«Добро пожаловать на 1-й Гран-При Венгрии!» - так приветствовали зрителей, собравшихся 10 августа 1986 года на новеньком автодроме Хунгароринг, промоутеры гонки Формулы-1. И ошиблись, не зная, что за 50 лет до этого события в Будапеште состоялся по-настоящему первый Гран-При их страны. Немногие знают об этом и сейчас, поэтому мы решили собрать воедино архивные материалы, чтобы исправить эту несправедливость.
В принципе, Гран-При Венгрии мог появиться в международном календаре еще в 1934 году, но организаторы никак не могли найти подходящую трассу. Когда же в апреле 1936 года стало известно, что гонка все-таки состоится, свое желание участвовать в ней изъявили сразу несколько компаний, игравших ведущую роль в мировом автоспорте. – Ferrari, Mercedes и Auto Union.
Старт гонки был назначен на 21 июня на временной трассе Неплигет, проложенной по одному из парков Будапешта. Гонщикам предстояло преодолеть 50 кругов дистанции по 5 км каждый.
Середина 30-х годов в гонках Гран-При ассоциируется с захватывающей дуэлью двух непримиримых соперников - Auto Union и Mercedes. Именно их видели в качестве главных претендентов на победу. В 1935 году Mercedes W25 выиграл девять гонок, шесть из которых на счету ставшего чемпионом Европы Рудольфа Караччиолы. Машина была почти идеальной, но в Штутгарте на этом не остановились, и за зиму сделали еще несколько усовершенствований. Караччиола выиграл первую гонку нового сезона в Монако, спустя месяц первенствовал и в Тунисе, но потом что-то словно оборвалось - три схода в трех гонках.
В то же самое время у Auto Union все бы¬ло превосходно. Их экстраординарный Туре С был оснащен 16-цилиндровым двигателем (разработанным профессором Фердинандом Порше) с рабочим объемом 6 л и мощностью 520 л. с. А в качестве дополнительного козыря - молодой и невероятно быстрый немецкий гонщик по имени Бернл Роземейер.
Немного в стороне от пары вечных соперников держалась Ferrari. Несмотря на заводскую поддержку Alfa Romeo, итальянская команда не обладала столь же мощным финансированием и могла рассчитывать на успех только в случае каких-то неприятностей у соперников. Но все менялось, когда за руль садился Тацио Нуволари, ошеломивший автоспортивный мир своей победой в Гран-При Германии 1935 г. Чуть позже он разгромил Mercedes и Auto Union в Гран-При Пенья Рин и жаждал повторить свой успех в Будапеште.
Mercedes-Benz, Auto Union и Scuderia Ferrari заявили на гонку по три гонщика. Mercedes находились в руках Рудольфа Караччиолы, Манфреда фон Браухича и Луи Широна; Auto Union представляли Ханс Штук, Аккилле Варци и Бернд Роземейер (в качестве запасного гонщика в Венгрию приехал еще и Эрнст фон Делиус); а честь Ferrari защищали Тацио Нуволари, Антонио Бривио и Марио Тадини. В распоряжении последней троицы находились автомобили Alfa Romeo 8С-35, не обладавшие сверхмощными моторами, зато хорошо приспособленные к условиям узкой и извилистой трассы Неплигет.
В том, что главный приз гонки уедет в Германию или Италию, никто не сомневался, но попытать счастья (или просто весело провести время) вызвались представители и других стран. Из Англии приехали Остин Добсон и Чарли Мартин, Венгрию представлял местный герой Ласло Хартманн на Maserati. а Францию и Испанию - Жорж Рафаэль Бетенод, выступавший под псевдонимом "Раф" (Raph) и граф Хосе Мария де Виллападиерна на Alfa Romeo. Двое последних, правда, так и не стартовали.
