15 сентября 2007 года оборвалась жизнь замечательного человека и спортсмена. Колин Макрей вместе со своим сыном Джонни и двумя друзьями возвращался домой на личном вертолете. На подлете вертолет упал в лесистую местность - никто не выжил. Официальной причиной трагедии было "маневрирование при большой скорости на низкой высоте" - то, что характеризовало Колина на протяжении всей его карьеры.
По стопам отца
Колин с самого детства начал повторять карьеру своего отца. Джимми Макрей был очень успешным шотландским гонщиком. Свои первые гоночные круги он сделал на мотоцикле, но затем его потянуло на четырехколесный транспорт. Выбор был сделан правильный, и в 80-х годах прошлого века Макрей-старший стал пятикратным чемпионом Великобритании.
За всем этим следил Колин. Тогда он был в подростковом возрасте, и это принесло громадные плоды. Для начала он все же покатался в мотокроссе, но после первого знакомства с ралли заболел именно этим. Выступления отца в чемпионате страны позволяло не только как можно ближе знакомиться с техникой, но и выступать в качестве штурмана. Конечно же, в боевые условия его никто не приглашал, но на тренировках Колин часто можно было увидеть в сиденье возле отца. А вскоре теория переросла в практику.
В 1985 году, когда Колину исполнилось 17 лет, он взял машину у друга и впервые выступил на официальных соревнованиях. Для дальнейшего роста возможности были. Да, отец не помогал ему направо и налево и хотел, чтобы сын сам добился каких-то результатов, но в трудную минуту в помощи не отказывал. В те годы 850 фунтов было достаточным, чтобы выкупить машину для выступления в Ралли - времена были совсем другими. Так в том же дебютном году МакРей обзавелся маленькой красной машинкой и начал демонстрировать свое мастерство на более высоком уровне. Дело за первой победой не заржавело, а в 1987 году Колин дебютировал в Чемпионате Мира!
Успехи из ничего
Все, что было у Колина - очень слабая машина "Нова" и штурман, который ранее ездил с отцом. К сожалению, на
тренировке Макрей попал в аварию, штурман сильно повредился. Тогда в срочном порядке была найдена новая кандидатура, но от этого было много потеряно - Макрей то и делал, что проверял на прочность шведские сугробы - 36-е место в общем зачете. Но это было лишь начало. В 88 году он принял участие в шотландском этапе Чемпионата Великобритании и занял очень высокое 9-е место. А тот этап выиграл его отец, который стал очень близок к завоеванию пятого титула чемпиона страны.
В 1989 году Колин добился еще одного впечатляющего результата - он финишировал пятым на Ралли Новой
Зеландии. Соревнования в этой стране станут для него знаковыми. Как он рассказывал, дороги здесь были очень твердыми, и можно было очень быстро пролетать дистанцию. Колин ездил в таком стиле с самого начала - газ, газ, еще раз газ. В перерывах между этими действиями он делал фирменные движения рулем - даже на безумно узких дорожках он не собирался менять стиль пилотирования. Это делало Колина интересным гонщиком, но ему из-за этого же пришлось пройти через множество сходов.
После классного Ралли Новой Зеландии за два года он проехал лишь два этапа на своей родине и в последнем случае сумел приехать шестым. В Чемпионате Мира он выступал очень нечасто, но добивался большого прогресса на местных гонках - это заметил Дэвид Ричардс. Команда Субару после не очень продуктивных 80-х решила заключить договор с Продрайвом, которые и начали разрабатывать машину под WRC (ровно это же Продрайв сейчас делает с МИНИ - "дебют" запланирован на 2012 год). Но кроме машины нужны были и гонщики.
Знакомство с Продрайв
В 1991 году Субару заключило контракт с Макреем. На модифицированной Субару Легаси британец легко выиграл родной чемпионат - сотрудничеством команда осталась довольна. В следующем году МакРей практически полноценно дебютировал в Чемпионате Мира. Колин провел сразу пять этапов и в самом первом из них добился наивысшего для себя показателя - второе место. А в чемпионате стал восьмым. Ценности этому месту придает тот факт, что Колин опередил своего коллегу по команде - Ари Ватанена.
