Перед сезоном
Англичане на начало 1960-х годов были конкурентоспособны как в главной Формуле, так и в ее аналогах. Можно даже было констатировать факт, что они превосходили всех своих конкурентов, имея солидный гандикап в развитии. Но их желание оставить Формулу с 2,5-литровыми двигателями многого стоило. Долго и упорно пытаясь повлиять на ФИА, Лотус, Купер и БРМ отложили вопрос развития нового 1,5 литрового двигателя на потом, а когда старт чемпионата был на носу – англичане оказались ни с чем.
Итак, что же представляла из себя обновленная Формула-1? Прежде всего, новые правила приписывали использование двигателей объемом 1,5 литра в период с 1961 по 1965 года. Правда, впервые отсутствовали какие либо условия для альтернативных двигателей с нагнетателем. Также всех обязали использовать обычный коммерческий бензин (то есть никаких смесей) с максимальным октановым числом. Кроме того, прошлый год, в особенности гонка в Бельгии, показали налицо недочеты британских автомобилей – отсутствие всяких мер надежности. Это и подвигло ввести минимально допустимый вес автомобиля. Сперва была обнародована цифра в 500 кг, но признав такую машину слишком тяжелой, окончательно остановились на 450 кг для автомобиля с шинами, маслом и водой, но без топлива. Все автомобили стартовой решетки теперь должны были оснащаться стартерами, выключателями зажигания, двухконтурными тормозными системами и дугами безопасности. Также запрещались закрытые колеса, подобно тем, которые использовались на Мерседесе W196.
Феррари к старту сезона подготовили модель 156 F1. Интересно, что имя автомобилю дали новый объем двигателя и количество его цилиндров (1,5+6). Карло Кити подготовил сразу два варианта уже известного двигателя Dino: в первом угол развала цилиндров был равен 65 градусам, во втором – 120. Мощность первого составляла 200 л.с. при 10500 об./мин., тогда как второго – 190 л.с. при 9500 об./мин. С одной стороны, первый вариант был мощнее, но благодаря низкому центру тяжести, потеря мощности компенсировалась лучшей управляемостью во втором. Оба варианта размещения цилиндров были отлиты из силумина (справ алюминия и кремня), двигатель имел два клапана и два верхних распредвала, в систему входило три двойных карбюратора Вебер 42DCN, но для мотора с углом цилиндров 120 градусов Вебер создал совершенно уникальный тройной карбюратор 40IF3C. Вторая модель двигателя явно выглядела привлекательнее первой, но для Энцо Феррари на первом месте было его мнение, а потом уже все остальное. Так, на первую гонку в Монако с двигателем Dino 120 вышел только один представитель Феррари – Ричи Гинтер, который был далеко не лучшим гонщиком Скудерии. Гинтер приехал вторым, невероятно воодушевив Кити, намеривавшего использовать данный двигатель на всех авто в следующей гонке. Но Энцо был невозмутим, и только угроза увольнением сделала данную модель двигателя Dino основной на этот сезон.
Снова на арену соревнований в Формуле-1 вернулись немецкие производители в лице Порше. Команда хорошо себя чувствовала в Формуле-2, а когда данная Формула фактически стала основной, было принято решение попытать свои силы с лидирующими британцами. Модель 718 имела кузов купе, который отличался большим расстоянием между колесами и имел более широкие шины. Двигатель имел четыре цилиндра, и располагался на трубчатой раме, также был снабжен четырьмя распредвалами, все это помогало развивать 165 л.с. при 8500 об./мин.
А вот английские производители остались без альтернативы – единственным располагающим для них двигателем был обновленный 1,5-литровый Ковентри Климакс с четырьмя цилиндрами, поэтому его и использовали Купер, Лотус и БРМ. Колин Чемпен просто модифицировал свой Лотус 18, подогнав его под новый двигатель, как в прочем и Купер, в которой обзавелись моделью Т55. А вот в БРМ работали над новым двигателем V8, посему и создали промежуточный вариант между версией 1960 года, вмонтировав в нее 1,5 литровый Ковентри Климакс – так на свет и появилась Р48/57.
