Когда Михаэля Шумахера просят выбрать одну-единственную гонку, которую он сам считает лучшей в своей карьере, семикратный чемпион мира не задумывается ни на секунду. Из его уст тут же звучит – Гран-при Японии 2000 года. Давайте вспомним события того судьбоносного уик-энда.
21 год пилоты Ferrari не могли выиграть чемпионский титул. За это долгое время в кокпит красных машин садились Найджел Мэнселл, Ален Прост, Жан Алези, Герхард Бергер и другие гонщики, но Скудерию постоянно трясло. То от внутренних политических игр, то от неспособности инженеров создать не только надежную, но и быструю машину. И вот, когда в конце 1995 года стало известно, что в Маранелло подписали контракт с тогда еще не завоевавшим второй чемпионский титул Михаэлем Шумахером, глаза тиффози снова озарились надежной. Тогда они еще не знали, что ждать успеха придется еще несколько лет.
Четыре года непрекращающейся борьбы Шумахера с соперниками и собственным автомобилем можно назвать как угодно, но словно злой рок каждый раз уводил его от завоевания главного трофея. Раз за разом Ferrari плохо начинала сезон, потом нагоняла, но заработанных очков всегда чуть-чуть не хватало. Представьте, что творилось в душе Михаэля, жестко критикуемого итальянской прессой, когда сезон 2000 года он начал крайне успешно. Победа следовала за победой, и это маховик, казалось, уже ничем не остановить, но проблемы вернулись. Отказ мотора во Франции, аварии в Австрии и Германии, нехватка скорости в Венгрии и Бельгии. Все эти злоключения Красного Барона привели к тому, что впервые с начала сезона и он, и Ferrari потеряли лидерство. Хаккинен возглавил чемпионат, хотя еще четыре гонки назад проигрывал Михаэлю 24 очка.
А потом была Монца, где трагически погиб один из маршалов, и где Шумахер смог одержать победу, расплакавшись на пресс-конференции, когда его спросили, что значит для него этот 41-й успех в карьере, который позволил встать в один ряд с великим Айртоном Сенной. Была и гонка в Индианаполисе, где Хаккинен имел все шансы на победу, но, к счастью для немца, сошел со сгоревшим мотором. Таким образом, ситуацию снова удалось переломить, и в Японию уже Михаэль ехал лидером общего зачета с преимуществом в восемь очков. Значило это только то, что на Сузуке Красному Барону достаточно было завоевать на два очка больше Мики, чтобы мечта воплотилась в реальность.
Подготовку к Гран-при Японии претенденты на титул организовали по-разному. Хаккинен, например, решил провести время с женой, в то время как Шумахер утюжил асфальт Мюджелло и Фиорано, тестируя новые шины Bridgestone. Борьба обещала быть напряженной, и началась она еще в четверг, на официальной пресс-конференции FIA. Отвечая на вопрос об отношении к предстоящей гонке, Хаккинен пошутил, что перед каждым поворотом будет тормозить на три метра позже. Шумахер в долгу не остался:
- Если Мика будет тормозить на три метра позже, то я – на пять.
- Увижу тебя в гравии… - ухмыльнулся финн.
- Мы будем там вместе, - парировал Михаэль.
"В ночь с четверга на пятницу я очень плохо спал. Всего час или два, - вспоминает немец. - Моя голова была настолько забита мыслями, что я просто не мог отключиться. Думаю, это связано с часто сменой часовых поясов – из Индианаполиса в Италию, потом в Японию… В тот день все говорили о землетрясении. Ни я, ни Ко¬ринна его не почувствовали, но мне стало легче от того, что журналисты переключились на что-то другое, перестав задавать мне один и тот же глупый вопрос: "Вы нервничаете?".
С началом квалификации режиссер японского Гран-при все свое внимание приковал к претендентам на титул, которые внимательно наблюдали за происходящим в мониторы, но покидать боксы не торопились. Первым нарушил молчание Шумахер – 1.36.094. Ответ Хаккинена ждать себя не заставил, но время финна оказалось на 0,074 секунды хуже, зато уже во второй попытке пилот McLaren прибавил, сняв 0,077 секунды с результата Михаэля. Увидев это, немец сорвался с места, чтобы проехать круг по Сузуке еще на 0,109 быстрее.
Перед решающей третьей попыткой механики обоих претендентов что-то спешно подкручивали и настраивали, в надежде отыграть еще несколько сотых, но в той квалификации все решили тысячные. Хаккинену удался великолепный круг, Шумахеру – феноменальный. С преимуществом 0,009 секунды Красный Барон взял архиважный для себя поул.
