С первых же строк этого материала вынужден пояснить заголовок. Пилотов, которые в этом году блеснули, оказалось по сути четверо. Конечно же, Себастьян Лёб вновь заслужил на то, чтобы о нем писать статьи, но к прошлогоднему варианту, который вы легко можете найти в историческом разделе, добавить можно лишь пару строчек - очередная победа на классе. На втором месте финишировал Латвала, который сумел сделать своего более именитого напарника, а Себастьян Ожье едва ли не стал призером. До последнего этапа именно этот француз был главным претендентом на эту статью, но сложилось так, как случилось - на подиуме его не было. Третьим же стал наш герой, который второй сезон подряд выступал на частной машине и в таких жестких условиях стал бронзовым призером - на самом деле это великое достижение.
Петтер Сольберг родился 18 ноября 1974 года в деревушке на юге Норвегии - Аскиме. Как и положено, любовь к автоспорту передалась ему по генах. Правда, в отличие от большинства его коллег по цеху, автоспортом увлекался не только отец, но еще и мама. Супруги принимали участие в бил-кроссе - это норвежская разновидность более дешевого варианта ралли-кросса. Петтер наращивал свою любовь к авто в гараже, где очень часто помогал отцу Тове готовить машину к очередным заездам. А вот с самими гонками пришлось немного подождать. Конечно, Петтер ездил в юношеских сериях, одну из которых выиграл, но основной шаг был сделан лишь после того, как ему исполнилось 18 лет.
Не прошло и нескольких дней после наступления совершеннолетия, а у Петтера были уже водительские права, и он смог принять участие бил-кроссе. Но этим дело не ограничилось - Сольберг продемонстрировал очень быстрый рост и через пару-тройку лет он смог начать выступления в полноценном ралли. Его первым штурманом стала девушка из Швеции - Мауд. Именно она сейчас является штурманом и женой его брата Хеннинга. У Петтера дела шли очень хорошо. А 1995 и 1996 году он стал чемпионом Норвегии по ралли-кросу, а в 1998 он забрал титул чемпиона по классическому ралли. Тут стоить снова вспомнить о его брате. Хеннинг, который родился раньше на два года, лишь после своего брата смог выиграть главный титул страны. Сделал он это целых пять раз, но за это время его брат стал звездой мирового масштаба.
В мировое ралли Петтер попал без заминок, в чем он должен быть благодарен норвежскому раллисту прошлого Джону Хаугланду. Джон помог ему провести два ралли в чемпионате мира в 1998 году, а в следующем на Малькольм Уилсон из Форд записал Петтера в свою команду. Надо сказать, что у норвежца напарники были те еще - Колин Макрей и Томас Радстрём. В таких условиях Сольберг не мог рассчитывать на постоянное место в команде - он провел лишь пять ралли в Форде, в которых однажды финишировал пятым, и одно - по частной заявке. В следующем году Радстрёма заменил Сайнц, и борьба за очки стала еще тяжелее, но их - удивительно - стало больше. Теперь уже на трех этапах Сольберг финишировал в очках, но в конце года произошло одно из важнейших событий в жизни Петтера.
В конце 2000 года Субару воспользовались особенностями контракта Сольберга и забрали парня к себе в команду. Петтер в том сезоне проехал два финальных этапа за японцев, но ни в одном из них финишировать не сумел. Но дальше был только рост. В следующем году Сольберг очень часто вылетал или не набирал очки, но в Субару было что праздновать. На Ралли Акрополис Петтер финишировал вторым, и это стало его первым подиумным финишем. А в концовке сезона его напарник Ричард Бернс удивительным образом обошел Макрея и Мякинена, и выиграл чемпионский титул.
2002 год прошел при правлении Маркуса Гронхольма на Пежо, но борьба за второе место не давала покоя болельщикам ралли. На подиум претендовали сразу несколько соперников и среди них был Сольберг. Норвежец перед последним этапом имел в активе лишь четыре подиума и был шестым в чемпионате, но соперники были слишком близко. На последнем этапе в Уэльсе вновь должен был выиграть Гронхольм, но финн сошел и подарил победу... Петтеру Сольбергу. Первая победа норвежца в чемпионате мира вывела его на второе место в чемпионате - одним махом он обскакал Сайнца, Макрея, Бёрнса и Паницци. Но это было лишь разминкой перед следующим годом.
Сезон 2003 года вошел в историю мирового чемпионата золотыми буквами. Без сомнения, каждый человек, который увлекается ралли, хотя бы немного знает о тех событиях. Тот чемпионат можно сравнить с Формулой-1 образца 2010 года - куча претендентов и полная неразбериха. Все началось с трех побед Гронхольма на первых пяти этапах, но финн в итоге оказался лишь шестым! По ходу чемпионата в борьбу включились туча новых претендентов, а перед последним этапом их стало "лишь" четыре: Лёб (первый полноценный сезон) - 63 очка, Сайнц - 63, Сольберг - 62, Бёрнс - 58. Победителем Ралли Уэльса и всего чемпионата стал наш сегодняшний герой. В первый и пока последний раз.
К сожалению для Петтера, все следующие титулы чемпиона, вплоть до 2010 года (а, возможно, и дольше) забрал Себастьян Лёб, но нельзя сказать, что Петтер провел слабые сезоны - просто так сложилось. В 2004 году норвежец праздновал пять побед в чемпионате и по этому показателю установил свой личный рекорд. У Себа было лишь на одну победу больше, но важнейшую роль в том году отыграла стабильность - француз накопил еще и шесть вторых мест. В результате Петтер стал вторым, но не факт, что это можно было признать за поражение. Свою силу Сольберг начал подтверждать в начале следующего сезона.
