Герои асфальта. Стирлинг Мосс

03 января 2011, 07:30
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua начинает новую историческую серию с самого великого нечемпиона всех времен.
Герои асфальта. Стирлинг Мосс iSport.ua начинает новую историческую серию с самого великого нечемпиона всех времен.
Стирлинг Мосс, фото stirlingmoss.com
Год назад мы писали о тех пилотах Формулы-1, кто был коронован. Многие из этих титулов были получены благодаря чему-то, или же - вопреки. Кому-то уж очень сильно помогла стать чемпионом идеальная техника, кто-то же становился победителем исключительно из-за блестящего таланта. Находились также пилоты, которые за чемпионский сезон добывали лишь одну победу - как тут не поговорить о несправедливости. И все это время рядом находились пилоты, которые так и не стали чемпионами, но были очень близки к этому. В этом списке много имен. Возможно, в нашу рубрику попадут не все талантливые гонщики, но этот пробел мы когда-то закроем. Сейчас же остановимся о самых-самых среди них.
 
Самый великий нечемпион - тоже спорный вариант, но автор этих строк отдает это звание Стирлингу Моссу. Этот Великий британец, который до сих пор радует своим присутствием на гонках Формулы-1, непостижимым образом не стал обладателем титула. В первых же его сезонов было понятно, что он должен добыть высшую награду, но... Почему - сложный вопрос. Как все это было - чуть более легкий.
 
Стрилинг Крауфулд Мосс, тогда еще не Сэр, родился 17 сентября 1929 года в Лондоне. Славные были времена: послевоенное время, постепенное поднятие экономики, экономический кризис... В таком случае любовь к автогонкам чаще всего передавалась по крови. В случае со Стирлингом вообще имел место "двойной удар", поскольку кроме отца Альфреда, автоспортом увлекалась еще и его мать.
 
Понятное дело, что в такой семье только и оставалось, что ждать в один из дней жизни машину в качестве подарка от родителей. Нашему герою повезло в девять лет, и он тут же начал колесить вокруг дома. Правда, нельзя сказать, что Стирлинг бредил гонками. Родители все же хотели, чтобы сын занялся более спокойными делами: направляли его в сферу стоматологии (отец был прежде всего дантистом, а только потом - гонщиком-любителем), готельный бизнес. Все это было не по душе Стирлингу и он вовремя "соскочил" с неинтересной для него работы.
 
Серьезное увлечение автоспортом началось в 1947 году, когда Стирлингу исполнилось 18 лет. Права он получил очень быстро, а гоночную лицензию в те времена выдавали легко: пять фунтов - и дело в шляпе. Тут уже и от отца пришла помощь в виде BMW 328. Свои первые гонки Мосс провел именно на этой машине, а в следствии высоких результатов был приобретен Купер-500, который легко подошел для гонок в Формуле-Джуниор. К слову, слово "Джуниор" очень хорошо подходило для Стирлинга, поскольку в те времена было в диковинку дебютировать в гонках в 20 лет.
 
А в 1951 году состоялся дебют в Формуле-1. Его приютила команда HWM, но союз продлился лишь один швейцарский этап. В следующих двух сезонах британец проехал лишь четыре гонки за неприметные команды, но куда более интересным был случай вне Формулы. Энцо Феррари пригласил его поучаствовать в итальянских гонках, но эта история закончилась не слабым конфликтом. Стирлинг однажды приехал на очередную гонку, а ему сообщили, что его место отдано другому гонщику. Наш герой обиделся настолько, что зарекся выступать в дальнейшем за "красных" (это было одно из важнейших решений в жизни).
 
Так как развод с Феррари состоялся, в Формуле-1 нужно было искать варианты. Действительно молодого бойца не спешили приглашать команды и нужно было самому доказать свою силу. Стирлинг купил Мазерати и выступил на ней на Гран-при Бельгии 1954 года. Результат, если не поверг в шок, то где-то рядом - третье место. В той гонке он отстал от Фанхио на один круг, но, что более примечательно, аргентинец выступал за заводскую команду Мазерати. После той гонки Хуан Мануэль перешел в Мерседес (штутгартцы подготовили машину позже старта сезона), и кандидата на его замену итальянцы долго не выбирали - через два этапа Стирлинг присоединился к этой команде.
 
Тот швейцарский подиум так и остался единственным источником очков, но в те времена очень важно заглядывать в статистику и ход каждой гонки. Если так сделать, то легко можно увидеть, что Стирлинг дважды боролся за высокие места, но отказывал двигатель - по одному разу была упущена победа и второе место. 
 
В 1955 году Мосс стал членом команды-мечты под названием Мерседес. Альфред Нойбауэр создал в середине 50-х создал настоящего монстра, который сметал все на своем пути. Главным героем стал, конечно же, Хуан Мануэль Фанхио, но и Стирлинг Мосс далеко не отставал. В Аргентине, где прошел первый этап сезона, выиграть было просто нереально. Стояла такая жара, что практически все гонщики сменяли друг друга по ходу дистанции и делили итоговые очки. "Выжили" лишь двое аргентинцев, что неудивительно. В Монако Мосс мог добыть победу после вылета Фанхио, но ошибся сам, после чего лидером в последний раз в своей жизни стал Аскари - тот вылетел в залив, а через несколько дней погиб на тестах в Монце.
 
