Подиум Гран-при Великобритании-2008, autosport.com
С чем пришли?
Сезон 2007-го года закончился при невероятной развязке борьбы за чемпионский титул. Единичку на свой болид в итоге получил Кими Райкконен, который за два этапа до окончания чемпионата отставал от Льюиса Хэмилтона на 17 очков. Но на чемпионский титул претендовал еще один подопечный Рона Денниса - Фернандо Алонсо. Испанец по ходу чемпионата не мог смириться с тем, что в его конкурентах ходит дебютант и такая ситуация привела к крупным скандалам. Но эта история нас не касается - перед гонщиками в 2008 году были новые задачи.
Команда Макларен, болиды которой были помечены цифрами 22 и 23 из-за прошлогодней дисквалификации, начала сезон при обновленном наполовину составе пилотов - Фернандо Алонсо заменил подающий надежды Хейкки Ковалайнен. Теперь Льюис оказался в выгодной ситуации - британец дебютировал всего лишь год назад, но считался претендентом на титул. Но теперь у него не было соперника с кличкой "Нандо", который перебрался в Рено, и была определенная свобода действий. Его главными соперниками должны были стать ферраристы - Кими Райкконен и Фелипе Масса остались в команде. После ухода Михаэля Шумахера команда сумела по инерции добыть титул, но теперь предстояло делать новые шаги. Поначалу казалось, что все идет гладко, но кризис чуть позже все-таки наступил.
Дебютную гонку в сезоне выиграл Льюис Хэмилтон. При этом "красные" набрали одно очко на двоих - провальный старт, но постепенно Скудерия взяла ситуацию под контроль. Фелипе Масса в первых двух гонках не набрал очков, но затем выдал серию из шести очковых финишей, пять из которых были подиумом (три победы). Именно в этот период Льюис выступал очень неровно. Такой старт в сезоне кардинально отличался от прошлогоднего - теперь были и сходы, и финиши вне очковой зоны. Ситуацией смог воспользоваться Райкконен и... Кубица. BMW ровно начала сезон, копила очки и сняла сливки в Канаде, где Роберт добыл первую победу в карьере (именно там Льюис получил первый и последний сход в чемпионате - в этом он виноват лично, да еще и Кими Райкконена заставил досрочно закончить гонку). А Ник Хайдфельд также был неплох - два вторых места и несколько очковых финишей помогли ему стать пятым пилотом чемпионата, который был очень запутанным и о явном лидере перед Гран-при Великобритании речи не шло: Масса - 48 очков, Кубица - 46, Райкконен - 43, Хэмилтон - 38, Хайдфельд - 28.
А всех болельщиков в пятницу перед заездами подстерег неприятный сюрприз - было объявлено, что с 2010 года Сильверстоун покинет календарь чемпионата мира и его сменит Донингтон. Тогда еще не знали, чем все в итоге закончится, поэтому британцы готовились принять предпоследний этап на легендарном автодроме.
Предгоночные заезды:
Тренировочные сессии прошли очень неспокойно - было много аварий. Сначала на машине Фернандо Алонсо перед "Стоувом" сгорел двигатель, а через несколько минут на разлитом масле фирмы "Эльф" подскользнулся Фэлипе Масса и влетел в слой отработанных покрышек. Бразилец вынуждел был прекратить "борьбу" на первой практике, но все же стал первым по ее итогам - соперники не смогли улучшить время Фелипе. Именно после этого дела у Феррари пошли не очень хорошо - Масса и Райкконен не боролись за высокие места на оставшихся двух тренировках.
На первой практике лучшие времена показали пилоты Феррари и Макларен, а вот потом на смену "красным" пришли парни из Ред Булл в расширенном составе. Кроме двух пилотов Ред Булл (Уэббер, Култхард), хорошее время смог показать и Себастьян Феттель из Торо Россо. Немец на тот момент провел чуть меньше года в Формуле-1, но выступал очень уверенно, что подтвердилось и на квалификации.
Квалификация поначалу складывалась довольно прогнозируемо. В том сезоне было два аутсайдера - Форс Индия и Хонда - и они прекратили борьбу в первой части квалификации в полных составах. Этот результат никого не удивил, а вот дальше было более интересно. Например, Феттель смог опередить во второй части квалификации Култхарда - уже тогда немец метил на сенсацию, но финальный удар он отложил на два месяца.
Последняя часть квалификации подарила неожиданный первый ряд стартового поля. За несколько секунд до истечения времени, Кими Райкконен оказался на промежуточном поуле, но в это время на быстром круге находились многие фавориты. Хэмилтон был близок к первому месту, но ему не хватило одной десятой, чтобы превзойти финна, а потом грянул гром. Марк Уэббер продемонстрировал, что на практике он не шутил и снял с результата Кими полторы десятых. Поул? Совсем нет! Через десять секунд финишную черту пересекает Хейкки Ковалайнен и снимает с результата австралийца полсекунды! Вот так Хейкки добыл свой первый и пока последний поул в карьере в Формуле-1.
