Машина времени. Венгрия-98

04 августа 2010, 09:17
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua рассказывает об одной из самых знаменательных гонок в истории.
Машина времени. Венгрия-98 iSport.ua рассказывает об одной из самых знаменательных гонок в истории.
Фото LAT Photographic
С чем пришли?

О том, как закончился сезон в 1997 году, мы совсем недавно детально писали – все произошло на Гран-при Европы в Хересе. Тогда никто и представить не мог, что дубль, который сделала команда Макларен, станет началом великого возрождения команды. В 1993 году от них ушел Сенна, и Рон Деннис начал строить совершенно новую команду. Было тяжело, ведь Айртон строил команду вокруг себя. Когда он ушел, то один кирпич в основании здания исчез, и практически все развалилось. И вот наступил 1998 год – год новых надежд и ожиданий.

По правде говоря, многие надеялись на продолжение битвы между Шумахером и Вильневым, но случилось иначе. Основной причиной итоговой неудачи Жака стало внутреннее и внешнее изменение болида – на смену мотору Рено пришел очень скромный Мекахром. Кардинально изменилась и раскраска болида – вместо уже приевшихся сине-белых тонов пришел яркий красный цвет (обойдемся без упоминания спонсоров, которые повлияли на это).

Главным соперником Шумахера – а точнее, явным фаворитом в чемпионате – стал Мика Хаккинен. Финн в Хересе добыл первую победу, когда ему прекрасный подарок сделал Вильнёв, а через несколько месяцев в Мельбурне он выиграл свою вторую гонку. Тогда болидам Макларен попросту не было равных – лишь Шумахер пытался навязать борьбу. Но техника не выдержала его темпа, и немец остался с баранкой. Макларен действительно впечатлил – Мика Хаккинен и Дэвид Култхард порвали всех конкурентов, обойдя тех несчастных на круг.

Сезон начался с разгрома, но первый номер Феррари (как же хочется тут написать цитату от Роба Смэдли…) постепенно начал входить в сезон и набирал неплохие очки. Выступал он нестабильно, но так получилось, что то же самое делал и Хаккинен – соперники делили победы и неудачные этапы. На Гран-при Великобритании Михаэль одержал третью к ряду победу, что позволило ему вплотную приблизиться к Мике, но тот в Австрии и Германии сделал свою серию побед и вновь оторвался.

Гран-при Венгрии был 12-м из 16-ти этапов в календаре чемпионата мира. Шумахер перед гонкой отставал от Хаккинена на 16 очков и почти на столько же опережал Култхарда. Терять очки в Будапеште было не кстати – оставалось бы всего-навсего четыре этапа, и у финна был бы огромный психологический перевес. Оставалось надеяться, что особенности трассы в Венгрии (А-1 Ринг и Хоккенхаймринг – уникальные трассы) больше подойдут Феррари.

Предгоночные заезды:

Все маленькие и большие надежды Шумахера и Феррари (уж простите, что об Эдди Ирвайне забыли – сезон он проводил в своем темпе) были развеяны уже на первых тренировках – Макларен имели подавляющее преимущество. С каждым разом условия на трассе улучшались, но еще больше улучшалась скорость Макларен – рекорд за рекордом и на последней тренировке перед квалификацией Хаккинен выиграл у Шумахера более одной секунды! С Микой, конечно же, мог потягаться лишь Култхард, который проигрывал лидеру команды всего несколько десятых.

Квалификационные заезды закончились прогнозируемым результатом – первый ряд стартового поля заняли болиды Макларен. Правда, надо сказать, что Шумахеру на мгновение удалось оказаться на первой строчке промежуточного протокола. Во второй попытке Михаэль прыгнул выше головы, но буквально через несколько секунд его результат побил Култхард. А затем и Мика Хаккинен установил свое лучшее время, оказавшись быстрее шотландца на две десятые.

Первые три строчки ни у кого удивления не вызвали, а вот за пилотом Феррари должен был стартовать Хилл. Эта трасса не требовательна к мощности мотора, и Дэймон сполна этим воспользовался. В 1997 году он едва ли не выиграл гонку за рулем Эрроуз (возникли технические проблемы за круг до финиша), и вот теперь, выступая за Джордан, вновь блеснул в Венгрии – все-таки не полным нулем был британец (в 1993 и 1994 годах на его машине красовался "0" – уникальный случай в истории).

А warm-up прошел по обычной схеме – Макларен вновь разгромили конкурентов. В этот момент показалось, что все для Шумахера было кончено, но впереди его ждала одна из лучших и показательнейших гонок в карьере.

