Лучший сезон. Ferrari. Часть 1
Победа в Гран При Монако 2000 года досталась Дэвиду Култхарду. Шотландца так воодушевил этот успех, что уже в Монреале он возглавил протокол пятничных и субботних тренировок, оба раза опередив Шумахера. Михаэль, правда, не сильно переживал по этому поводу, и уже в квалификации ответил пилоту McLaren лучшим временем уик-энда, завоевав очередной поул.
Кстати, о поул-позишн. Гоночные журналисты подметили, что уже двенадцать гонок подряд победитель квалификации не может подняться на высшую ступень подиума в гонке. Естественно, пишущая братия не поленилась спросить Шумахера о том, что он думает по этому поводу. «Когда вокруг так много говорят об этом, в голову лезут всякие мысли, – признался немец. – Но после старта все это перестает существовать».
Действительно, с первых метров дистанции Гран При Канады у Красного Барона были совсем иные заботы. Его лидерству угрожал Култхард, буквально висевший на заднем антикрыле Ferrari. Шотландец атаковал изо всех сил, но было уже поздно – вскоре после старта стюарды гонки наказали Дэвида 10-секундной остановкой в боксах за то, что механики продолжали обслуживать его автомобиль после сигнала 15-секундной готовности к старту прогревочного круга.
Отбыв штраф, Култхард очутился на 10-м месте, а на второе вышел любимец местной публики и бывший соперник Шумахера Жак Вильнев. Канадец возглавлял группу машин, состоящую из Баррикелло, Хаккинена и Педро де ла Росы. Последний был особенно активен, провоцируя Рубенса и Мику на более жесткие действия относительно Вильнева. Сложность заключалась в том, что обогнать в Монреале почти так же сложно, как и в Монако, но когда на трассу упали первые капли дождя, BAR канадца стал терять скорость, чем незамедлительно воспользовались его преследователи.
К тому времени Шумахер был уже далеко впереди, а, учитывая то обстоятельство, что на вторую позицию вышел Баррикелло, можно было предположить, что оставшаяся часть дистанции станет для Михаэля легкой прогулкой. Возможно, так бы оно и произошло, если бы речь шла не о Формуле-1. Лидер Ferrari серьезно снизил темп, при этом телеметрия с его автомобиля не выявила каких-либо проблем. На 34-м круге Михаэля для перестраховки позвали на пит-стоп. Механики бегло осмотрели заднюю часть болида и снова выпустили немца на трассу. Естественно, Рубенс за это время успел возглавить гонку. Более того, в тяжелой машине с неизвестной неисправностью Шумахер не мог поддерживать тем бразильца, и уже к 41-му кругу его догнал Хаккинен.
Дабы не терять время, финн отправился в боксы, а через несколько кругов его примеру последовал и Баррикелло, вернув Шумахеру лидерство. Легкий моросящий дождик, тем временем, обернулся ливнем, за считанные минуты превратившим асфальт автодрома имени Жиля Вильнева в одну сплошную лужу.
Пит-лейн почти мгновенно наполнился пилотами, жаждущими поскорее поставить на свои болиды дождевую резину. Не стали исключением и Шумахер с Баррикелло, подъехавшие к боксам Ferrari с разницей в несколько секунд. Результат: немец вернулся в гонку лидером, а бразилец, простояв 46 секунд, уступил свою вторую позицию Физикелле. Правда, итальянец вскоре ошибся, дав Рубенсу возможность реабилитироваться.
Между тем, проблема с машиной Михаэля по-прежнему оставалась неопределенной, поэтому, в целях безопасности, немец не стал испытывать судьбу, и под надежным прикрытием Баррикелло пересек линию финиша первым, разрушив «проклятие поул-позишн».
После Гран При Канады Шумахер возглавлял чемпионат, опережая Дэвида Култхарда на 22, а Мику Хаккинена на 23 очка, хотя единственным своим соперником за титул считал именно финна. Не изменила мнения Красного Барона даже победа Култхарда во Франции. Дэвид не только одолел обоих гонщиков Ferrari в непосредственном единоборстве (Шумахер серьезно ошибся с настройками болида, а вскоре и покинул гонку из-за сгоревшего двигателя), но еще и умудрился в процессе обгона показать Шумахеру неприличный жест, за который потом пришлось извиняться.
Хаккинен в Маньи-Кур финишировал вторым, зато уже в Австрии не оставил соперникам ни единого шанса. То, чего так опасался Михаэль, произошло – Мика вернулся!
