В
прошлом выпуске "Машины времени" мы сделали первое исключение в сезоне - рассказали об одном из самых оригинальных этапов в истории Формулы-1. Это было связано с тем, что никакой истории у корейского этапа просто не было и нужно было заполнять нишу. Сейчас же у нас другая история - какой из всех бесшабашных Гран-при Бразилии выбрать?
Даже если сузить круг поиска до четырех последних лет, то выбрать лучший из них - задача невыполнимая. Кто-то яростно болел за Шумахера на его "последнем" этапе, кто-то переживал за Кими Райкконена в 2007-м году и каждый раз оглядывался на текущую позицию Хэмилтона, а кто-то глотал валидол во время последних четырех кругов на Гран-при Бразилии 2008 года...
Все эти этапы хороши, но у них есть минус - они настолько вбились в память, что и вспоминать не о чем. И самое главное - там важны были в первую очередь пережитые эмоции. Сейчас бы напечатанные буквы в полной мере не рассказали бы о том, что тогда было. Время пройдет - напишем. А сейчас мы коснемся другой темы. Возможно, одной из самых красивых в истории Формулы-1.
Родные стены не помогают
Взаимоотношения Сенны и Гран-при Бразилии - очень и очень драматические. Айртон всю жизнь хотел добыть победу на домашнем этапе, но долгие годы постоянно что-то мешало. В середине 80-х бразилец выступал за команду "Лотус", которая к тому моменту была не той великой командой, что раньше. В 1982 году умер основатель "зеленой" команды и открыватель великих чемпионов в Формуле-1 Колин Чепмен. Еще до его ухода из жизни команда утратила первые позиции в эшелоне, так что Айртон не много мог выиграть за рулем этого болида. Даже поул, который он добыл в Жакаперагуа в 1986 году не позволил ему победить - Уильямс был уж слишком силен.
Совершенно новая история началась в 1988 году, когда Волшебник оказался в Макларен. В том году у них была одна из лучших машин за всю историю королевских гонок! И это истинная правда - стоит только взглянуть на лицо Льюиса Хэмилтона, когда он шел у этой машины (это видео было снято перед фестивалем в Гудвуде в этом году). У Айртона был великолепный шанс добыть домашнюю победу. Поул был добыт играючись, а потом все пошло наперекосяк. Перед стартом прогревочного круга у Сенны вышла из строя коробка передач. Затем Айртон сменил коробку и стартовал с последнего места, прорвался на второе и... сначала заминка на пит-стопе, а потом черный флаг за то, что КПП была сменена в не положенное время.
В 1989 году Айртон снова стартовал с поула, но в первом повороте столкнулся с Бергером и финишировал на два круга позже, чем победитель. В следующем году бразилец стартовал с поула и шел к победе, но натолкнулся на кругового... Пит-стоп, замена переднего антикрыла и лишь третье место! Впереди был 1991 год...
Перед стартом сезона 1991 года у Айртона Сенны и Макларен была сильная головная боль - моторы Хонда перешли с V10 на V12. Тесты проходили практически весь предыдущий год, но Сенна был недоволен результатам. по словам бразильца, мотору явно не хватало мощности. Безусловно, это важный аспект, но мотористы настаивали на другом: главное - надежность. Волшебника беспокоил этот факт, и он боялся, что команда Уильямс снова окажется на вершине. Благо, у них были свои проблемы - автоматизированная коробка передач. Механики в начале сезона не могли наладить ее надежность. В протоколах первой гонки сезона в Финиксе у обоих пилотов (Мэнселл и Патрезе) стоит одно и тоже: сход из-за КПП. А Сенна первую гонку выиграл - следующий этап был в Интерлагосе.
Надежда не умирает никогда!
Квалификация на Гран-при Бразилии получилась очень жаркой. Первую попытку с результатом 1:17,356 выиграл Айртон Сенна, но пилоты "Уильямс" не собирались сдаваться. Вторая попытка: Патрезе - 1:16,775, Мэнселл - 1:16,843! У Айртона Сенны оставался последний шанс "собрать" идеальный круг и... Сколько же раз за свою карьеру он выдавал безумные квалификационные круги? В Интерлагосе-91 он добыл один из своих 65-ти поулов с результатом 1:16,392! Четыре десятых было снято с результата Патрезе!
Герхард Бергер, который в том году был напарником Сенны, проиграл победителю квалификации более одной секунды. И это не было случайностью - австриец так выступал на продолжении практически всего сезона и лишь под конец, когда Айртон многое для себя решил, начал опережать напарника. А позади Герхарда стартовали Алези и Прост. В Финиксе Ален даже приехал вторым, но как показал сезон, это было исключением - реальной конкуренции ни Алези, ни Прост не продемонстрировали.
Старт в гонке выиграл Айртон Сенна, а вот имя его преследователя поменялось - Мэнселл тронулся с места удачливее своего напарника и вырвался на второе место. Британец тут же попытался зацепится за Сенну, но с ним было не так просто. На первых кругах дистанции Сенна сумел создать себе определенное преимущество, но Найджел все равно был недалеко - пропасти между ними не возникло. А чуть позже пилот Уильямс и вовсе начал сокращать отставание он "Волшебника".
Круг за кругом британец сокращал отставание и в конце концов подобрался к Сенне на крошечное расстояние. Но до обгона дело не дошло - по сложности это было совершенно другой задачей. Несколько кругов Мэнселл просто ехал позади лидера гонки, а затем уехал на пит, который сыграл очень значимую роль в гонке. Механики Уильямс просто провалились и отпустили своего подопечного лишь спустя 15 секунд после остановки - вечность. Айртон заехал на пит на следующем круге и был более успешен.