Первый этап в 2005 году в Монте-Карло выиграл Себастьян Лёб. Это была блистательная победа на одном из самых сложных ралли в мире, но затем гонщики поехали в Швецию, где Сольберг выиграл этап и сравнялся с Лёбом, а через несколько недель в Мексике выиграл еще раз и оторвался от француза. Увы, но Себастьян Лёб шутки не понял и выиграл последующие шесть этапов... Ралли Великобритании, которое было пятым с конца чемпионата, принесло несколько важных событий. Увы, но самое главное из них - трагическое.
Маркко Мартин попал в серьезную аварию, после чего скончался его штурман. Себастьяну Лёбу, который оформил досрочный титул, и Петтеру Сольбергу, который добыл свою последнюю (надеемся, пока еще!) победу в чемпионате, было не до веселья... Графа "последняя победа" для Петтера могла быть изменена еще в том же году. На Ралли Австралии норвежец мчался к победе, но на его пути стал кенгуру. Петтер решил принести в жертву свою победу и вылетел с трассы.
Результат, который Петтер показал в сезоне 2005 года, долго не удавалось превзойти - в Субару наступили три очень сложные года. Для начала японцам пришлось смирится с тем, что не только победы, но и подиумы стали великой мечтой. В 2006 году Сольберг финишировал в тройке лишь четыре раза, но в те дни не обходилось без помощи соперников, часть из которых не финишировали или не попадали в очки. Это была новая правда для норвежца, а в дальнейшем ситуация начала ухудшаться.
В 2007 году было не только сложно побороться за очки (в том году к Стобарту, второй команде Форда, присоединились еще ситроеновские Джуниоры - мощь двух команд была очень заметна), но и наладить проблемы с надежностью. Иногда Петтеру удавалось поймать ритм и он получал шанс хватануть несколько неплохих очков, но в те моменты он частенько находил камни и сходил с дистанции. Более того, машину не всегда удавалось починить должным образом - на новый этап машина приезжала со старыми болячками, и это, конечно же, сказывалось на управляемости.
После нескольких этапов следующего сезона Субару выставило на трассу новую модель - Импреза Хетчбэк. Удивительно, но Сольбергу удалось финишировать на "хетче" на втором месте. Сложно было придумать более удачный исход для дебютного ралли, но затем все стало на свои места - Субару неизменно финишировала позади Форда и Ситроен, а затем наступил знаменитый финансовый кризис. Многие японцы начали покидать автоспорт, но уход Субару был одним из самых печальных, если не самым-самым.
Петтер Сольберг остался без команды, но ему категорически нельзя было пропускать сезон. К счастью, в таких жестких реалиях норвежец нашел спонсоров и он начал сезон 2009 года на Ситроен Ксара комплектации 2006 года!!! Совершенно непонятно, как это произошло, но Петтер на стареньком Ситроене сумел дважды финишировать на подиуме, набрать 35 очков и оказаться пятым по итогам чемпионата мира! Сезон был великолепным, но проблемы с финансами оставались. К счастью, их удалось решить и перед 2010 годом.
Своими выступлениями Петтер доказал, что спонсорские деньги он реализует с максимальной выгодой, и перед этим сезоном ему снова поверили. Он сумел купить два Ситроен С4 образца 2009 года (напомним, что перед этим сезоном команды не модифицировали свои машины - Ситроены и Форды выступали на "старых" машинах) и таким образом его шансы против остальных резко возросли. Но одно дело иметь такую же машину, а другое - ее обслуживать.
Много очков Петтер потерял лишь потому, что он был не заводским пилотом. И дело здесь не только в том, что однажды ему пришлось пропустить Себа-старшего, пару раз просто не давить на газ и дать возможность ситроеновцам доехать на своих местах - это вещи понятные и объяснимые. Но в частной команде ехать сложно еще и потому, что нет особых вариантов для риска. Вот например Латвала, который в Португалии "нашел" единственное дерево в радиусе пяти километров - ничего страшного. Но у норвежца другая ситуация. Мало того, что очков не досчитался, так и еще новые затраты на ремонт - не сильно сладкие новости для спонсоров. В связи с этим хочется выделить два этапа, которые верно отображают картину.
В Новой Зеландии борьба за победу шла до последнего этапа. Выиграл, как вы, наверное, помните, Латвала, который воспользовался ошибкой Ожье, но за ними долгое время шел Сольберг. Петтер пытался отыграть 16 секунд и у него были шансы, но риск привел к тому, что все очки были потеряны - ни победы, ни хотя бы подиума... И это притом, что до этого эпизода норвежец очень часто напоминал, что для него главное - это финишировать.
На одном из этапов он пятничные заезды закончил на первом месте. Ничего странного и даже хорошо, но в ралли ситуация такова, что гонщики предпочитают субботние заезды начинать с вторым-третьим результатом, чтобы не расчищать трассу. На последнем пятничном допе Петтер имел возможность сбавить обороты и пропустить соперников, но он этого не сделал. "Мы не расстроены, что завтра нам придется расчищать трассу, ведь мы будем стартовать первыми, а это очень хорошо для спонсоров", - сказал норвежец. Что-то можно прибавить или убавить?
Ну а вторым ключевым этапом стал последний, Ралли Великобритании, где Петтер завоевал бронзу чемпионата. Он мог быть и вовсе вторым, если бы удалось победить Лёба - Латвала тогда бы остался позади. Но норвежец в последний день принял решение не рисковать и положить в карман подиум, чем вполне возможное второе место. Получилось так, что ни в Новой Зеландии, ни в Великобритании Петтер Сольберг не добыл свою первую за пять сезонов победу. Пять сезонов! Но вряд ли найдется человек, который скажет, что Сольберг уже утратил форму. До встречи в следующем сезоне, товарищ "Голливуд"!