Перед сезоном
В Маранелло нужно срочно было что-то менять, ни одной победы за сезон – это было слишком не только по мнению Энцо, но и любого верного тифози. С другой стороны – а кто ж будет создавать новый конкурентно способный автомобиль? Маури Форгьери – конструктор талантливый, но очень не опытный. Поэтому ему доверили автомобиль 156 F1, и дали полную волю по внесению изменений. Но молодой итальянец так увлекся, что машину этого года считают отдельной моделью, и зачастую идентифицируют Феррари F1 156/63. К таким изменениям относят исчезновение характерного воздухозаборника (тех самых «ноздрей»), введение монокока, внедрение системы прямого впрыска топлива, 5-ти ступенчатая коробка передач, двигатель с новыми литыми поршнями. Мощность силовой установки возросла до 205 л.с. при 10500 оборотах в минуту.
БРМ представили миру свою Р61. Основная работа, проведенная над этой моделью, касалась ее аэродинамической эффективности: лобовую площадь сделали намного меньше. Конструкция БРМ сочетала в себе принципы пространственной рамы и монокока, к центральной секции с обеих сторон крепилась пространственная рама. Главной изюминкой машины, по мнению ее конструкторов, была собственная 6-скоростная коробка передач. Но модель оказалась неэффективной на трассах, где ценилась прижимная сила. И все то, над чем трудились англичане, дало противоположный результат: Р61 хорошо проявляла себя на скоростных трассах, поэтому приняла участие на гонках в Реймсе и Монце, тогда как на остальных трассах БРМ возвращался к использованию Р56.
Главной звездой этого сезона суждено было стать творению Колина Чепмена. Лотус 25 еще в прошлом сезоне выглядел на голову остальных сильнее, но всегда Кларку что-то мешало. Обтекаемая форма, небольшой вес и проделанная работа над надежностью сделали 25 модель идеальным оружием в руках пилота. Но главный элемент успеха внес не Чепмен, а мотористы: Ковентри Климакс освоили систему впрыска топлива низкого давления, что позволило поднять мощность силовой установки до 200 л.с. при 9800 оборотах в минуту (по сравнению у БРМ было 205 л.с. при 11000 оборотах в минуту). Стоит отметить, что в Лотусе долго метались с выбором коробки передач – от Колотти до Хьюлэнда, но окончательный выбор пал на ЗФ (ZF), которая дополнила чемпионскую конструкцию.
Первый в истории полный сезон предстоял для одноименной команды австралийца Джека Брэбема. Джек надеялся на достижение хороших результатов, но решил не творить новый автомобиль с нуля, а переделать прошлогодний ВТ3. Так на свет и появился Брэбем ВТ7: коробку передач Колотти заменила Хьюлэнд, позаимствованные секреты аэродинамики у Ягуара, двигатель Ковентри Климакс, и общий вес в 475 килограмм. Тем не менее, использовалась на протяжении сезона и модель ВТ3. Более того, в Солитуде, близ Штутгарта, в незачетном этапе Формулы-1 Джек Брэбем праздновал победу, тем самым став первым в истории победившим гонщиком-конструктором.
Все больше в тень уходил Купер. Новая модель Т66 была облегченной версией прошлогодней команды Т60. Основные изменения касались геометрии подвески (так как Макларен часто жаловался на поведение машины при торможении), а также много работали над размещением топливных баков. А подиумы этого года скорее стали результатом проблем соперников, нежели достижением коллектива Роба Уокера. Ушли с гонок Порше, но на его место пришло много желающих попробовать свои силы в Формуле-1. Новой автомобильной маркой стал БРП (BRP, British Racing Partnership). Первую модель автомобиля разработал Тони Робинсон, но слово разработал преувеличение, так как БРП – копия Лотуса 25. Дебютировал этот автомобиль только в Спа под управлением Иннеса Айрленда, будучи оснащенным двигателем БРМ V8 и коробкой передач Колотти. Также в сезоне участвовала еще одна марка – АТС (ATS, Automobili Turismo e Sport). Итальянская ATS Type 100 V8 звезд с неба не хватала, вскоре уйдя с соревнований, но все же. Карло Кити спроектировал модель с 1,5-кубовым двигателем собственного производства, развивающего 188 л.с. при 10100 оборотах в минуту.
