Несколько дней назад пилот команды Force India Адриан Сутиль оказался в центре всеобщего внимания, когда в прессу стал попадать крупицы информации о конфликте между ним и совладельцем Renault Эриком Люксом. Дело принимает крайне серьезный оборот и вполне может закончиться тюремным сроком для немецкого гонщика. В этой связи мы решили оглянуться назад и вспомнить события Гран При Монако 2008 года, где Адриан провел одну из лучших гонок в своей карьере.
Сутиль всегда неплохо выглядел в Монако. Еще во времена выступлений в Формуле-3 ему удалось побить рекорд трассы для автомобилей этой категории, а после перехода в Формулу-1 в 2007 году немец обосновался на первой строчке протокола субботней сессии свободных заездов за рулем Spyker. Да, погодные условия тогда были сложными и лидеры не слишком рисковали перед квалификацией, но это ничего не меняет. На самой сложной с точки зрения пилотажа трассе Адриан показал, что может быть быстр даже в плохом автомобиле.
Через год, когда пелотон снова приехал в Монте-Карло, команда Spyker уже принадлежала индийскому миллиардеру Виджею Маллье и называлась Force India. Начало сезона сложилось для нее не лучшим образом, но именно здесь, в Монако, где отставание от соперников частично нивелируется, Сутиль всерьез рассчитывал напомнить о себе.
В четверг дела Force India шли отвратительно. В обоих сессиях Сутиль уступил своему партнеру Джанкаро Физикелле, но разочаровывало немца даже не это, а отставание в 2,5-3 секунды от лидеров. Для Монако, где обгонять крайне проблематично, это настоящая пропасть. Единственной надеждой для команды и ее пилотов был дождь. Он пошел в ночь с пятницы на субботу, однако к началу третьей тренировки трасса снова подсохла. Сутиль прибавил, показав восьмое время, в 1.316 от лучшего результата McLaren Хейкки Ковалайнена, а через три часа, изучая протокол квалификационной сессии, молодой немец уже не мог скрывать свое разочарование. Две Force India оказались самыми медленными автомобилями. Сутиль показал 19-й результат, Физикелла – 20-й. Адриану чуть-чуть помог Себастьян Феттель, потерявший свою 18-ю стартовую позицию за замену коробки передач, но грустный взгляд Сутиля по-прежнему был устремлен к небесам. Только дождь мог что-то изменить…
На стартовой решетке от вчерашней грусти немца не было и следа. Дождь пошел, и в этот момент для Адриана все складывалось как нельзя лучше. Сначала Ковалайнен не смог самостоятельно уйти на прогревочный круг, откатившись в хвост пелотона, потом и его соотечественник Райкконен получил штраф за то, что механики Ferrari не освободили стартовую решетку до сигнала 15-секундной готовности, и это было только начало головокружительной гонки. Соперники самоустранялись перед Сутилем, словно по мановению волшебной палочки. Toro Rosso Себастьяна Бурдэ протаранила отбойник прямо перед носом Force India, а чуть впереди Дженсон Баттон сломал переднее антикрыло в контакте с Ником Хайдфельдом, Култхард разбил машину на 16-м круге, Алонсо задел барьер, а после столкнулся с BMW Sauber, Райкконен снова внепланово отправился на пит-лейн, но уже со сломанным в Ste Devote антикрылом, затем очередь ошибаться настала для Глока и Пике-младшего, и так продолжалось до 61-го круга. Дождь к тому времени прекратился и трасса начала подсыхать, но самое главное, что Адриан Сутиль остался в стороне от всех неудач соперников. Осторожность и аккуратность привела пилота Force India ни куда-нибудь, а на четвертую (!) позицию, да еще и с хорошим отрывом от Ferrari Кими Райкконена.
Ладони Виджея Малльи вспотели от волнения. Случись что-то с одним из лидеров, и Адриан впервые в истории команды сможет подняться на подиум. Еще вчера об этом и мечтать было нельзя, а сегодня – все возможно. Вот только Монако тем и славится, что здесь никто не может говорить о результате, пока не увидит клетчатый флаг, и мы не зря упомянули 61- круг. Он стал последним в гонке для Нико Росберга. Немец серьезно разбил свой Williams, спровоцировав выезд на трассу автомобиля безопасности, который автоматически уничтожил отрыв Сутиля от Райкконена. После рестарта, когда до финиша оставалось всего десять кругов, Кими ошибся на торможении перед «эской» на набережной и протаранил автомобиль Адриана…
«Эта гонка – самый печальный момент в моей карьере, - сказал после финиша Виджей Маллья. - Сегодня у нас был реальный шанс набрать очки. Команда разработала великолепную стратегию, Адриан еще раз продемонстрировал миру свой талант, но финиш в первой пятерке в Монако стал мечтой, которая рухнула за семь минут до клетчатого флага».
Force India, и, конечно, сам Адриан Сутиль, были подавлены таким финалом уик-энда. Наверное, не было в тот день ни одного человека в паддоке, кто не сочувствовал бы немцу, и даже Райкконен принес свои извинения, списав все на остывшие во время сейфети-кара тормоза, и только технический директор команды Майк Гаскойн жаждал крови.
«Неприятность в том, что если бы пилот Force India врезался в чемпиона мира, его могли бы дисквалифицировать на пару гонок, но если все происходит с точностью до наоборот, стюарды… я надеюсь, они отнесутся к этому инциденту с должным вниманием. Мы попросили проанализировать обстоятельства инцидента, это их прямая обязанность, ведь пилота выбили с трассы! Если бы на месте Кими был молодой пилот, его бы сразу же наказали, а здесь все делают вид, будто ничего не произошло», - сокрушался Майк.
Стюарды же решили не применять к Райкконену никаких санкций, зато вынесли предупреждение Сутилю за то, что на 13-м круге в зоне действия желтых флагов он обогнал Рубенса Баррикелло, Казуки Накаджиму и Нельсона Пике. Глупость ситуации в том, что произошло это в момент столкновения Алонсо и Хайдфельда в ппильке у Гранд-отеля. Образовавшийся затор нужно было либо объезжать, либо остановиться и создавать аварийную ситуация. Сутиль здраво выбрал первый вариант, Баррикелло, Накаджима и Пике – второй.
После той гонки Адриан не раз показывал свой безусловный талант, но, к сожалению, так до сих пор и не получил в свое распоряжении автомобиль, способный бороться за высокие места. Будет очень жаль, если его карьера завершиться так, как 20 лет назад она завершилась у Бертрана Гашо. Тюрьма не делает людей умнее, но за свои поступки нужно отвечать.