Стартовая решетка: 1. М. Хаккинен (Макларен), 2. Д. Култхард (Макларен), 3. М. Шумахер (Феррари), 4. Д. Хилл (Джордан), 5. Э. Ирвайн (Феррари), 6. Ж. Вильнёв (Уильямс), 7. Х.-Х. Френтцен (Уильямс), 8. Дж. Физикелла (Бенеттон), 9. А. Вюрц (Бенеттон), 10. Р. Шумахер (Джордан), 11. Ж. Алези (Заубер), 12. П. Диниц (Эрроуз), 13. М. Сало (Эрроуз), 14. Р. Баррикелло (Стюарт), 15. Дж. Херберт (Заубер), 16. Я. Трулли (Прост), 17. Й. Ферстаппен (Стюарт), 18. Т. Такаги (Тиррел), 19. С. Накано (Минарди), 20. О. Панис (Прост), 21. Э. Туэро (Минарди)

Гонка:

Старт в гонке был далеко не выдающимся – произошло лишь несколько изменений. В главной группе лишь Эдди Ирвайн смог обойти Хилла. Дэймон сперва попытался атаковать Шумахера, но тот умело защитил свою позицию – Хилл потерял скорость и этим тут же воспользовался "второй номер".

Хаккинен, Култхард и Шумахер остались на своих позициях. Атаковать в Венгрии было негде, и поэтому вся борьба пошла на время. Сперва финн выглядел очень хорошо – медленно и уверенно он смог нарастить свой отрыв от напарника до трех секунд, а тот в свою очередь опережал Шумахера на одну. Но интересный момент состоял в том, что Михаэль выглядел быстрее шотландца. Постоянное давление немца не позволяло расслабиться Макларенам – разрыв между Микой и Михаэлем в один момент сократился до трех секунд.

На 13-м круге Феррари потеряла второго бойца – Ирвайн свернул в боксы и оттуда больше не возвращался. Тем не менее, это никак не могло повлиять на борьбу Шумахера с Маклареном – Эдди в тот момент был в нескольких секундах от них, а остальные еще дальше.

Хаккинен на каждом круге имел незначительный перевес, но постепенно разрыв между ним и Михаэлем вырос до 4,5 секунды – немного и много одновременно. Теперь все сводилось к тому, кто окажется проворнее на пит-стопе. Шумахер свернул в боксы на 25-м круге. Култхард, чтобы не упустить второе место, пошел на пит на следующем и не прогадал – он выехал раньше. А лидер гонки проделал ту же процедуру спустя еще два круга. Прошла первая треть гонки, и все было очевидно – каждый выбрал тактику двух пит-стопов и лишь оплошности на пит-лейн могли помешать отстоять свою позицию в дальнейшем.

После первого пит-стопа Шумахер ненадолго потерял третью позицию – Жак Вильнёв запланировал дозаправку на более поздний срок (вскоре он выиграет позицию у Хилла за счет этого) и на 26-м круге ехал между Култхардом и Шумахером. Канадец еще пять кругов пробыл на трассе и за это время Михаэль отстал от Дэвида на три секунды. А после пит-стопа Жака прозвенел первый звоночек – Шумахер устанавливает время быстрейшего круга. Еще один круг и немец шел ровно позади Култхарда. У них должно было быть равное количество бензина, и такого преимущеста не должно было быть у Феррари…

42 круг. Хаккинен опережает Шумахера на 3,5 секунды, а Дэвид идет между ними – как обычно. И тут Шумахер ныряет в боксы – до финиша гонки 35 кругов. Заправят полные баки? Нет! Пит-стоп длится 6,8 секунды и Михаэль начинает одну из самых знаменитых серий кругов. Култхард едет в боксы на следующем круге, заправляет баки до конца гонки теряет 8,0 секунд и выезжает позади Михаэля. Хаккинен едет в боксы на 45-м круге, но в Макларен поздно спохватились – Мика теряет первую позицию.

И вот тут началось. Шумахер бьет рекорд круга, затем еще раз. Практически каждый круг он выезжает из 1:20, а в это время соперники едут 1:21, если не медленнее. Плюс к тому, возникают проблемы на машине Мики Хаккинена – он не только теряет скорость, но и мешает Култхарду. И тут Макларен проигрывает. Только через несколько кругов Мику попросили пропустить Дэвида, но Шумахер был уже далеко. Каждый круг он едет в бешеном темпе и на одном из них даже вылетает – немец проверил качество газона в последнем повороте.