Завершая обзор заявочного листа, необходимо отметить еще двух спортсменов. Первый - победитель Ралли Монте-Карло 1936 г. румын Петре Кристи - привез в Бу¬дапешт уникальный автомобиль Ford V8 Special, но, по неизвестным причинам, стартовать в гонке отказался. Так же в итоге поступила и Эйлин Эллисон. отважная женщина, гонявшаяся в свое время на Bugatti со своим другом, гонщиком-любителем и профессиональным лыжником Колмондели Таппером.
Сто тысяч зрителей, собравшихся на трибунах трассы Неплигет, предвкушали яростное сражение немецких гонщиков и их машин. Прогнозы были разными, но все как один сходились во мнении, что битва будет жаркой и бескомпромиссной, а победителем станет тот, кто наиболее достоин звания обладателя Гран-При Венгрии.
По итогам квалификационных заездов первый ряд стартового поля оккупировали двое гонщиков Auto Union - Роземейер и Штук. За ними расположились фон Браухич, Нуволари, Караччиола, Варци, Тадини. Широн, Добсон, Мартин и Хартманн. И если Роземейер сумел воспользоваться своей стартовой позицией, войдя в первый поворот лидером, то Штук и фон Браухич провалились, выпустив вперед Караччиолу и Нуволари. В оправдание Штука следует заметить, что в день гонки он чувствовал себя неважно, поэтому вскоре после старта вынужден был вернуться в боксы, чтобы передать управление машиной Эрнсту фон Делиусу.
Разрыв между Рахемейером и Караччиолой был невелик, и Рудольф пытался воспользоваться любой возможностью для обгона. Но на узкой венгерской трассе сделать это было непросто. К десятому кругу немец все же вышел в лидеры, однако вскоре двигатель его Mercedes W25 отказался набирать обороты, вынудив Караччиолу сойти с дистанции. Аналогичные проблемы возникли и у Луи Широна, прекратившего борьбу на девятнадцатом круге. В боксах команды из Штутгарта царило разочарование: к середине гонки на трассе оставался лишь один Mercedes фон Браухича, явно уступавший в скорости лидерам.
Вернув себе первую позицию, Роземейер пустился в погоню за собственным временем, проходя на максимуме каждый поворот трассы. За 20 кругов до финиша его преимущество над Нуволари составляло 37 секунд, но отчаянный итальянец был в этот день в ударе. Тацио понадобилось всего три (!) круга, чтобы отыграть отставание и выйти в лидеры. Энцо Феррари бегал возле боксов своей команды, всячески сигнализируя гонщику о том, что сбрасывать скорость ни в коем случае нельзя. А Нуволари и не собирался! Он был настолько сконцентрирован на победе, что стал даже невольным виновником аварии Манфреда фон Браухича. Обходя того на круг, итальянец вел себя довольно жестко, и растерявшийся Манфред врезался в телеграфный столб, поставив жирную точку в поражении Mercedes.
На финише Нуволари и Роземейера разделили 14 секунд. И это великое достижение, поскольку, как уже было сказано, Alfa Romeo и Auto Union находились в разных весовых категориях.
Третьим, с отставанием в два круга, гонку закончил Аккилле Варци. За ним финишировали Марио Тадини, фон Делиус, Добсон и Хартманн. Чарли Мартин до клетчатого флага не добрался: на 32-ом круге у его Alfa Romeo Tipo В отказала трансмиссия.
Победа Нуволари стала сенсацией для многих людей, причастных к гонкам Гран-При. но только не для Энцо Феррари. Коммендаторе прекрасно знал, каким сокровищем обладает. Спустя всего неделю после гонки в Будапеште, Тацио выиграл Гран-При Милана, одолев единственный участвовавший в нем Auto Union Варци, а еще через месяц разгромил все немецкие машины в Коппа Чиано. Mercedes-Benz, впрочем, в этих двух гонках не стартовал.
Но настоящей сенсацией 1936 года стал все-таки Роземейер. В июле он одержал победу в Гран-При Германии, а чуть позже первенствовал в Коппа Ачербо, Швейцарии и Италии, завоевав, таким образом, титул чемпиона Европы после всего двух сезонов в автомобильном спорте.
Кстати, ошибку свою венгры не исправили до сих пор...