"Квалификация была захватывающей, - продолжает описывать события того уик-энда Михаэль. – Мы с Микой постоянно подталкивали друг друга к более высокому результату, и я в этой дуэли победил. Настроение было хорошее, хотя ближе к вечеру, после всех пресс-конференций, по паддоку и в прессе поползи идиотские слухи о том, что мы, якобы, использовали трэкшн-котроль, а значит, кто-то может подать протест".
Слухи остались слухами, зато предсказания синоптиков относительно дождя во время гонки, похоже, начинали сбываться. Первые капли упали на асфальт Сузуки незадолго до старта, а в Маранелло в это время тысячи преданных болельщиков Ferrari под проливным дождем с замиранием сердца следили за событиями в Японии по большим мониторам, установленным на городской площади.
"Едва тронувшись с места, я сорвал колеса в пробуксовку. Я попробовал сместиться в сторону и защитить свою позицию, но Мика был уже там, и мне пришлось его пропустить», - эти слова принадлежат Михаэлю Шумахеру, к разочарованию тиффози, проигравшему Хаккинену старт. Возглавив гонку, финн стал потихоньку уходить в отрыв, проходя свои круги на 0,1–0,2 секунды быстрее немца.
После первой серии дозаправок положение лидеров не изменилось. Хаккинен по-прежнему был впереди, продолжая ехать чуточку быстрее, но наступил момент, когда Мике, а потом и Михаэлю, пришлось обгонять круговых. К чести аутсайдеров, они всеми силами старались не мешать борьбе лидеров, но финн все же тратил на обгоны чуть больше времени, поэтому к 32-му кругу его отрыв от Шумахера сократился до жалких 0,7 секунды. И в это время над Сузукой снова заморосил дождь…
Чтобы не потерять еще больше, Хаккинен кинулся в боксы в надежде отыграться потом на чистой трассе, пока Михаэль увязнет в круговых, однако, к удивлению командного мостика McLaren, алая Ferrari каждый раз проезжала мимо въезда на пит-лейн. Но долго так продолжаться не могло, и Красный Барон все же отправился в боксы.
"Я думал, что этого не хватит, потому что пришлось обгонять две машины. Потом стало очень скользко, и меня водило по трассе. Но Росс (Браун) следил за Микой и говорил по радио: "Отлично, все отлично…" Я ждал, что вот-вот он скажет, что "все плохо". Но когда выехал на трассу, и он сказал "все отлично, черт возьми", понял, что лидирую. Мое сердце едва не выпрыгнуло из груди. Я – чемпион мира в Ferrari!" – ликовал Шумахер. Что уж говорить об итальянцах, многие из которых буквально разрыдались, глядя на то, как Михаэль приносит Скудерии такую долгожданную победу.
"Момент пересечения линии финиша был просто фантастическим, - продолжает немец. – До того я не позволял себе радоваться, потому что хотел быть абсолютно уверенным в том, что выиграю гонку. А то, что происходило потом, просто неописуемо. Меня часто спрашивали, что я испытывал в тот момент, и ни разу я не смог подобрать правильные слова. Я искренне полагаю, что есть вещи, которые невозможно описать. Я был настолько счастлив, что не знал, что с этим счастьем делать. Мне даже показалось, что я попал в какую-то ловушку.
Финишировав, я стал так сильно стучать по рулю, что механики начали беспокоиться о его работоспособности, но я не мог себя сдерживать. После стольких лет разочарований я, наконец, сделал это. Я подарил этот титул Ferrari.
Момент, когда я вылез из машины в закрытом парке, тоже незабываем. Там были все члены команды. Их лица светились от радости, и мне очень хотелось обнять каждого. Слава Богу, там была и Коринна. А как приятна была церемония награждения! Люди внизу прыгали, кричали и пели.
Оглядываясь назад, должен сказать, что эта гонка была чем-то очень особенным для меня. Не только потому, что принесла мне титул. Она была великолепна сама по себе. Сезон получился захватывающим, но там, на Сузуке, я мчался из всех сил. Мика был фантастически быстр, подталкивал меня к самому пределу. Выигрывать такие гонки очень приятно".
Поздним вечером 8 октября 2000 года паддок Сузуки гудел как улей. Шампанское, белое и красное вино лилось рекой. Это был вечер "красных". Вечер, который они заслужили. А утром снова стало тихо. Рутинная работа вернулась, ведь впереди была еще одна, заключительная гонка чемпионата мира.