"Он многому научил меня в спорте, а я научил его смеяться". "Он" - это Айртон Сенна, "я" - наш сегодняшний герой. И "асфальт" здесь играет второстепенную роль, поскольку Герхард Бергер прежде всего был одним из самых "живых" пилотов вне трасс Формулы-1. Он не любил уходить в себя или играть такую роль - он был и остается невероятно веселым человеком, который не отказывался от своих шалостей даже в таком жестоком мире, как Формула-1. И при этом всем был талантливым гонщиком, а не просто циркачем.
Герхард Бергер родился в австрийском городке Вёргль 27 августа 1959 года. Его будущее было связано с автомобилями, но до спорта было далековато - его отец был владельцем автотранспортной компании, так что все шло к тому, что Герхард также станем бизнесменом. В 1979 году его отец Ханс сделал следующий шаг навстречу достойного будущего отпрыска. Герхард стал владельцем маленькой фирмы с тремя грузовиками в наличии, но тот же период начал увлекаться гонками. Отец, конечно же, был против и чуть ли не объявил бойкот сыну, но "другого лома" не нашлось - в начале 80-х Герхард начал расти как пилот.
Австриец очень быстро поднялся из Формулы-1600 в Формулу-3, где не блистал, но показывал довольно достойные результаты. В 1983 году он стал членом команды Хермута Марко и в итоге оказался 7-м в чемпионате. На последней гонке сезона в Макао Бергер выступал за команду Пино Тривеллато и финишировал позади Айртона Сенны и Роберта Герреро. Это был верный шаг перед попаданием в королевский класс, но пришлось немного подождать.
В 1984 году австриец все еще выступал в Формуле-3, но на этот раз пришлось совмещать с европейским туринговым чемпионатом ETCC - его пригласила команда BMW. Первые гонки прошли очень успешно и посреди сезона Герхард оказался в Формуле-1. Команда ATS была не очень сильной, но ради Герхарда они выставили вторую машину. Но и тут пришлось совмещать. В день первых тестов австриец задержался на трассе и после этого помчался на гонку 24 часа Спа, где как раз наступала его смена.
Напарником австрийца в команде ATS был Манфред Винкельхок - он был уже опытный гонщик, но это не помешало Герхарду выступить лучше него. По итогам того чемпионата у них не было зачетных очков, но этому было объяснение. Герхард Бергер закончил гонку в Италии на шестой позиции, но судьи не насчитали ему очко из-за того, что в начале года команда заявила лишь одну машину, а "добавочным" участникам очки не начислялись по тогда действующим правилам.
Концовка 1984 года выдалась печальной. Команда ATS покинула королевские автогонки из-за провальных результатов. В результате Герхарду пришлось искать новое место работы и очень быстро он его нашел - Эрроуз. Все бы хорошо, но чуть позже австриец едва ли не закончил свою карьеру. На обычной дороге он ехал с работы домой, столкнулся с другим участником движения и вылетел с моста. Австриец сломал два позвонка - сначала он чудом выжил, а через несколько дней, немного оправившись после перенесенной операции, сбежал с больницы.
В Эрроузе он провел плохой сезон, хотя под конец сумел добыть несколько очков. Это стало некой фишкой австрийца: он частенько начинал сезон с раскачки, а затем, когда он породнился с машиной, удавалось показывать результаты получше. Ровно также произошло и в следующем году, когда он перешел в новую команду Бенеттон.
Флавио Бриаторе только начинал пиарить марку одежды в королевских гонках - это был, можно сказать, хитроумный ход. И вот Герхард Бергер пришелся весьма кстати. На первых же этапах в сезоне австриец добыл для команды первые очки, но затем последовали проблемы с машиной. Механические проблемы частенько беспокоили команду и в одном случае они помешали добыть первую победу - Бергер лидировал на домашней трассе, но досрочно прекратил борьбу. Это была бы очень эмоциональная победа и маленькой компенсацией стало первое место в Мексике - Бергер в 1986 году добыл первую победу для Бенеттона, а через 11 лет добудет последнюю.
Такие успехи не заставили пройти мимо Энцо Феррари, который мечтал вернуть в Скудерию былую славу. Увы, но австрийцу удались лишь редкие удачные выступления, но была ли в этом только его вина? В конце 80-х миром правили другие команды и приходилось ждать явных проблем у соперников, чтобы получить шанс на победу. Одна из них была запоминающейся. В сезоне 1988 года в чемпионате была лишь одна команда, а все остальные наблюдали за ней как бы со стороны. Возможно, именно этого не сумел пережить Энцо Феррари, который покинул этот мир в августе 1988-го. И только после этого пришла первая (и единственная) победа в сезоне. В Монце оба Макларен сошли по разным причинам, и дубль сумела сделать команда Феррари - только на этом автодроме в такие моменты могут происходить настоящие чудеса.
В следующем году напарником Герхарда стал Найджел Мэнселл, но даже такому сильному коллективу не удалось навязать борьбу все тем же парням из Макларен. Прада, тут есть большая оговорка. Машина "красных" была не так плоха на этот раз, что и доказал Биг Найдж на первом этапе, где добыл победу, но вот для Герхарда год был смазан из-за жуткой аварии на следующем этапе в Сан-Марино. Австриец вылетел в Тамбурелло (до 1994 года это был скоростной поворот), где машина загорелась. Бергера спасла лишь молниеносная реакция трех стюардов гонки, которые вовремя вытащили пилота из машины. Герхард пропустил следующий этап, а затем лишь три раза сумел доехать до финиша. Удивительно, но в этих трех случаях он успел отпраздновать победу и дважды финишировать вторым.