На 62 круге Шумахер уходит в боксы, имея преимущество в 25 секунд! Михаэль, конечно же, выехал впереди Култхарда и на свежей резине легко смог отстоять свою лидирующую позицию. А потом был получен еще один подарок – проблемы Хаккинена не покидали, и тот приехал к финишу лишь на шестой позиции.

На подиум взобрался и Жак Вильнёв. Действующий чемпион мира еще и не предполагал, что в будущем он финиширует на третьей позиции только два раза.

Результаты гонки: 1. М. Шумахер (Феррари), 2. Д. Култхард (Макларен), 3. Ж. Вильнёв (Уильямс), 4. Д. Хилл (Джордан), 5. Х.-Х. Френцен (Уильямс), 6. М. Хаккинен (Макларен), 7. Ж. Алези (Заубер), 8. Дж. Физикелла (Бенеттон), 9. Р. Шумахер (Джордан), 10. Дж. Херберт (Заубер), 11. П. Диниц (Эрроуз), 12. О. Панис (Прост), 13. Й. Ферстаппен (Стюарт), 14. Т. Такаги (Тиррел), 15. Ш. Накано (Минарди) Сошли: 16. А. Вюрц (Бенеттон), 17. Р. Баррикелло (Стюарт), 18. Я. Трулли (Прост), 19. М. Сало (Эрроуз), 20. Э. Ирвайн (Феррари), 21. Э. Туэро (Минарди)

А потом...

… была безумная гонка в Спа и напряженнейший финиш чемпионата мира – Мика Хаккинен стал чемпионом лишь в Японии, когда на его соперника навалилась куча проблем.

Нетрадиционное отступление

Из всех ныне действующих гонщиков Формулы-1, лишь трое принимали участие на Гран-при Венгрии в 1998 году: Ярно Трулли, Рубенс Баррикелло и Михаэль Шумахер. Позвольте нам вынести первого парня за скобки и поговорить о двух других ветеранах.

Баррикелло и Шумахер – те люди, которые своей борьбой затмили многое, произошедшее на Гран-при Венгрии 2010 года. Была очень жесткая борьба, в результате которой Михаэля оштрафовали – судьи посчитали, что он действовал слишком опасно и не оставил достаточно места для Рубенса. Здесь мы не будем искать правых и виноватых.

Взглянем лучше на то, что это была именно Борьба (правильно, с большой буквы)! Не было никаких уступок – первый перекрывал, второй ехал еще правее, а первый еще правее. Когда мы такое видели в последний раз? Португалия-88! Борьба Сенны и Проста была очень похожа – Сенна едва ли не впечатал Проста в стену. Самое интересное – из нынешних пилотов только Шумахер и Баррикелло соперничали с этими гениями. Было это в далеком 1993 году. Тогда была другая борьба и росли другие пилоты – они учились у Сенны и Проста.

Шумахер, если хорошенечко разобраться - копия Сенны. Да, темперамент у них разный (никто и никогда не приравняет Германию и Бразилию, не так ли?!), но поступки-то какие! На Гран-при Франции 1992 года произошел интереснейший эпизод. На первом круге Шумахер в "Аделаиде" выбил Сенну с трассы. В гонке был дан рестарт (на старте кто-то замешкался) и на него вышел только Шумахер. Перед рестартом гонки Волшебник подошел к Михаэлю на стартовой прямой и начал по-отцовски читать лекцию. Позже бразилец признался, что он хотел лишь припугнуть немца, но вышло наоборот. Тот стал копией Айртона.

Михаэль и Рубенс пережили уик-энд в Имоле (Баррикелло попал в больницу, но стал на ноги и именно в его честь прозвучал гимн Бразилии в 2000-м году. Впервые после смерти Айртона) и перенесли в наше время частичку того, что было тогда. Думаю, немногие знают, что на переднем обтекателе болида Уильямс с 1994 года красуется буква "S". Не было ни одной гонки, чтобы этой традиции не придержались. Так же было и 1-го августа 2010 года в Будапеште. Именно этот нос пролетел в сантиметрах от стены.

Формула-1 изменилась. Вернее, изменились гонщики. На аэродинамику всегда жаловались, будто бы это главная причина всех бед. Нынешнее поколение пилотов училось не у Сенны и Проста. Думаю, все знают у кого. Именно Михаэль стал примером для нынешнего поколения. Можно его ненавидеть за определенные действия, но его подход к гонкам взяли на учет все. О внегоночных чертах (физподготовка, пресс-конференции) сейчас трогать не будем, а коснемся другой фишки – тактике пит-стопов.