В дальнейшем результаты начали расти. В 1993 году спонсором Субару стала табачная компания "555", которая однажды отметилась на болидах команды "BAR" в Формуле-1. Субару и "555" стали синонимами на долгие годы - эта сине-желтая машина была в эпицентре внимания более десяти лет. Это означало, что Субару получила определенную финансовую помощь и смогла быстро развиваться. В своем втором сезоне Колин добился нового рекорда - на Ралли Новой Зеландии была добыта первая победа. В дополнение к этому был и подиум в Швеции, что позволило занять пятое место в чемпионате мира. А Ари Ватанен вновь уступил своему напарнику и в конце года пути финна и Субару разошлись.
В 1994 году боевой машиной Субару стала Импреза. Колину не нужно было времени на раскачку - две победы в чемпионате. Одна из них была добыта, как вы наверное догадались, в Новой Зеландии, а вторая - в Великобритании. Британский спортсмен не мог победить на родном этапе чемпионата мира, начиная с 1976 года, когда этого добился Роджер Кларк, и вот теперь появился новый герой. А через год Колин стал супергероем.
Первый британский
По ходу чемпионата было четыре претендента на титул: Юхо Канккунен, Дидье Ориоль, Карлос Сайнц и, собственно, герой нашего рассказа. Была очень плотная борьба, но после одного из этапов ФИА исключила с чемпионата команду Тойоту - был грубо нарушен технический регламент. Соперником Колина был лишь коллега по команде Субару - Карлос Сайнц. Между напарниками пошла очень жесткая и эмоциональная борьба. Обстановка накалилась перед предпоследним этапом в Каталонии. Колин на пять очков (20 начислялось за победу, 15 - второе место) опережал Карлоса, но перед последним днем соревнований испанец был впереди на семь секунд...
Командная тактика в WRC - явление очень частое и практически не поддается критике. Так и случилось в Испании. Дэвид Ричард отдал приказ сохранить свои позиции, но Макрей не хотел просто так сдаваться. Британец буквально взорвался - титул был очень близок, и просто так лишаться шансов на победу в Каталонии было бы неправильным. Так он считал. Возможно, это было неправильным, но в воскресенье он в полную силу боролся за победу. Пиком стал момент, когда члены команды Субару пытались помешать ему прямо на трассе, отчаянно жестикулируя... А Колин так и остался на втором месте.
Последний этап чемпионата мира проходил в Великобритании. На этот раз у Макрея было дополнительное преимущество - родные болельщики. Их было просто громадное количество. По всей длине допов поклонники стояли рядами, прям как на Турмале (ключевой этап Тур де Франс-2010, прим. авт.) в этом году - сосчитать количество зрителей не представлялось возможным. Колин выиграл этап и стал чемпионом мира - это был первый британский чемпион.
Колин МакКрэш
Макрей боролся за чемпионство и в последующие сезоны, но количество неудачных этапов не позволяло взобраться на вершину. Взять, к примеру, сезон 1997 года. 14 этапов в сезоне, 5 побед и шесть сходов! В том году Томми Мяккинен опередил его на одно единственное очко и какое! Перед последним этапом в Великобритании у Колина в активе было 52 очка, а у Томми - 62. Финну нужно было приехать на шестом месте и именно это он и сделал. Конечно же, Колин выиграл тот домашний этап, но этого оказалось мало. Годом ранее, в 1996, Колин также часто попадал в неприятности и бил свои машины. Ему даже дали прозвище - Колин МакКрах (McCrash - оригинал). Вот как на это реагировал он сам.
Колин Макрей: "Это меня раздражало поскольку по статистике я разбивал машины не чаще других. Да, бывало такое, но, в конце концов, есть два варианта: либо ты ездишь быстрее всех и иногда ошибаешься, но при этом выигрываешь и быстро учишься, либо действуешь так, как Ричард (Бёрнс, - прим. авт.) - очень последовательно, спокойно, ровно развиваешься и в конце концов, спустя долгое время, начинаешь побеждать".
Вот так. Не мог Колин взять себя в руки и на одном из этапов просто "доехать" до финиша. Одно-два лишних очка в 1997 году могли ему принести очередной титул, но разве британец над этим задумывался?