После провала прошлого года, в БРМ оставили лишь одного Грэма Хилла, а его напарником стал Тони Брукс, они и принимали участие во всех этапах 1961 года. Купер все так же рассчитывал на проверенную и результативную связку Джек Брэбем – Брюс Макларен, в то время как за руль Лотуса 18 садились Джим Кларк и Иннес Айленд. В Порше рассчитывали на ушедших с БРМ Йо Бонье и Дэна Герни. В Феррари основными пилотами было германо-американское трио – Ричи Гинтер, Филл Хилл и Вольфганг фон Трипс. Стирлинг Мосс продолжал представлять частную команду Роба Волкера, все также вожделея заполучить титул чемпиона с помощью Лотуса 18. К тому же, поступил его примеру и Джон Сертиз, сев за руль частного Купера.
Сезон 1961 года
Нельзя сказать, что первая гонка в Монако стала для всех сюрпризом. Формула-1 вступала в новый этап, и после первой гонки сложилось впечатление, что расстановка сил не изменилась – победу одержал Лотус 18 в руках Стирлинга Мосса. Но неспособность навязать борьбу Феррари, чьи машины заняли со второго по 4 места, оставляло больше вопросов. Да, мощность Скудерии превосходила всех остальных, но на такой трассе как Монако, миниатюрные британские машины должны были показать лучший результат, а не уступить не только итальянцам, так еще и Порше. Тем не менее, успех Лотуса скорее всего связан с мастерством Мосса, нежели с возможностью его автомобиля. Мосс стартовал с первого места, но сила Феррари помогла Гинтеру вырваться еще в течении первого круга в лидеры, но на исходе 13 круга Гинтер допустил ошибку, широко войдя в один из поворотов, которая стояла ему не только лидерства, но и победы в гонке. Как это бывает, недостаток на прямых Стирлинг Мосс компенсировал скоростью в поворотах, которых в Монако предостаточно. Гонка так и завершилась в напряженной борьбе между американцем и британцем, которых разделили 3,6 секунды на финише.
А вот майская гонка в Нидерландах убрала все оставшиеся вопросы – Феррари на коне. На стартовом поле всю первую строчку разделяли три машины Скудерии – Гинтера, фон Трипса и Хилла. Самым успешным из них оказался немец, который без проблем обошел своих партнеров и, пролидировав на протяжении всей гонки, одержал первую в карьере победу. Самой привлекательной в этой гонке была борьба Филла Хилла с прорвавшимся на лидирующие позиции Джимом Кларком. Британцу долго удавалось навязывать борьбу Феррари, иногда он даже обходил его, но в итоге Хилл обошел Кларка и оторвался от него, даже пытаясь одержать победу в гонке. Несмотря на то, что борьбы за первое место как таковой не было, пилотов разделило 0,9 секунды. Эта гонка имела и историческое значение: во-первых, Гран-при Голландии стало первой гонкой, где финишировали все автомобили, которые стартовали, а во-вторых, это единственная гонка в истории без сходов и пит-стопов.
А вот традиционно захватывающая гонка в Спа была полна борьбы. Но, как и в предыдущей гонке, боролись за победу только представители Феррари. Алым представителям Маранелло поначалу составлял борьбу местный Феррари, за рулем которого выступал Оливье Жендебьен. Машину покрасили в желтый цвет, чтоб она хоть минимальное отношение имела к бельгийской символике. Частота изменения лидера потрясает и сейчас – раз в два круга, но всегда в лидирующей группе был Филл Хилл. Борьба разразилась между Хиллом и частным Феррари, а фон Трипс занял выжидающие позиции, но когда на исходе трети дистанции желтая Феррари начала терять темп, немец ускорился, обеспечив Хиллу тяжелую гонку. Наверное, в этой ситуации радовался только Энцо, который полностью был удовлетворен парой гонщиков, не имевших авторитетов и единственное, что их беспокоило, это победы! За пять кругов до финиша американец в очередной раз вырвался на первое место и, на этот раз, ему удалось удержать преимущество, хотя оно и были минимальным на финише.