После первых пит-стопов лидеров между ними вклинился Рикардо Патрезе и лишь потому, что еще не заехал на свой пит - такое преимущество было у Сенны и Мэнселла на первых кругах. Но вскоре итальянец таки уехал на свой пит и стало видно разрыв между реальными лидерами - восемь секунд. Ошибка механиков Уильямс дорого стоила Найджелу, но тот и не думал сдаваться! Первые круги после пита прошли "незаметно" - разрыв оставался приблизительно тем же, но потом началась буря. Мэнселл начал очень быстро сокращать отставание. Казалось, что британец вот-вот достигнет лидера гонки, но Айртон неожиданно для себя вновь получил преимущество.
Прыть Мэнселла была полезна для него в начале, но затем его резина начала сильно изнашиваться - за несколько кругов разрыв снова увеличился до восьми секунд. А затем у британце и ввосе случился прокол - пит-стоп и 35 секунд до лидера гонки. А Патрезе был еще дальше... Айртону нужно было пройти еще 25 кругов и он добыл бы свою первую победу на родине, но эти круги превратились в муку.
Сперва Найджел Мэнселл вновь проснулся. Ситуация в гонке вновь кардинально поменялась и британец начал съедать отставание от Сенны. На 57 круге из 71 он проигрывал 22 секунды. С одной стороны, это было очень много, но с другой - Найджелл на одном круге был быстрее Айртона на несколько секунд. У преследователя еще оставалось время, но тут "бац!" - коробка передач! Найджела сперва развернуло после неправильного переключения передач (полуавтомат был чем-то новым для Ф-1 в то время), затем он проехал несколько метров и остановился - коробка умерла.
Это произошло на 59 круге дистанции. Новым преследователем Сенны стал Патрезе, но тот был позади на 37 секунд. На следующем круге Рикардо потерял еще три секунды и теперь Сенне оставалось проехать самую малость - 10 коротких кругов в Интерлагосе. И тут картина вновь поменялась! То, что было видно в телетрансляции: Сенна обогнал на очередной круг Хаккинена, но финн остался позади и начал преследовать Айртона! Разница в скорости между Маклареном и очень скромным Лотусом должна была быть огромной, но нет! На 61 круге Патрезе отставал от Сенны "лишь" на 36 секунд... Четыре секунды потерял на одном круге лидер гонки, но это были цветочки. Пик проблем Сенны пришелся на 65-й и 66-й круги. В этот период "Волшебник" проходил свои круги за 1:28 с хвостиком, а Патрезе - за 1:22!
За несколько кругов до этого на машине Макларен возникла огромная проблема - "выпали" третья и пятая передачи! Сенна вновь мог на пустом месте потерять домашнюю победу, но он был не готов к этому и совершил чудо! 67-й круг Айртон прошел за 1:25,899, потеряв еще четыре секунды по отношению к Патрезе. Но в тот момент самым важным фактором было то, что бразилец ускорялся. Совершенно непонятно, как он мог найти резерв, но в сложившихся обстоятельствах он сумел изменить свой стиль вождения и начал проигрывать приемлемое время.
За три круга до финиша Патрезе проигрывал Айртону лишь 5,4 секунды. И это было действительно "лишь". Темп Рикардо был очень высок и он должен был обогнать, но "но" возникло в сотый раз в этой сумасшедшей гонке: ДОЖДЬ! Больше Сенне ничего не нужно было - Патрезе потерял темп, а бразилец и так ехал в "дождевом" ритме. На последнем круге Айртон размахивал рукой стюардам, чтобы те остановили гонку - ну как такое можно объяснить? Да и зачем что-то объяснять... Сенна победил с преимуществом в 2,9 секунды.
Результаты гонки:
1. А. Сенна (Макларен), 2. Р. Патрезе (Уильямс), 3. Г. Бергер (Макларен), 4. А. Прост (Феррари), 5. Н. Пике (Бенеттон), 6. Ж. Алези (Феррари), 7. Р. Морено (Бенеттон), 8. Дж. Морбиделли (Минарди), 9. М. Хаккинен (Лотус), 10. Т. Бутсен (Лижье), 11. Э. Пирро (Даллара), 12. М. Брандл (Брэбхем), 13. Б. Гашо (Джордан), Сошли: 14. Н. Мэнселл (Уильямс), 15. Э. Комас (Лижье), 16. П. Мартини (Минарди), 17. М. Бландэлл (Брэбхем), 18. Э. Бернард (Ларрусси), 19. Ю-Я. Лехто (Даллара), 20. А. де Чезариз (Джордан), 21. С. Модена (Тиррелл), 22. И. Капелли (Лейтон), 23. С. Накадзима (Тиррелл), 24. М. Гужельмин (Лейтон), 25. Г. Тарквини (AGS), 26. А. Сузуки (Ларрусси),
Айртон в конце 1991 года стал трехкратным чемпионом мира. Но сезон не был легким - Уильямс посреди чемпионата начал просыпаться и Мэнселл серьезно сократил отставание от Сенны. Это было первым шагом Найджела. Следующий он сделал в 1992 году, когда разгромил соперников. После этого бразилец начнет мечтать о месте в новой чемпионской команде, и в 1994 году начнет в ней сезон...