Франция подарила миру первый в истории Гран-при, который прошел в самом начале прошлого века. Она подарила миру праздник, но отдача долго не приходила. Чемпионские звания долгие годы блуждали по всему Земному шару и лишь в 1985 году корона прибыла в Париж. Добыл ее просто блестящий гонщик - Ален Прост. Первая победа была одержана для того, чтобы одержать еще три - результат, который били только два пилота. О многом говорит и его прозвище - "Профессор". Этому способствовало его "научное", худощавое сложение тела и интеллектуальное отношение к своему делу. Он считал каждое очко и предпочитал не идти на различные авантюры, стремясь получить журавля в небе.
Случайный выбор
Ален Мари Паскаль Прост родился 24 февраля 1955 года в Сен-Шамоне - центральная часть Франции. У был невысоким, но это не помешало ему заниматься борьбой,
роликовыми коньками и футболом. Отдавался он спорту полностью и с тех времен у него остались признаки перелома носа. Свое будущее он также связывал со спортом и размышлял над тем, чтобы стать футболистом или тренером гимнастики. Но в возрасте 14 лет на семейном празднике француз впервые для себя открыл картинг. Это была любовь с первого взгляда, которая оказалась взаимной. Уже через несколько лет он он бросил школу, чтобы серьезно заниматься гонками.
В 20 лет Ален делает первый шаг к звездам. Он выиграл соревнования гоночной школы Winfield, а призом для него стало место в машине Формула-Рено на следующий год. Результат не заставил себя ждать - 12 побед в 13 гонках и Ален в 1977 году выходит на европейский уровень. Он снова сходу берет титул и делает следующий шаг - на очереди Формула-3. Первый сезон в этой серии был ознаменован борьбой с шасси Мартини, а не соперниками на трассе. Но нерезультативный год перерос в французский и европейский титул в 1979 году. Это была предпоследняя ступенька до Формулы-1. Между ним и королевским класом теперь лежала только стопка рассматриваемых контрактов.
Среди них было предложение и от Макларен. В конце 1979 года он провел тесты, а через несколько дней подписал контракт. 13 января 1980 года Ален провел свой первый Гран-при в Аргентине. По устоявшейся традиции этап стал гонкой на выживание - был разгар знойного лета. Но француз спокойно повел гонку, не давая волю эмоциям, и финишировал. С 12-го стартового места он "пробился" на шестое только за счет сходов своих соперников. Но на данном этапе это был не минус, а плюс. Даже сейчас такие дебюты нередки, но это не означает, что каждый дебютант добивается такого успеха. Тем более в Аргентине, где гонщики после гонки выходят в полуживом состоянии.
По итогам сезона Ален Прост набрал всего пять очков, чередуя финиши с вылетами. Именно аварии стали главной причиной того, что француз в конце сезона разорвал долгосрочный контракт и перешел в Рено. По словам Проста его не покидало ощущение того, что команда ему не может простить ошибки. Конфликты с командами будут преследовать его всю гоночную карьеру.
Трудности с "желтым чайником"
Но пока на очереди стоял 1981 год. Он перешел в полностью пропитанную Францией команду Рено - шасси, мотор, пара пилотов и даже масло Elf. Но и тут возникло напряжение, которое со временем переросло в видимую материю. Партнером его стал Рене Арну - опытный французский пилот, за плечами которого уже было несколько побед и именно с ним были связаны все надежды команды. Но не тут-то было. Ален разбивает Рене и набирает по итогам сезона втрое больше очков.
Но это лишь командное соперничество. Куда важнее его борьба в чемпионате. Успех француза неописуем - 3 победы (такое же количество только у чемпиона Пике), 2 вторых места и одно третье при шести финишах вообще! Вот тут действительно есть за что обижаться на команду, ведь до чемпионства ему не хватило всего 7 очков. Все сложилось так, что Алену не хватило одного или двух финишей. Но следующий сезон стал еще более интересным.
(Гран-при Германии 1981 года. Попытки остановить Уильямс и "помощь" напарника по команде)
Первый этап в 1982, который прошел в ЮАР, принес Алену одну из лучших его побед. Он стартовал с неплохой пятой позиции, но на первых кругах гонки положение усугубилось. Из-за проколотого колеса Прост вынужден ехать на пит-стоп и скатиться на последнее место. Если кто-то вычеркнул его из претендентов на победу, то он ошибся. Француз методично начал проходить своих соперников и успокоился лишь тогда, когда оказался на первом месте. В число обиженных вошел и Рене Арну, который стартовал с поула - на той же технике он добился более скромного результата. Итоги следующего Гран-при Бразилии стали еще более убедительными - хет-трик!
18 набранных очков за две гонки были идеальным стартом, но надежность техники Проста все еще оставляла желать лучшего. В следующих восьми гонках Ален набрал одно очко и по всем законам жанра давно должен был выбыть из борьбы за титул, но это был сезон-1982 со всеми его причудами. Даже в такой ситуации за шесть этапов у француза оставались шансы на итоговую победу, лишь бы техника не подводила. Во Франции она не подвела, но Алена ожидал другой неприятный сюрприз - напарник Арну. Два Рено шли в голове пелотона во главе с Рене, но команда отдала ему приказ пропустить Алена. Приказ выполнен не был - наш герой потерял три очка. Обстановочка в команде накалилась и в конце сезона Арну покинул команду. А к Просту вернулись технические проблемы и не смог воспользоваться ситуацией, которая сложилась в сезоне - трагедии в Феррари и нестабильность остальных конкурентов.