И все же в том сезоне Стирлинг добыл свою первую победу. Случилось это на его родном этапе в Эйнтри. Фанхио все время шел за ним следом и даже мог вырвать победу "на ленточке" - пилотов Мерседес разделило две десятых секунды. Легенда гласит, что Фанхио поддался колеге по команде, но это было так давно, что остается лишь поверить этому. Как бы там ни было, но Мосс провел очень сильный сезон.
 
И дело не только в Формуле-1. За экипажем Мерседес остались еще победы в Милле Милья и Тарга Флорио. Мог к этому списку присоединиться и Ле-Ман, но из-за трагедии в начале гонки Мерседес решил снять свой экипаж (Мосс и Фанхио ехали в одной команде).
 
В 1956 году Моссу с Фанхио довелось искать новое место работы, поскольку штутгартцы приостановили (на добрых полвека) существование гоночной команды. Стирлинг подался в Мазерати, а Фанхио - в ненавистную Феррари. Они же вновь стали главными претендентами на победу в чемпионате и вновь победил аргентинец. Правда, на этот раз было не так легко добыть титул. Стирлинг отстал всего лишь на несколько очков. Он добыл две победы, а решающими оказались очки, которые Фанхио добыл при помощи напарников, которые просто отдавали свои машины лидеру команды.



(Гран-при Монако 1956 года)
 
Перед началом следующего сезона Феррари таки предложила Моссу контракт, но тот с гордостью от него отказался - его путь лежал в молодую британскую команду Vanwall. А вот Фанхио на этот раз прыгнул в Мазерати на освободившееся место первого номера и выиграл. Отрыв от Мосса получился значительным, но главный удар был нанесен на Гран-при Германии, когда аргентинец провел свою лучшую гонку в карьере. Но три победы Мосса давали надежду, что в следующем году у него будет серьезный шанс побороться за титул.
 
Потом случилась еще более обнадеживающая новость - Фанхио завершил карьеру. Теперь же у Мосса было все, но опять чего-то не хватило. В том сезоне было все, кроме надежности. Стирлинг добыл больше всех побед - четыре - и вдобавок еще однажды приехал вторым. Если бы в зачет чемпионата шло пять гонок, как в предыдущем году, то титул был бы в кармане, а так добавилась еще одна зачетная гонка и положение изменилось. Шансом воспользовался Хоторн, у которого в зачет ушли одна победа и пять вторых мест.
 
Цифры цифрами, а красота в деталях. По ходу чемпионата было два очень значимых эпизода. Португальский этап был третьим с конца и битва за титул была в самом разгаре. Мосс уверенно лидировал, а Хоторн уверенно шел следом. Все так и закончилось, но на последнем круге произошел интересный эпизод. Майк ошибся в повороте и его машину выбросило с трассы. Будущий чемпион вылез из машины и подтолкнул ее, чтобы та ожила - благо, был наклон. Ход оказался удачным и он забрал второе место себе.
 
После гонки судьи решили применить санкции к Хоторну за несоблюдение правил безопасности, но за британца заступился... Стирлинг Мосс. Тот сумел убедить судей, что надо вести честную борьбу и не лишать соперника заработанных очков. Увы, но такой благородный поступок Хоторн помнил не долго. На последнем этапе в Марокко его не устраивало сложившееся положение, и Фил Хилл пропустил коллегу на второе место. Стирлинг Мосс, который выиграл гонку и показал время быстрейшего круга, остался с носом.
 
Драматизма добавляет еще один факт. Стюарт Льюис-Эванс, напарник Мосса, гнался изо всех сил за парой Феррари, чтобы попытаться помочь лидеру команды. Все было закончено взрывом мотор и выбросом масла прямо на пилота. Через шесть дней он скончался в больнице от полученных ожогов.
 
Но даже после таких неудач вера оставалась - Мосс все еще оставался молодым пилотом. К сожалению, последующие три сезона вновь не принесли ожидаемого успеха. Он оставался предан британским производителям (Купер, Лотус), но это были частные команды. Чемпионами становились Фил Хилл и дважды Джек Брэбхем, который катался на как раз таки заводском Купере. 
 
Ну а остальные надежны перечеркнуло вовсе не начало эры Кларка, а серьезная авария на внезачетной гонке в Гудвуде. Там он получил серьезные травмы головы и месяц пролежал в коме. Когда он очнулся, то подумал, что скоро пора на трек, но этого не произошло. В 1963 году, после тренировки, он осознал, что это конец его карьеры.


(Посвящение Стирлингу Моссу)
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
03 января, 11:41
Padfoot
03 января, 09:25
---------
Но и Мосс жил не в наше время:) Кто знает, как бы сложилась борьба тех монстров, если бы ими руководил Берни:)
Padfoot, iSport.ua
Padfoot
03 января, 09:25
Спасибо!

Эх... Посмотрел бы я на то, как Нандо или Льюис уговаривают стюартовне дисквалифицировать Миху или Фета =))
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100