Первая гонка на самом юге африканского континента состоялась в далеком 1934 году, но нельзя было сказать, что тогда соревновались известные пилоты современности. Лишь в 1939 году Луиджи Вилорези совершил важнейший визит в ЮАР и выиграл гонку. Это много значило для этой страны - приезд пилотов основного класса теперь стал реальностью. После войны этим классом стала Формула-1, но ЮАР-у пришлось подождать еще десять лет.
В 1960 году гонку, которая прошла на берегах Индийского океана - в городе Ист Лондон, - выиграл Стирлинг Мосс. Выступление величайшей звезды тех годов оказалось не случайным. Большие команды, который желали зимой протестировать технику, запросто могли приехать в далекие края и выполнить все необходимые работы. Такая же гонка состоялась и в 1961 году, когда победил Джим Кларк, а уж потом Ист Лондон принял заключительный этап сезона 1962 года. Это было первым шагом, но далеко не последним.
Гран-при ЮАР начал проводиться регулярно, а в 1967 году трасса переехала в другой город. Трек "Кьялами" был построен близ города Мидрэнд, который находился ближе к центру страны. После этого этап зажил долгой и счастливой жизнью. Последний этап здесь состоялся в 1993 году, но после этого требования по безопасности стали несколько другими, и ЮАР не смогла потянуть этап. Берни Экклстоун иногда вспоминает о нем, мол неплохо было бы вернуть, но, похоже, ждать возвращения прийдется долго. А сегодня расскажем об одной из самых важных гонок, которые состоялись так далеко от нас.
Перед Кьялами-83
Мы рассказывали о том, что в 1982 году Кеке Росбергу неплохо повезло и он стал чемпионом мира, добыв лишь одну победу. Тогда много событий сошлись в одну точку и только благодаря этому подопечный Фрэнка Уильямса добыл чемпионство. Безусловно, он добыл больше всех очков и именно так определяется чемпион, но "но" было слишком много. Среди них была и техника Рено. На
Гран-при Швейцарии-82 Рено запросто могло добыть дубль, но из-за технических проблем Прост стал лишь вторым, а Арну и вовсе сошел.
В следующем году пути Алена Проста и Рене Арну разошлись. Рене не захотел выступать в роли второго номера и совершенно резонно подписал контракт с Феррари. И так уж получилось, что они стали претендентами на титул в новом сезоне. Правда, поначалу Прост мог опустить руки - две первые гонки не принесли очков. Что может быть хуже? Прошлый сезон был провален из-за катастрофической надежности, а в новом надежды тут же начали угасать. Но, к счастью для Алена, так длилось недолго. На следующих четырех этапах он финишировал на подиуме и это позволило ему обойти удачно стартовавшего Нельсона Пике.
После шестого этапа в Бельгии в чемпионате была плотная тройка лидеров - Прост, Пике и Тамбэ, который был напарником Арну в Феррари. Но затем в чемпионате произошел новый поворот. Прост на следующих пяти этапах дважды победил, а главным соперником в гонках стал не кто-то из основных претендентов, а как раз Арну. Таким образом Прост за четыре этапа до финиша чемпионата опережал Пике на 14 очков, а Арну на 17. Тогда действовала система "9-6-4-3-2-1" и было понятно, что Ален стал очень близок к титулу. Мечта была близка...
На следующем этапе Пике вернулся в чемпионскую гонку - он лидировал и сдерживал атаки Проста. Но француз таки отважился на атаку и в конце своего маневра направил болид в сторону Пике. Того выбросило с трассы, а Прост помчался за победой... Увы, но заезд для него закончился на том же круге - машина была повреждена из-за контакта. На следующих двух гонках Пике победил и таким образом отомстил Просту. Перед Кьялами Ален был впереди всего лишь на два очка, а третьим претендентом на титул был Арну, который отставал на восемь очков.
Перед гонкой
Одно из главных событий на этом этапе произошло еще перед началом заездов. Руководство команды Рено потребовало от Проста завоевания чемпионства! Конечно же, можно было понять довольно жесткую реакцию Алена - да я и сам не против, но постройте для начала надежную машину.
Понятно, что глупо было такое "требовать" от Алена. Он уже тогда был тем самым "профессором", который собирал очки в копилку и не шел на отчаянный риск. Также он был хорош и в работе с инженерами - уж точно он значительно помог прогрессу Рено. И тут ему говорят, чтобы он не забыл выиграть титул...
После всего этого у Пике поднялось настроение. Сначала он повесил на месте обитания членов команды Рено табличку с надписью "Фан-клуб Пике", а затем очень неплохо провел квалификацию. Выиграл заезды Патрик Тамбэ. который сумел "собрать" один круг, а вот дальше было интересное расположение претендентов.