Что до Шумахера, то его неприятности только начинались: в Австрии он закончил гонку в первом повороте, став жертвой спешившего куда-то Рикардо Зонты, в Германии оказался в той же ситуации, только в роли выбивающего теперь был Физикелла, а в Венгрии не смог ничего противопоставить скорости Хаккинена, выигравшего гонку, что называется «без вариантов».
Все эти злоключения Красного Барона привели к тому, что впервые с начала сезона и он, и Ferrari потеряли лидерство. Хаккинен возглавил чемпионат, хотя еще четыре гонки назад проигрывал Михаэлю 24 очка.
До конца чемпионата оставалось еще пять гонок, ближайшей из которых значилась Спа – традиционно успешное, если не святое для Михаэля место. Но и здесь судьба сыграла с ним злую шутку. Стартовав с четвертой позиции, Шумахер прорвался на вторую, а после разворота Хаккинена и на первую, но после пит-стопа McLaren Хаккинена словно воспарил над трассой. Мика легко догнал Михаэля, и за четыре круга до финиша решился на головокружительный обгон перед поворотом Les Combes.
«Мика предпринял действительно неожиданный маневр, но, честно говоря, если бы он не обогнал меня тогда, он все равно бы сделал это через круг или два. Просто он был быстрее», - грустно констатировал Шумахер.
Неудачи Красного Барона следовали одна за другой. Пос¬ле Канады он не выиграл ни единой гонки, в то время как поймавший птицу счастья за хвост Хаккинен был явно на подъеме. Его преимущество выросло до шести очков и, судя по результатам тестов в Монце, могло еще увеличиться.
Прогнозы прогнозами, а в пятницу и субботу Ferrari имела пусть и небольшое, но преимущество. Михаэль выиграл все тренировки и квалификацию, в то время как Хаккинен показал только третий результат, уступив второй Ferrari Рубенса Баррикелло всего 0,170 секунды.
Шумахер стартовал великолепно и к первому повороту легко защитил свое лидерство от атак Хаккинена, а вот Баррикелло старт провалил, выпустив вперед оба McLaren и Трулли. Учитывая скорость Ferrari в этот уик-энд, Рубенс наверняка бы вскоре отыгрался. Более того, он тут же насел на Ярно, пытаясь обойти его перед Della Roggia, и в этот самый момент, находившийся немного позади Френтцен, не рассчитав с торможением, пнул машину итальянца. Последовала цепная реакция, охватившая едва ли не половину пелотона. И все бы закончилось хорошо, если бы не оторвавшееся от Arrows Педро де ла Росы колесо, угодившее в голову 30-летнего пожарного-добровольца Паоло Джислимберти. Через несколько часов, не приходя в сознание, итальянец скончался.
О случившемся стало известно только ближе к вечеру, поэтому, с уходом с трассы автомобиля безопасности, гонка возобновилась. Шумахер, несмотря на незначительный отрыв от Хаккинена, до самого финиша уверенно контролировал ход гонки и выиграл ее, сократив отставание в чемпионате до двух очков.
Autodromo Nazionale di Monza превратился в красное от флагов Ferrari море. Совершив на подиуме свой традиционный прыжок и отпив победного шампанского, Красный Барон в компании Хаккинена и Ральфа Шумахера отправился на пресс-конференцию.
Вопрос: Поздравляем вас с шестой победой в сезоне. Вы смогли выиграть гонку на домашней для Ferrari трассе и, должно быть, довольны?
Михаэль Шумахер: Доволен? У меня нет слов, чтобы описать свои чувства. Я счастлив! И ужасно устал…
Вопрос: Вы можете не знать, но это ваша 41-я победа, благодаря которой вы сравнялись с Айртоном Сенной по числу выигранных гонок. Это что-то значит для вас?
Михаэль Шумахер: Да, это многое значит…
Задавая этот вопрос, ведущий пресс-конференции рассчитывал на долгий, обстоятельный ответ рассудительного победителя. В этом спорте так принято, потому что болельщики и спонсоры хотят видеть гонщика героем, но иногда наступает момент, когда простые человеческие эмоции уже невозможно скрыть.
Последние три месяца нервы Шумахера были на пределе. Он тщательно скрывал это на публике, но люди к нему близкие уверяют, что вне поля зрения объективов Михаэлю было тяжело. Год от года давление на него все возрастало, и вот, когда сезон начался так успешно и столь заветный титул, казалось, уже в кармане его красного комбинезона, ситуация снова вышла из-под контроля. Он потерял лидерство, он снова подвергся жесткой критике беспощадной итальянской прессы, и если бы не выиграл в Монце, его бы просто раздавили. Но он сделал это. Сделал не благодаря, а вопреки обстоятельствам, но людей почему-то волновала какая-то глупая статистика и сравнения с Сенной.