Венгрия-98 показала весь суммарный интеллект Брауна и Шумахера во всей красе. Тактика трех пит-стопов была принята по ходу гонки. После второго пит-стопа Росс Браун сообщил своему пилоту: "У тебя девятнадцать кругов, чтобы создать отрыв в двадцать пять секунд". Шумахер: "Большое спасибо!" Это была новая эпоха гонок. Все прекрасно знали, что Сенна был также безупречным атлетом и мог не думать о своем физическом истощении по ходу гонки – гнал и гнал. Но Шумахер шагнул дальше – тактические игры его команды заставили его быть готовым к 19-ти квалификационным кругам подряд! Он первым научился делать это и стал семикратным. Теперь подтянулись и другие пилоты.

Напоследок можно сравнить две гонки – Гран-при Турции и Венгрии этого года. В первом случае Себастьяну Феттелю не хватило выдержки остаться на своей траектории – он дал слабину и улетел в Уэббера. Долго на него потом обижался. В Венгрии Баррикелло не дал слабину и продолжил атаковать. Он мог дать по тормозам, мог вильнуть влево и выбить Шумахера, но не сделал этого. Да, это другие пилоты, и очень жаль будет когда-то сказать им "До свидания!"
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
PolBlack, iSport.ua
PolBlack
05 августа, 10:40
Schumi_the_best, посмотрим, посмотрим , будем надеяться, что они больше похожи на вино, нежели на шампанское
Schumi_the_best, iSport.ua
Schumi_the_best
05 августа, 00:21
Кстати в Мерседесе работают те же инженеры, сделавшие Баттона чемпионом! Посмотрите что буде т в следующем году!)))
Schumi_the_best, iSport.ua
Schumi_the_best
05 августа, 00:19
Посмотрите все, что будет когда Рос и Шумахер построят удобный болид для Михаэля в 2011!))) Шуми ещё вернётся!!!! Это я вам обещаю!)))
Schumi_the_best, iSport.ua
Schumi_the_best
05 августа, 00:15
А кто сомневался=это лучший гонщик в мире, а Рос-лучший стратег!!)))
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
04 августа, 17:19
ragamuffin
04 августа, 12:33
---------
Решения Росса, безусловно, имели особый вес, но! А исполнителем кто был? Любой гонщик мог взять и поехать такую серию кругов? Росс Браун в своих интервью говорил, что многие пилоты его бы просто послали, услышав "тебе нужно отыграть 25 секунд за 19 кругов". Вот этому стали учится и Уэббер четко это продемонстрировал.

Кстати, а Росс никуда не пропадал. Посмотрите на тактики в Мерседесе. Довольно часто пилоты выбирают разные тактики (в Сильверстоуне и Хоккенхайме Росберг заезжал намного позже и выигрывал позиции). Также осталась в памяти гонка в Китае, когда Шумахер отыгрывал позиции на пит-стопах, а потом их проигрывал в гонке...
Манфред фон Риxтгофен, iSport.ua
Манфред фон Риxтгофен
04 августа, 14:37
а в Мерседесе хто?? ))
----
вот я и не знаю кто! кто-то. тень отца Гамлета, то есть, Брауна
Манфред фон Риxтгофен, iSport.ua
Манфред фон Риxтгофен
04 августа, 14:26
какая грустная статья:(

з.ы. интересно куда делся гений Браун? пошел погулять? будем надеяться, что вернется
AC_Milan, iSport.ua
AC_Milan
04 августа, 13:03
классная статья)
можно было еще вспомнить Францию 2004
4 пит-стопа Шуми против 3-х у Алонсо и Трулли
я тогда был просто в шоке)
ekonshin, iSport.ua
ekonshin
04 августа, 12:23
Конечно с 1998 не сравнить, но Веббер тоже красиво наматывал круги и заслуженно выиграл, хотя после рестарта казалось, что ему даже очковая зона не светит...
Pcier, iSport.ua
Pcier
04 августа, 11:26
Как говорил Шумахер в Топ-Гир, когда его спросили про Венгрию-98: "Росс сказал мне, что нам надо проехать 20-25 кругов в квалификационном темпе, чтобы оказаться впереди после пит-стопа, вот я и проехал"
Padfoot, iSport.ua
Padfoot
04 августа, 10:30
ААА!! Просто ААА!! Огромное спасибо за статью! Особенно за отступление, даже немного грустно(
PolBlack, iSport.ua
PolBlack
04 августа, 10:17
аж ком к горлу подступил, особенно после прочтения последнего раздела.
ностальгия блин, молодость
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100