Относительно участников гонок, то большой куш сорвал старик Энцо. Итальянец сумел заманить в Маранелло Джона Сертиза, в котором видел нового Майка Хоторна для Феррари. Дуэт англичанину составил бельгиец Вилли Мэресс, но после Гран-при Германии его заменил Лоренцо Бандини. В Лотусе безоговорочным лидером считался Джим Кларк, а вместе с ним защищал цвета англичан Тревор Тейлор. Интересно, что на американские этапы (Гран-при США и Гран-при Мексики) в 25 модель садился Педро Родригес, брат погибшего в том году Рикардо. В БРМ все еще полагались на Грэма Хилла и Ричи Гинтера, в Купере – на Макларена и Тони Мэггза, в БРП – Джима Холла и Иннеса Айрленда. Фил Хилл, ушедший в том году с Феррари, попробовал свои силы за АТС, но итальянский автомобиль был слишком слабым в плане конкуренции.
Сезон 1963 года
Первая гонка стала продолжением последней 1962 года. Как говорится, на манеже одни и те же. С самого старта Гран-при Монако гонку возглавили два БРМ Грэма Хилла и Ричи Гинтера. Но долго им лидировать не удалось – на 17 круге их обошел, словно пешеходов, Джим Кларк. Как и в южноафриканской гонке, автомобиль не выдержал темп, заданный Кларком и в один момент у него заклинило коробку передач, что стало причиной аварии. Да и вообще, до финиша дошло меньше половины гонщиков, и это не результат массово завала, это проблемы надежности каждого автомобиля по отдельности! Кларка, Мэресса и Брэбема подвела коробка передач, Трентиньяна – сцепление, Герни – дифференциал, Зифферта – двигатель. Даже некоторых финишировавших настигла беда: проблема с коробкой передач помешала Тейлору бороться за большее, чем 6 место в двух кругах отставания от лидера. А внезапно поднявшееся давление масла в Феррари Сертиза лишила его не только возможности бороться за победу, но и подиума! Британец вынужден был уменьшить скорость, чем и воспользовались поочередно Ричи Гинтер и Брюс Макларен.
Второй этап в Спа принес не только новых участников в лице БРП, АТС и Сирокко, но и традиционную для Бельгии дождливую погоду. Как раз она, в купе с проблемами автомобиля, и стала причиной того, что Лотус провалил квалификацию гонки: в машине Тревора Тейлора поднялось давление масла, но не успел он сбавить скорость, как попал в аварию и повредил ногу. У Джима Кларка снова подвела коробка передач, но британец все же смог стартовать с 8 позиции. В связи с отсутствием Лотуса, первый ряд между собой поделили Грэм Хилл, Джек Брэбем и Вилли Мэресс. Перед стартом гонки на всех обрушился страшнейший ливень, и если сейчас старт гонки отложили бы, или гонщиков возглавлял бы автомобиль безопасности, то тогда сейфити кара еще не существовало, а козни природы являлись настоящим вызовом для гонщиков. Ливень, молнии и решительность Кларка переместили его с восьмого на первое место еще до знаменитого поворота О Руж. Единственным, кто пытался навязать борьбу Кларку, был Грэм Хилл, но у него не выдержала коробка передач, а Лотус так и лидировал на протяжении всего Гран-при Бельгии. Вторым, воспользовавшись проблемами конкурентов, приехал Купер Макларена (отстав на 4 минуты и 54 секунды!), став промежуточным лидером чемпионата.
Третий и четвертый этап чемпионата мира стали одой преимущества Лотуса над остальным пилотоном. Джим Кларк не просто выиграл гонки в Нидерландах и Франции, он дважды завоевал «большой шлем». В Зандворте самая интересная борьба разыгралась между Брэбемом и Хиллом за второе место, но поломка двигателя на машине одного и разворот второго привели к тому, что на подиум поднялись Герни с Сертизом. Не удалось Хиллу подняться на подиум и во Франции: на старте его БРМ заглох, и смог завестись только с помощью механиков. Грэм таки прорвался на третье место, но был дисквалифицирован за постороннею помощь.
Казалось, все шло к тому, что Кларк возьмет и третий «большой шлем» к ряду, так как стартовал в домашнем английском Гран-при он с поула. Джим сам испортил себе старт, ведь из-за глупой ошибки откатился с первого на пятое место. Но даже такие ошибки не могли дуэту Кларк-Лотус помешать штамповать победу за победой: уже на третьем круге британец вернул себе упущенное лидерство и спокойно довел гонку до победы. Сперва вторым шел Джек Брэбем, но его снова подвел двигатель, кстати, как и его партнера, затем преследовавших Кларка возглавил Грэм Хилл, но и ему было не суждено доехать вторым – на его БРМ закончилось топливо, и Хилл пропустил Сертиза. Четвертая гонка подряд принесла победу Джиму Кларку, и он опережал ближайшего преследователя в лице Ричи Гинтера на 22 очка!