На тот вопрос ведущего Шумахер так и не ответил. Он просто разрыдался, и ему было плевать, что миллионы зрителей видят это. Странно, но на корректность журналистов это никак не повлияло.
Вопрос: Мы поняли, что сегодняшняя победа - очень эмоциональна для вас. Не можете сказать, почему?
Михаэль Шумахер: Спросите меня о чем-нибудь другом, пожалуйста.
Вопрос: Вы не ответили на вопрос о Сенне...
Михаэль Шумахер: Мне кажется, что в некоторые моменты я могу не отвечать на все ваши вопросы.
Увидев страдания Красного Барона, Фортуна, видимо, сжалилась над ним. На только что построенном внутри знаменитой «Старой кирпичницы» кольце, в американском Индианаполисе, она подарила ему поул-позишн, а вместе с ней и новые надежды.
Старт на мокрой после утреннего дождя трассе Шумахер проиграл и выиграл одновременно, поскольку захвативший лидерство Култхард совершил фатальную для себя ошибку, утопив педаль акселератора на мгновение раньше положенного, за что очень скоро получил справедливый штраф «stop-&-go». Однако перед тем как оставить борьбу за победу, Дэвид решил поиграть в командную тактику, демонстративно блокируя Шумахера, дабы ехавший третьим Хаккинен смог навязать Михаэлю борьбу. Мика действительно повис на хвосте Ferrari, вот только попытки шотландца были настолько неуклюжими, что Михаэль достаточно жестким маневром обошел пилота McLaren.
Трасса тем временем подсыхала, вынуждая гонщиков менять шины на псевдослик. Шумахер сделал это одним из последних и буквально через несколько кругов стало очевидно, что преимущество Красного Барона тает на глазах. Хаккинен стремительно сокращал отрыв, а виной всему стали настройки болида, которые, как и в Бельгии, были сделаны с расчетом на ухудшение погодных условий.
В том, что Шумахер не сумеет удержать лидерство, не сомневался, пожалуй, никто, но в тот момент, когда Мика отыграл семь с половиной из десяти с лишним секунд своего отставания, из-под капота его McLaren показалось пламя. Для чемпиона мира все было кончено.
Стоит ли говорить, что Михаэль был несказанно рад такой победе. Она снова вывела его в лидеры чемпионата, да еще и с преимуществом в восемь очков. Что это значило? Шумахер, не много, ни мало, получил шанс стать чемпионом мира уже на Сузуке, где ему достаточно было заработать на два очка больше Хаккинена.
Подготовку к Гран При Японии претенденты на титул организовали по-разному. Хаккинен, например, решил провести время с женой, в то время как Шумахер утюжил асфальт Муджелло и Фиорано, тестируя новые покрышки Bridgestone и некоторые аэродинамические новинки, разработанные в Маранелло.
С началом квалификации режиссер японского Гран При все свое внимание приковал к претендентам на титул, которые внимательно наблюдали за происходящим в мониторы, но покидать боксы не торопились. Первым нарушил молчание Шумахер – 1.36.094. Ответ Хаккинена не заставил себя ждать, но время финна оказалось на 0,074 секунды хуже, зато уже во второй попытке пилот McLaren прибавил, сняв 0,077 секунды с результата Михаэля. Увидев это, немец срывается с места, чтобы проехать круг по Сузуке еще на 0,109 быстрее.
Перед решающей третьей попыткой механики обоих претендентов что-то спешно подкручивали и настраивали, в надежде отыграть еще несколько сотых, но в этой квалификации все решили тысячные. Хаккинену удался великолепный круг, Шумахеру – феноменальный. С преимуществом 0,009 секунды Красный Барон взял архиважный для себя поул.
«Квалификация была захватывающей, - продолжает описывать события того уик-энда Михаэль. – Мы с Микой постоянно подталкивали друг друга к более высокому результату, и я в этой дуэли победил. Настроение было хорошее, хотя ближе к вечеру, после всех пресс-конференций, по паддоку и в прессе поползи идиотские слухи о том, что мы, якобы, использовали трэкшн-котроль, а значит, кто-то может подать протест. Потом Рон Деннис выразил недовольство тем, что среди судей Гран При Японии был итальянец…»
Опасения Шумахера, к счастью, не подтвердились. Слухи остались слухами, зато предсказания синоптиков относительно дождя во время гонки, похоже, начинали сбываться. Первые капли упали на асфальт Сузуки незадолго до старта, а в Маранелло в это время шел сильный дождь, не помешавший тысячам преданных болельщиков Ferrari с замиранием сердца следить за происходящим в Японии по большим мониторам, установленным на городской площади.