(Ален Прост разбивает машину на Гран-при Монако в 1982 году)
"Фан-клуб Пике"
Стало очевидным, что когда машина Рено доезжает до финиша, то они легко могут рассчитывать на замечательный результат. Необходимо было дальше работать над техникой. Ключевым в сезоне стало появление на втором этапе нового шасси RE40. Именно оно и несло Алена к победе большую часть сезона и за четыре гонки до конца он имел преимущество 14 очков над ближайшим конкурентом Пике. Но тут начались малообъяснимые метаморфозы. На Гран-при Голландии Нельсон стартовал первым, а Ален только четвертым. Но такое положение француза было временным явлением и он быстро пробрался на второе место и начал погоню за Пике.
На 41 круге француз вплотную подобрался к сопернику и пошел на атаку в первом повороте - Ален ныряет во внутренний радиус. Прост перетормаживает, но все равно Пике рядом слева - и тут наш герой делает движение в сторону бразильца. Выпад получился блестящий и Нельсон закончил гонку в гравийной ловушке. Ален практически стал чемпионом, но на том же круге он останавливается - по всей вероятности проблем ему прибавило то самое столкновение.
Так отрыв остался прежним, но теперь оставалось только три гонки и Нельсону Пике требовалось еще большее чудо. Команда Рено в полном составе его предоставило. В Монце у Проста сгорел мотор, на Гран-при Европы в Брэндс-Хетче Ален приходит на финиш вслед за Пике и теперь отрыв всего два очка. Казалось, что не все так плохо для Проста, но масла в огонь подлила команда. От француза прямо потребовали титул, но а тот в свою очередь сказал, что он давно был бы рад, но техника не та... От командных разборок не выиграл никто. Кроме Пике. Ален занял в квалификации пятое место, в то время как бразилец был третьим - уже это не предвещало ничего хорошего.
Но и эта проблема была не последней - на 35 круге у Проста сгорел двигатель. Многие подозревали Алена в умышленности поломки двигателя - для такого мастера специально сжечь турбомотор было пустяковым делом. Это может и не так, но стоит понимать, что на тот момент шансы на титул были теоретическими и, возможно, всю вину легче было свалить на плечи техников. Так или иначе, но чемпионат был проигран. Проигран так, что повторное подписание контракта с Рено было просто невозможным. При этом риска остаться без работы не было совершенно.
(Гран-при Голландии 1983 года)
Если бы да кабы
В 1984 году Прост начал долгое сотрудничество с Маклареном и Рон Деннисом - началась золотая эра британской команды. Первым шагом к успеху стал новый двигатель. Поставщиком стала компания TAG, которая принадлежала богатому аравийцу. Она сделала заказ Порше на разработку мотора, который первый раз принял участие в конце 1983 года. Ники Лауде сразу не удалось улучшить результаты - подводила надежность, но с приходом нового сезона проблемы исчезли. Дует Лауда-Прост в 1984 году повел отчаянную борьбу за титул в итоге которой стал самый маленький перевес чемпиона над соперником - полбалла. Проигравшим оказался француз. Но проиграл он при жестоких обстоятельствах. У Проста был перевес по количеству выигранных гонок, было меньше сходов, но...
Во многом исход чемпионата решила гонка в Монако. Этап прошел при сильном дожде и Жакки Икс взмахнул клетчатым флагом после 31 круга. На тот момент Ален лидировал в гонке, но его вот-вот должен был догнать дерзкий новичок Айртон Сенна. Из-за того что не было пройдено три четверти дистанции пилотам, финишировавшим в очковой зоне, насчитали только половину очков. Тогда особого повода для печали у Проста не было. Он увеличил отрыв от Лауды до 10,5 очков - совсем не плохой результат после всего шести Гран-при. Но в итоге этого оказалось недостаточно. Можно предполагать, что если бы не остановка гонки, то Ален набирал бы минимум шесть очков. Только нельзя забывать, что такое Монако в дождь - от девяти до нуля очков всего десять сантиметров.
Первый успех
Вновь "Профессор" оказался вплотную к титулу, но опять чего-то не хватило. А в 1985 году наступила компенсация. Странно, но теперь двери к чемпионству для француза были открыты настежь - соперники словно куда-то пропали. Ники Лауда исчерпал свои силы и положил в копилку только одну победу, Найджел Мэнселл и Айртон Сенна только готовились к великим подвигам, Нельсон Пике буксовал в Брэбхеме. Но это были проблемы не француза. Нужно еще уметь словить нужный момент. Вот если соперники спят, то что - сделать жест доброй воли и сбавить обороты ради сохранения интриги? Если и были такие мысли у Алена, то он их не реализовал - 5 побед, 6 подиумов и 20 очков преимущества над Мишелем Альборето из Феррари, который в сложившейся обстановке добился лучшего результата в своей карьере.
(Сезон 1985 года)
В 1986 по всем раскладам должен был победить кто-то из пилотов Уильямс. Но Ален Прост провел такой сезон, что он вполне заслуживал премию Нобеля. Француз боролся за каждое очко, аккуратно ложил их в копилку и оказался в выиграше. Одним из показательных этапов случился в Бельгии. Тогда Прост на первом же круге столкнулся с Бергером и поехал долгий путь за новым передним антикрылом. Вернулся он в гонку, конечно же, последним и начал продвигаться вверх.
По итогам гонки француз набрал всего одно очко, но больше всего поразила его боевая хватка. Затем были подиумы и победы, но еще больше помогла внутрикомандная борьба Уильямс между Мэнселлом и Пике. Они чередовали победы и перед последним этапом в Аделаиде Мэнселл был первым, Прост отставал на шесть очков, а Пике на семь. Теоретические расклады давали шансы всем, но ввиду силы машины ставки больше делались на Мэнселла.
Окончание следует.