый круг), при условии, что Хоторн приезжает на финиш не выше третьего места. Гонка принесла некий сюрприз, ведь главную роль играли не Хоторн и Мосс, а их напарники в лице Тони Брукса и Фила Хилла. Вануолл Стирлинга с огромной силой отбивал атаки американца, а Брукс, в свою очередь, не пускал Хоторна выше четвертого места. Так все продолжалось до середины дистанции, пока у второго Вануолла не отказал двигатель. Переводя тогдашнюю ситуацию, Хилл услышал что-то подобное "Hawthotn is faster, then you", и просто убрал ногу с газа. Мосс был обречен на проигрыш. Хотел было помочь свою партнеру Стюарт Льюис-Эванс, но его усердие стоило ему жизни – мотор взорвался, масло облило с ног до головы всего пилота, а через пару дней он скончался в больнице от многочисленных ожогов разной степени.
Именно 1958 год явил миру первого английского чемпиона в лице Майка Хоторна. Несмотря на все ожидания Стирлинга Мосса, даже 4 победы в сезоне не принесли ему чемпионский титул, главную роль в завоевании которого сыграла надежность. Хоторн добыл всего одну победу, но при этом стабильно приезжал на подиум и несколько раз устанавливал лучший круг гонки. Очень противоречивый год для Англии – с одной стороны английские производители прочно укрепились на лидирующих позициях в гонках, хоть и на Феррари, но чемпионом стал британец, но с другой – по окончанию сезона Тони Вандеруэлл решил не выставлять на стар Вануолл, год забрал жизни множества их соотечественников… Не стал исключением и чемпион: в начале января Майк Хоторн объявил о завершении карьеры в возрасте 29 лет, а через пару дней погиб в ДТП.