Такая высокоскоростная трасса как Реймс-Гу не оставляла другого варианта, как легкой прогулки для Феррари. Итальянская федерация автогоночных команд арендовала в Маранелло одну из моделей Феррари и предоставила ее Джанкарло Багетти. Этот итальянец в дебютной для себя гонке одержал победу, что не покорилось ни одному пилоту и по сей день! Успех Багетти обусловлен техническими проблемами машин Хилла, Гинтера и фон Трипса, а также отсутствием мощности у всех конкурентов Феррари. За 15 кругов до финиша лидирующий Йо Бонье потерял темп в связи с техническими проблемами, и вспыхнула отчаянная борьба между Герни и Багетти. Мощность Феррари компенсировалась неопытностью гонщика, ехавшего за ее рулем. На последнем круге, а точнее на последней прямой под названием D27, Багетти воспользовался слип-стримом и опередил своего конкурента на 0,1 секунды!
Ливерпульская гонка в Эйнтри также принесла весь подиум Феррари в целом и победу фон Трипсу в частности. В гонке практически отсутствовала борьба за лидирующие позиции – стартовав с 4 места, Вольфганг легко опередил своих конкурентов и, начиная с шестого круга, просто наращивал отрыв от преследователей, которыми были его партнеры Филл Хилл и Ричи Гинтер. Заняв все три места на подиуме, Феррари одержало Кубок Конструкторов, имея в своем запасе еще три гонки в сезоне! Но британский этап привлекал внимание больше с технической точки зрения, а не с гоночной. На старт вышел переднемоторный Ferguson P99. Автомобиль имел приводы на четыре колеса и тормоза с противоблокирующим устройством (предшественник системы ABS). Но это был лишь прототип, которым управлял Джек Фейрмен. В условиях проливного дождя, который царил над ливерпульской трассой, автомобиль не продемонстрировал совершенно ничего, к тому же пилота дисквалифицировали за постороннюю помощь на пит-лейне.
Гонка в «Зеленом аду» хоть и принесла победу Стирлингу Моссу, интриги все же не имела. На Купер Т58 Джека Брэбема был установлен новенький Кавентри Климакс V8. Несмотря на то, что силовая установка просто была вмонтирована в автомобиль, которому она не предназначалась, Т53 продемонстрировал огромный потенциал. Но авария на втором круге гонки не позволила ему праздновать победу, а вот Лотус 18 в руках Стирлинга Мосса, подобно гонке в Монако, творил чудеса. Узкие и извилистые улочки Нюрбургринга дали огромное преимущество Лотусу, который все еще уступал в мощности Феррари. Но мастерство британца никуда не делось, и он смог одержать вторую в сезоне победу!
Оставшиеся два Гран-при должны были определить лучшего по результатам сезона – Хилл или фон Трипс. Но судьбе было угодно, чтоб все точки над «і» расставила итальянская гонка. На старт гонки Вольфганг выходил в качестве лидера чемпионата, но на стартовой решетке располагался позади своего американского партнера. Огромное желание вырваться в лидеры и стать чемпионом мира на домашней для Феррари трассе стояли ему жизни. Между автомобилем немца и Лотусом Джима Кларка произошла накладка, после чего Феррари взмыл в воздух. Фон Трипса выбросило с автомобиля, после чего он моментально умер, но на этом трагические моменты не прекратились. Феррари немца полетел аккурат в толпу, попутно забрав с собой жизни еще дюжины человек. Это авария является одной из самых ужасных за всю историю автоспорта. Последующая борьба между двумя Феррари с победой Хилла, а также первый в сезоне подиум Брюса Макларена отошли на второй план. Потеряв одного из своих лучших пилотов, Энцо Феррари отказался от участия в оставшихся гонках сезона.
Гонка в Уоткинс-Глен принесла первою в карьере победу для Иннеса Айленда на Лотусе, тем не менее, это была последняя гонка для ирландца в составе команды Колина Чепмена. Правда победа досталась ему только по счастливой доле случайности: Стирлинг Мосс и Джек Брэбем настолько увлеклись борьбой между собой, что в течении одного круга сошли от перегрева двигателей, чем и воспользовался Иннес. Чемпионом мира стал Филл Хилл, опередив Вольфганга фон Трипса всего на одно очко (34 против 33). Впервые янки стал чемпионом мира, опередив фон Трипса только по воле случая.