Стартовая решетка: 1. Х. Ковалайнен (Макларен), 2. М. Уэббер (Ред Булл), 3. К. Райкконен (Феррари), 4. Л. Хэмилтон (Макларен), 5. Н. Хайдфельд (BMW), 6. Ф. Алонсо (Рено), 7. Н. Пике (Рено), 8. С. Феттель (Торо Россо), 9. Ф. Масса (Феррари), 10. Р. Кубица (BMW), 11. Д. Култхард (Ред Булл), 12. Т. Глок (Тойота), 13. С. Бурдэ (Торо Россо), 14. Я. Трулли (Тойота), 15. К. Накаджима (Уильямс), 16. Р. Баррикелло (Хонда), 17. Дж. Баттон (Хонда), 18. Н. Росберг (Уильямс), 19. А. Сутил (Форс Индия), 20. Дж. Физикелла (Форс Индия)
Гонка:
Перед стартом гонки пошел дождь - небо было затянуто тяжелыми черными тучами и стало ясно, что это не кратковременное явление. Тем не менее, осадки были незначительными (хотя и продолжительными) и гонщики решили выбрать для начала промежуточный комплект резины. Такая погодная ситуация предвещала интересную гонку, но тогда было сложно представить, что все будет уж очень запутанно.
Отличный старт с четвертого места взял Льюис Хэмилтон. Британец мигом прошел Кими и Марка и тут же вклинился во внутренний радиус первого поворота. Хейкки в тот момент был чуть позади, но внешний радиус в дождь предоставил ему больше шансов и таки финн оказался лидером в следующем повороте. Льюис попытался тут же провести контратаку, но второй пилот команды Макларен уперся и не захотел отдавать свою позицию малой кровью.
А Марк Уэббер стартовал очень плохо. Сначала пилот Ред Булл потерял несколько позиций на старте, а затем его просто развернуло на скользкой трассе. Такой же "удачный" старт сделал и Фелипе Масса, который на этом Гран-при Великобритании тренировал развороты. Первый раз его развернуло уже на первом круге, затем он повторил маневр на третьем. В дальнейшем бразилец еще несколько раз ошибался - сложно было назвать его "человеком дождя" после этой гонки. В тот день этот титул получил другой гонщик.
Уэббер сумел избежать столкновения и смог возобновить гонку, но два болида концерна "Ред Булл" не смогли закончить первый круг. Дэвид Култхард на Ред Булле и Себастьян Феттель на Торо Россо входили в последнюю связку поворотов параллельными курсами - они легко соприкоснулись и этого оказалось достаточно, чтобы оба болида попали в гравийную ловушку и оттуда больше не выбрались.
В дальнейшем в гонке не было ничего стабильного. Единственное, что можно было выделить из общего потока событий - Ковалайнен, Хэмилтон и Райкконен потихоньку начали отрываться от преследователей. Но это было логично, поскольку Феррари и Макларен по своему статусу должны были это сделать. Позади этой троицы шли Алонсо, Хайдфельд, Пике. За первые три круга они несколько раз обменивались позициями, но пока локальную схватку выиграл испанец, который постепенно начал уплывать от них.
А на четвертом круге в первый и последний раз сменился лидер гонки. Хэмилтон все еще был быстрее Ковалайнена и решился на обгон в "Стоуве". Он нырнул во внутренний радиус, и на сей раз Хейкки не стал демонстрировать открытого сопротивления. В тот момент у финна начались проблемы и он не мог уже четко идти по дистанции. На девятом круге Хейкки и вовсе развернуло перед "Бриджем" (в этом месте у многих возникали проблемы) и Кими вырвался на второе место. В этот момент Кими начал борьбу с лидером гонки. Пилоту Феррари удалось взвинтить темп на подсыхающей трассе - круг за кругом Кими приближался к Хэмилтону и перед питом на 20-м круге они были совсем рядом.
И тут Феррари делает ошибку. Не было уже Росса Брауна на командном мостике (в этот момент Росс был в Хонде, но о нем мы еще вспомним), поэтому настал период тактических проблем. Кими не заменили резину, посчитав, что старая сможет еще проявить себя на трассе. Льюис был более консервативен и ему поставили новую промежуточную резину - в этот момент гонка была выиграна. У Кими начались проблемы - Хэмилтон был намного быстрее него и увеличивал отрыв минимум по полторы секунды на круге. Был даже момент, когда финн проиграл британцу целых пять секунд. Но не только он мог "похвастаться" такими проблемами - компанию составил Фернандо Алонсо, который таким же образом провел пит-стоп на 19-м круге, но вынужден был делать повторную остановку на 26-м. Кими терпел чуть больше - заменили ему резину на 30-м круге, но в тот момент о победе можно было спокойно забыть. Райкконен и Алонсо оказались далеко позади, но у них был шанс на хорошие очки - теперь они ехали с полными баками и рассчитывали в боксы больше не заезжать.