В 1998 году Колин Макрей прекратил сотрудничество с Субару. Он стал третьим в чемпионате, а затем принял новый вызов. Команда Форд только-только появилась в чемпионате, но Малкольм Уилсон, который руководит командой до сих пор, не хотел тянуть с приглашением сильных пилотов. Макрею было сделано рекордное предложение - 6 миллионов фунтов за два сезона. Британец стал самым высокооплачиваемым пилотом в WRC, но это не принесло желаемого результата.
Фокусы за рулем Форд Фокус
1999 год стал провальным для Колина. Команда неплохо стартовала в Монте-Карло, но из-за нарушения технического регламента судьи их дисквалифицировали, затем Макрей на 3-м и 4-м этапах добыл победы, а потом... было 12 сходов из 13-ти возможных. О периоде в Форде долго говорить не приходится, поскольку Колин не достиг очень высоких результатов. Правда, два момента все же нужно выделить, а связаны они, конечно же, с вылетами.
На Ралли Корсики в 2000 году Колин попал в жуткую аварию. Трасса была очень опасной, ведь с одной стороны была скала, а с другой - обрыв. В одном из поворотов британец ошибся, налетел на скалу и по инерции улетел в обрыв. Долгое время ему не могли помочь и лишь спустя 45 минут после происшествия его вытащили из машины и на носилках доставили к машине скорой помощи. Макрей и не думал заканчивать карьеру - через три недели он был в Италии, где финишировал шестым.
В 2001 году Макрей в последний раз боролся за титул - его соперником был Ричард Бёрнс. Кто-то из этих британцев должен был принести стране новый титул, и в итоге все решилось на их родине. Перед этапом Колин опережал соперника на два очка. По ходу Ралли Макрей лидировал и чувствовал себя комфортно, ведь на тот момент сошел еще один претендент на титул - Томми Мякинен.
Макрей мог спокойно доводить дело до победы... Вылет перечеркнул все. В быстром повороте Колин очень сильно срезал поворот и приземлился на крышу. Ричард Бёрнс ехал вслед за ним и увидел аварию. Это сбило с ритма "Львиное Сердце" и тот ошибся буквально через несколько поворотов. Но это не помешало ему набрать нужные очки и стать чемпионом мира. Удивительно, но это был второй британский чемпион мира, и его также нет в живых - Ричард умер от опухоли мозга 25 ноября 2005 года.
Прощание
После борьбы с Бёрнсом карьера Колина Макрея пошла на спад. В 2002 году он первым из всех пилотов выиграл 25-ю гонку в карьере, а затем наступила эпоха новых чемпионов. В 2003 году британец перебрался в новую команду - Ситроен. Это был новый проект и новый вызов. Ранее Колин дважды сталкивался с такой ситуацией, но во французской команде не нашел себя. Макрей жаловался на то, что это была команда с другим менталитетом, традициями... Та и у французов особое отношение к британцам. Не помогло даже маленькое количество сходов - "всего лишь" три. В итоге британец стал седьмым в чемпионате и по окончанию сезона завершил карьеру.
После этого Колин занялся семьей, но гонки не бросил. Участвовал он и в 24 часах Ле-Мана, и в Дакаре, и даже выступал в Ралли на трех этапах. Одним из самых ярких выступлений стало экстрим-шоу в США. Его соперником был Трэвис Пастрана, а Колин проиграл из-за того, что ошибся в прыжке и повредил бампер и колесо. Через некоторое время он пытался взять реванш, но вновь попал в аварию.
"Прощание" Колина с миром автоспорта прошло на фестивале в Гудвуде в 2007 году. Тогда Колин на шоу привез прототип новой машины "Colin McRae R4". Машина имела оригинальную форму, и целью британца было показать творение в лучшей форме, чтобы затем заключить контракты. Колин проехал несколько кругов по специальной трассе и едва не допустил роковую ошибку. К счастью, все тогда обошлось - машина осталась цела. А затем Колину дали Субару Импрезу, на которой он проехался возле собравшихся зрителей. В последний раз...