Гонка в «Зеленом аду» наконец-то принесла долгожданную победу для Феррари. Но на старте гонки она выглядела маловероятной. Да, Сертиз смог расположится вторым на стартовой решетке, но первым то был Джим Кларк, который не знал себе равных. Все карты спутала авария на первом круге, которая вывела с гонки Лоренцо Бандини, Иннеса Айрленда, Криса Эймоса и Вилли Мэресса, которого вернули на эту гонку в Феррари. Машину бельгийца выбросило за пределы трассы, именно туда, где стоял медик Гюнтер Шнайдера, который умер спустя два дня от полученных травм. Стартовой неразберихой воспользовался Ричи Гинтер, но лидировал он не больше круга, так как у него начала барахлить коробка передач. На аванс сцену вышел дуэт Сертиза и Кларка, которые вели равную борьбу благодаря проблемам Джима с зажиганием. В итоге, Сертиз не просто сдержал натиск Лотуса, но и довел гонку до победного конца, более чем на минуту оторвавшись от преследователей.
Традиционная гонка в Монце принесла первое чемпионство Кларка! Но, в отличии предыдущих этапов, эта гонка далась очень тяжело для британца. Начался уикенд с около гоночных вопросов: первоначально планировалась конфигурация трассы с известным овалом, но все-таки приняли решение отказаться от него по соображению безопасности. В БРМ выставили на гонку версию Р61, которая была очень эффективна на скоростных трассах, и это первый автомобиль, навязавший борьбу Лотусу в гоночных условиях. 22 смены лидеров! На четвертом круге гонку возглавил Сертиз, потешив местную торсиду, но на 16 круге упустил лидерство из-за проблем с двигателем, которое между собой разыгрывали Кларк с одной стороны и Герни с Хиллом со второй. На 59 круге таки сошел с дистанции и Грэм Хилл, сцепление не позволило продолжать борьбу, а Герни сам не в силах был противостоять Кларку, таким образом, Джим одержал победу и стал чемпионом за 3 гонки до конца чемпионата!
Следующие три этапа имели чисто символический характер с точки зрения турнирной таблицы, хотя каждый пилот желал выиграть в них. В Уоткинс-Глен за победу боролись Сертиз и Хилл, но проблема двигателя Феррари принесла вторую победу в сезоне бывшему чемпиону. А что Кларк? На его машине отказал акселератор, из-за чего он стартовал самым последним, сумев при этом пробиться через весь пилотон на 3 место. Стартовал в Америке и третий Лотус, в котором сидел Педро Родригес, но проблемы с двигателем заставили его сойти на 16 круге. Не смог Педро финишировать и на первом мексиканском Гран-при, на сей раз его подвела подвеска. Особо гонка ничем не запомнилась, ведь Кларк очень легко ее выиграл, лидируя с первого по последний круг. Но этап имеет историческое значение – на нем появился некий Мойзес Солана, выступавший на своем БРМ под номером 13. Мексиканская гонка так и осталась единственной в истории Формулы-1, где пилот выступал под 13 номером. Одержал победу Лотус и в Южной Африке, где Джиму Кларку получить очередной «большой шлем» помешал Герни со своим лучшим кругом.
Джим Кларк стал безоговорочным чемпионом мира, которому никто не смог составить конкуренцию. 7 гонок, выигранных британцем на протяжении сезона, стали рекордными, и не будут превзойдены долгие годы. Следующий раз, когда пилот одержит 7 побед, будет 1984 год с Алленом Простом. Спустя 4 года Прост снова повторил это достижение, но, к сожалению француза, Макларен в руках Сенны одержал на одну победу больше. Тем не менее, француз одержал победу в 43%, Сенна со своей восьмеркой – в 50%, а значит рекорд Джима (70%) не побит до сих дней! Более того, в этом сезоне Джим праздновал победу и в 5 незачетных Гран-при, гонке "ChampCar", а также приехал вторым в 500 милях Индианаполиса, чего доселе не удавалось ни одному европейцу!