А в этот момент мастер-класс показывал не кто иной, как Ник Хайдфельд. Пилот BMW проводил просто блестящие обгоны - описать их очень сложно. На 23 круге на участке "Вудкот - стартовая прямая" он прошел Тимо Глока и Алонсо - ловкость рук и никакого мошенничества. А через четыре круга там же он провел еще более интересный обгон. В тот момент за вторую позицию боролись Райкконен и Ковалайнен. Пилот Макларен благодаря проблемам у конкурента смог быстро сократить разрыв, но еще быстрее сокращал свое отставание Хайдфельд. После "Бриджа" между ними была всего лишь секунда, а затем происходит следующее: Хейкки проходит Кими, который тут же пропускает еще и Ника, а Ник в свою очередь обставляет еще одного финна. В итоге - Хайдфельд на втором месте и начинает сокращать отставание от Хэмилтона. Он тут британцу повезло - дождь немного усилился и пилот BMW остудил голову и не стал гнаться, рискуя очень неплохими очками.
Когда дождь усилился, вышел из тени Рубенс Баррикелло на Хонде. В тот уик-энд команда больше работала над дождевыми настройками и не прогадала. На 36 круге Рубенс - в тот момент он шел шестым - сделал пит-стоп и поставил дождевую резину (ай да Росс Браун!). Свой темп он взвинтил тут же и мог совершать классные обгоны. В тот момент он также боролся и со временем - соперники еще должны были ехать на дозаправку и был шанс подняться чуть выше. А получилось вообще прекрасно. Хайдфельд сделал свой плановый пит-стоп, и Рубиньо был очень близок к нему, а затем прошел, словно стоячего. Пилот Хонды бросился в атаку, увеличил отрыв и после своей третьей остановки в боксах оказался на третьем месте - позади Ника, но впереди практически всего пелотона. Если бы дождь продолжался чуть дольше, то бразилец мог и вторым финишировать, но трасса начала чуть подсыхать и пришлось переходить на промежуточный тип резины.
Ну а в конце гонки была борьба на выживание за четвертое место. Ковалайнен шел позади Хэмилтона, Хайдфельда и Баррикелло. Но удержать свое место тяжело было - к финну приблизились Алонсо и Райкконен. Оба пилота вернулись с хвоста пелетона и начали бороться за очки. А исход решили ошибки: сначала ошибся Хейкки, а затем и Фернандо. Это позволило Райкконену взобраться на четвертое место и немного скрасить уик-энд для Феррари.
А победу добыл Хэмилтон - спокойно и уверенно. У него был в соперниках лишь Кими Райкконен, но и тот самоустранился. В итоге Льюис опередил Хайдфельда более, чем на минуту. Это была одна из лучших гонок в исполнении британца, и не виноват он, что режиссер трансляции совсем его не замечал.
Результаты гонки: 1. Л. Хэмилтон (Макларен), 2. Н. Хайдфельд (BMW), 3. Р. Баррикелло (Хонда), 4. К. Райкконен (Феррари), 5. Х. Ковалайнен (Макларен), 6. Ф. Алонсо (Рено), 7. Я. Трулли (Тойота), 8. К. Накаджима (Уильямс), 9. Н. Росберг (Уильямс), 10. М. Уэббер (Ред Булл), 11. С. Бурдэ (Торо Россо), 12. Т. Глок (Тойота), 13. Ф. Масса (Феррари) Сошли: 14. Р. Кубица (BMW), 15. Дж. Баттон (Хонда), 16. Н. Пике (Рено), 17. Дж. Физикелла (Форс Индия), 18. А. Сутил (Форс Индия), 19. С. Феттель (Торо Россо), 20. Д. Култхард (Ред Булл)
А потом...
... сложилась интереснейшая ситуация в личном зачете: Хэмилтон - 48, Масса - 48 очков, Райкконен - 48, Кубица - 46, Хайдфельд - 36. Что может быть круче?! И это после 9 из 18 Гран-при в сезоне! Но затем борьбу за чемпионство смогли продолжить лишь Хэмилтон и Масса. На двоих они выиграли пять этапов - отобрали победы у них Ковалайнен (в первый и пока последний раз в карьере), Феттель (в первый и далеко не последний раз) и Алонсо (дважды, но одна из побед вошла в летопись Формулы-1 - ждите "Машину Времени. Сингапур-2008". Будет интересно). А титул Хэмилтон и Масса разыграли за 500 метров до финиша чемпионата мира.