«Едва тронувшись с места, я сорвал колеса в пробуксовку. Я попробовал сместиться в сторону и защитить свою позицию, но Мика был уже там, и мне пришлось его пропустить», - эти слова принадлежат Михаэлю Шумахеру, к разочарованию тиффози, проигравшему Хаккинену старт. Возглавив гонку, финн стал потихоньку уходить в отрыв, проходя свои круги на 0,1–0,2 секунды быстрее немца.
После первой серии дозаправок положение лидеров не изменилось. Хаккинен по-прежнему был впереди, продолжая ехать чуточку быстрее, но наступил момент, когда Мике, а потом и Михаэлю, пришлось обгонять круговых. К чести аутсайдеров, они всеми силами старались не мешать борьбе лидеров, но финн все же тратил на обгоны чуть больше времени, поэтому к 32-му кругу его отрыв от Шумахера сократился до жалких 0,7 секунды. И в это время над Сузукой снова заморосил дождь…
Чтобы не потерять еще больше, Хаккинен кинулся в боксы, в надежде отыграться на чистой трассе, пока Михаэль увязнет в круговых, однако, к удивлению командного мостика McLaren, алая Ferrari каждый раз проезжала мимо въезда на пит-лейн, но после четырех кругов Шумахер все же вынужден был отправиться в боксы.
«Я думал, что этого не хватит, потому что пришлось обгонять две машины. Потом стало очень скользко, и меня водило по трассе. Но Росс следил за Микой и говорил по радио: «Отлично, все отлично…» Я ждал, что вот-вот он скажет, что «все плохо». Но когда выехал на трассу, и он сказал «все отлично, черт возьми», понял, что лидирую. Мое сердце едва не выпрыгнуло из груди. Я – чемпион мира в Ferrari!» – ликовал Шумахер. Что уж говорить об итальянцах, многие из которых просто расплакались, глядя на то, как Михаэль приносит Ferrari такую долгожданную победу.
Перед вторым пит-стопом Шумахера священник местной католической церкви дон Альберто Бернардони начал читать мессу, прося Бога даровать Ferrari победу. И Господь услышал его!
«Момент пересечения линии финиша был просто фантастическим, - продолжает Михаэль. – До этого момента я не позволял себе радоваться, потому что хотел быть абсолютно уверенным в том, что выиграю гонку. А то, что происходило потом, просто неописуемо. Меня часто спрашивали, что я испытывал в тот момент, и ни разу я не смог подобрать правильные слова. Я искренне полагаю, что есть вещи, которые невозможно передать словами. Я был настолько счастлив, что не знал, что с этим счастьем делать. Мне даже показалось, что я попал в какую-то ловушку.
Финишировав, я стал так сильно стучать по рулю, что механики начали беспокоиться о его работоспособности, но я не мог себя сдерживать. После стольких лет разочарований я, наконец, сделал это. Я подарил этот титул Ferrari.
Момент, когда я вылез из машины в закрытом парке, тоже незабываем. Там были все члены команды. Их лица светились от радости, и мне очень хотелось обнять каждого. Слава Богу, там была и Коринна. А как приятна была церемония награждения? Люди внизу прыгали, кричали и пели».
Поздним вечером 8 октября 2000 года паддок Сузуки гудел, как улей. Шампанское, белое и красное вино лилось рекой. Это был вечер Ferrari. Вечер, который команда заслужила. А утром снова стало тихо. Рутинная работа вернулась, ведь впереди была еще одна, заключительная гонка чемпионата в Малайзии.
«Я только что провел замечательные дни на одном прекрасном острове, – рассказывал Шумахер, прилетев в Куала-Лумпур. – Только я и Коринна. Жена была очень довольна, она никогда не видела меня таким. Я не тренировался 3–4 часа в день, я вообще ничего не делал, только валялся на пляже, загорал и даже пару книжек прочитал. Это для меня огромное достижение!»
Услышав эти слова, Герхард Бергер не смог удержаться от комментариев: «Удивительно! Он читал книжки, он валялся на пляже, он не тренировался. Да я всю жизнь так делал! Возможно, поэтому и не стал чемпионом мира...»
Что до гонки на Сепанге, рассказывать о ней подробно нет никакого смысла. Шумахер с легкостью чемпиона взял поул и выиграл гонку, что вкупе со вторым местом Баррикелло принесло Ferrari еще и Кубок Конструкторов.