На втором месте расположился Пике, а Патрезе - его коллега по команде - отделил бразильца от двух других претендентов - Арну и Проста. Поэтому уже перед стартом Нельсон Пике резко стал фаворитом чемпионата. Оставалось дело за малым.
Решающая битва
Прямо со старта гонки пилотов команды Феррари подвел их главный недостаток - скорость на прямых. Увы, но стартовая прямая в Кьялами была очень длинная, и Тамбэ скатился на третье место задолго до первого поворота! Пике и Патрезе быстро обошли "красного" и тут же уехали в отрыв. А вот Патрик Тамбэ начал сдерживать ди Чезариза (стартовал 9-м!) и Проста. Правда, недолго у него это получалось - в начале второго круга на все той же стартовой прямой он пропустил сразу двоих конкурентов. Такую слабость Феррари подтвердил и старт Рене Арну. "Хорошо" то, что мучения француза продолжались недолго - уже на девятом круге у него сгорел мотор.
Дела у Алена Проста складывались получше, чем у Арну, но он безнадежно отпускал Пике все дальше и дальше. На первых кругах дистанции француз уперся в Андреа ди Чезариза на Альфа Ромео - никак не удавалось пройти соперника. Вся загвоздка была в том, что хотя и Прост был в общем быстрее соперника, но на прямой скорость у Альфитты была выше, и очень сложно было ее обогнать.
А потом у Алена появилась новая проблема. Из ниоткуда возник Ники Лауда, который стартовал 12-м и шел с другой тактикой дозаправки. Он был легче соперников и, конечно же, легко достиг их. Более того, австриец добрался и до Патрезе, который на первых кругах сильно оторвался от парочки ди Чезариз - Прост. Но Рикардо оказался твердым орешком и Ники Лауда вынужден был отсиживаться за ним, пока таки не поехал на свой пит-стоп.
Немногим позже на свой пит поехал и лидер гонки. Нельсон Пике сумел нарастить отрыв от Патрезе и выехал из боксов в нескольких секундах впереди напарника. Гонка была практически сделана, а тут, на радость бразильца, произошло важнейшее событие в гонке.
Ален Прост на 35 круге свернул в боксы и показалось, что это был плановый пит-стоп. Механики принялись доливать топливо и менять резину на болиде Рено, но вдруг планы резко поменялись - Прост просто вышел из машины и пошел в боксы. В официальных протоколах значилось "отказ турбины", но что это было на самом деле - сложно сказать. С виду все похоже на демарш, но, возможно, все дело было действительно в технике, которая не в первый раз подвела француза.
После этого Пике нужно было обеспечить себе три очка в этой гонке и он оправданно сбросил скорость. С начала он легко пропустил Патрезе, а затем очень долго и нудно защищался от Лауды, который после пит-стопа вновь взял прекрасный темп и догнал лидеров. Пике ехал в своем ритме и когда австриец пошел в реальную атаку, то был не очень против. До конца гонки еще оставалось десяток кругов и за это время Пике успел пропустить еще и Андреа ди Чезариза, а Ники Лауду подвела техника.
Результаты гонки: 1. Р. Патрезе (Брэбхем), 2. А. де Чезарис (Альфа Ромео), 3. Н. Пике (Брэбхем), 4. Д. Уорвик (Тоулмэн), 5. К. Росберг (Уильямс), 6. Э. Чивер (Рено), 7. Д. Салливан (Тиррелл), 8. М. Зурер (Эрроуз), 9. Т. Бутсен (Эрроуз), 10. Ж.-П. Жарье (Лижье), 11. Н. Лауда (Макларен), 12. К. Эйксон (RAM) Сошли: 13. Н. Менселл (Лотус), 14. Р. Бозель (Лижье), 15. М. Альборето (Тиррелл), 16. П. Тамбэ (Феррари), 17. Б. Джиакомели (Тоулмэн), 18. А. Прост (Рено), 19. К. Фаби (Озелла), 20. Э. де Анджелис (Лотус), 21. Дж. Уотсон (Макларен), 22. Р. Арну (Феррари), 23. М. Бальди (Альфа Ромео), 24. М. Винкельхок (ATS), 25. Ж. Лаффит (Уильямс), 26. П. Жинзани (Озелла)
Таким образом Нельсон Пике стал двукратным чемпионом мира. Сделал он это, выступая за команду Брэбхем, которой в те годы руководил сам Берни Экклстоун. Этот титул стал для команды последним, результаты пошли на убыль, а в 1992 году болиды Брэбхем в последний раз выступили в Формуле-1.