В 1994 году авария в Тамбурелло унесла жизнь лучшего пилота в истории Формулы-1 (конечно, лучший - это спорное понятие, но не зря же других отличных пилотов сравнивают именно с ним). Тогда погиб Айртон Сенна - пятью годами ранее едва ли не погиб Герхард Бергер и кто знает, как бы изменился тот поворот, если бы последствия аварии-89 были куда печальнее. Но не только это связывает Сенну и Бергера.
В 1990 году Герхард Бергер перешел в команду Макларен и целых три года пробыл напарником Волшебника. Бразилец творил чудеса на трассе, а австриец делал все возможное и невозможное, чтобы тот не скучал за ее пределами. Именно такое поведение стало визитной карточкой Бергера в те времена, поскольку успехи были не столь высоки. Да, он сумел за это время добыть несколько побед, но Айртон добыл два чемпионских титула в 1990 и 1991 годах, так что успехи австрийца выглядят в сравнении блекло.
В историю вошли легенды про шутки Бергера. Ни одна из них не претендует на 100-процентную точность, поскольку все мы знаем, что происходит с "пересказами". Там допишут, там - перекрутят. Однажды Айртон и Герхард летели в вертолете и бразилец похвастался, что ему подарили суперпрочный кейс, который просто невозможно разбить. Не знаю, существовала ли тогда передача "Разрушители легенд", но Бергер точно мог стать ее ведущим - он просто выбросил чемоданчик из вертолета... Потом пришлось его искать, но, похоже на то, что все-таки нашли.
Одной из самых ярких историй были приключения Сенны в своем гостиничном номере. Бергер в номер напарника набросал лягушек и Волшебнику пришлось их собирать. Забавно, но то ли было два таких случая, либо есть два версии произошедшего. Первая из них такая. Сенна собрал лягушек и сообщил об этом "любимому" напарнику, а тот, недолго думая, сказал: "А змею ты нашел?" Жестоко? Есть и другая версия: Герхард, зная, что расчетливый Сенна будет считать этих "зверей", подбросил в номер ровно 49 лягушек. После отлова всех жаб "умный" Сенна долго искал 50-ю...
Бергеру пришлось поплатиться после того, как подменил фотографию в паспорте Сенны на... мужской половой орган. Айртону пришлось разбираться с полицией, а после этого просто склеил кредитные карточки своего обидчика. Пускай, это было не столь ярко, но все же человека вынудили улыбаться жизни. Это была одна из главных побед Герхарда Бергера.
В 1993 году австриец оказался в Феррари, которая по-прежнему искала пути к успеху. Возможно, машина была не столь ужасна, но ее все равно затмили соперники. Сначала это был Уильямс, потом - Бенеттон. Поэтому третье место по итогам 1994 года было не очень приятной отдушиной. Тем более, для Бергера, который в том сезоне потерял частичку себя.
Феррари продолжали искать варианты и подписали Михаэля Шумахера, который должен был привести команду к золоту. Места для Алези и Бергера, которые были "красными", в Феррари не нашлось и они дружной компанией перескочили в Бенеттон. Это была чемпионская команда, которая стала лишь оболочкой былой славы - чемпионский коллектив ушел следом за Шуми.
К слову, над Алези Бергер также успел пошутить. Однажды Жан Тодт попросил Алези перегнать Ланчиа, но на его несчастье на пассажирское место сел Бергер. Когда Жан был у цели, Герхард дернул ручник и машина "поймала крышу" - Тодт был в шоке. Правда, и эта история не претендует на правду. Герхард Бергер в одном из интервью сказал, что именно он вел ту машину, рядом сидел Тодт, а сзади - Алези. Австриец все также дернул на ручник и результат имел тот же успех. Почему такая разница в версиях - вопрос. Возможно, бравые ребята придумали для себя "отмазки" и где она из этих двух версий - остается гадать.
Результатов в Бенеттоне не удалось добиться. Был лишь один крайне эмоциональный этап. Посреди 1997 года Герхарду пришлось пропустить три гонки. Сначала у него возникла болезнь, связанная с нервным истощением, а затем умер отец. Австриец вернулся на Гран-при Германии, где сначала добыл поул, а затем в гонке финишировал первом месте. Это был скачок, связанный со многими факторами. Австриец хотел доказать миру, что он все еще гонщик и все выплеснулось как раз в Германии, но потом серьезные результаты исчезли.
На последнем этапе в Хересе Герхард финишировал четвертым. Финиш из-за благородства сначала Култхарда, потом Вильнева получился несколько хаотичным, и Бенеттон оказался в считанных секундах от победителя. Подиум был бы достойной наградой за всю его карьеру, но там пришлось выйти из машины и направиться в боксы - это была его последняя гонка.
Человеческое лицо Формулы-1, как называли его журналисты, не покинуло автоспорт. Герхард Бергер стал спортивным директором BMW и вернул компанию в Формулу-1 в качестве поставщика моторов. А затем, когда оставил пост Марио Тайссену, выступил в качестве совладельца Торо Россо, но долго там не продержался. В который раз приходится сожалеть, что человек гонялся "когда-то там" и приходится лишь читать о его поступках, а не наблюдать за этим в прямом эфире.