Гонки на знаменитом автодроме неподалёку от Милана начали проводиться задолго до объединения отдельных Гран-при в единую систему Формулы-1. Члены автомобильного клуба Милана, отмечавшего в 1922 г. своё 25-летие, вознамерились отметить эту дату по-особому и приняли решение о постройке совершенно новой трассы, которая по замыслу должна была стать национальным итальянским автодромом (так впоследствии и произошло). В выборе места далеко не последнюю роль сыграло удобное расположение Монцы по отношению к Милану, и вскоре работа закипела.
Все настолько были увлечены этой идеей, что осенью того же года автодром уже можно было сдавать в эксплуатацию! 3-го сентября 1922 г. Монца приняла первую гонку, оказавшуюся, к слову, дождевой, в так называемом классе «тележек» (voiturettes), а ровно через неделю здесь состоялся второй Гран-при Италии (первый приняла Брешиа годом ранее). В дальнейшем трасса регулярно использовалась для проведения всех более-менее значимых автоспортивных состязаний, и лишь в 1932-34 гг. по политическим причинам Гран-при прошли на кольце Литторио в Риме. Вынужденная пауза, вызванная Второй мировой войной, не могла охладить страсти итальянцев к гонкам, и после проведения небольшой реставрации жизнь национального автодрома возобновилась.
Первый чемпионат Формулы-1, состоявшийся в 1950 г., включал в себя всего лишь семь этапов. Да и то один из них – 500 миль Индианаполиса, на который были заявлены исключительно американские гонщики, в других Гран-при участия не принимавшие. Первую гонку в Сильверстоуне выиграл Нино Фарина, однако после этого ему лишь раз удалось повторить свой успех, тогда как Хуан Мануэль Фанхио сделал это трижды. Кроме того, стабильно высокие результаты демонстрировал Луиджи Фаджоли (“fagioli” в переводе с итальянского означает «фасоль»), четырежды занимавший второе место. К заключительному этапу в Монце три претендента на чемпионский титул (все они представляли Альфа-Ромео) приехали с такими очковыми показателями: Фанхио – 26 очков, Фаджоли – 24, Фарина – 22.
Лирическое отступление №1. По прошествии стольких лет уместно будет рассказать о системе начисления очков, существовавшей в то время. Первая пятёрка финишировавших получала очки по схеме 8-6-4-3-2, а ещё один пункт пилот получал за быстрейший круг в гонке. Кроме того, в зачёт шли четыре лучших результата из семи, а если на одном болиде на протяжении гоночного заезда выступали два гонщика (или более), очки за итоговое место делились между ними поровну, при этом не имело значения, кто сколько кругов проехал. Сейчас такая ситуация выглядит невозможной, но в те романтические времена это было в порядке вещей. Таким образом, лишь победа с быстрейшим кругом позволила бы Фаджоли опередить Фанхио (при условии неудачного выступления Хуана Мануэля), а вот сам аргентинец и Фарина этими подсчётами могли не заниматься – у каждого из них в активе было по три зачётных гонки и три «нуля».
Перед квалификацией Феррари подготовила своим соперникам сюрприз. На предыдущих Гран-при превосходство Альфа-Ромео ни у кого не вызывало сомнений, но в Монце Скудерия представила народу новую Ferrari 375 с 4,5-литровым двигателем. Новинку получили Альберто Аскари и Дорино Серафини, а Питер Уайтхэд остался с прежней модификацией Ferrari 125. Потенциал обновлённого болида стал виден сразу же: если на предыдущих этапах Аскари в квалификации ни разу не поднимался выше 5-го места, то в Монце он показал 2-й результат, уступив Фанхио 0,2 с. Третьим с отставанием в полторы секунды от Аскари оказался Фарина, а завершал первый стартовый ряд, состоявший тогда из 4-х позиций, Консальво Санези (Альфа-Ромео), неожиданно опередивший Фаджоли. Серафини же не смог поддержать почин Аскари и уступил Альберто более шести секунд, что принесло ему 6-е место.
Лирическое отступление №2. Практически все гонщики того времени были физически сильными людьми. Пилотирование болидов 50-х годов – задача не из лёгких, и даже такое простое действие, как поворот руля, на современных машинах совершается несравненно меньшими усилиями. Ну а небольшой лишний вес в тех условиях являлся скорее преимуществом, чем недостатком.
Гонка подтвердила высокие притязания Феррари на первенство. Поначалу Аскари на равных сражался с Фанхио и Фариной и даже пролидировал два круга, однако на 22-м круге Альберто вынужден был сойти из-за перегрева двигателя. Серафини уступил ему место в своей 375-й, и Аскари, сев в машину товарища, возобновил гонку. Огромное желание показать хороший результат привело Альберто на второе место, разделённое, таким образом, с Дорино Серафини.
Однако эти события не имели решающего значения в свете борьбы за титул – там разворачивалась своя драма. Фанхио достаточно было просто финишировать впереди Фарины, однако Нино со старта захватил лидерство и не давал Хуану Мануэлю себя обойти. Впрочем, даже 3-е место с учётом быстрейшего круга гарантировало бы Фанхио победу в общем зачёте, но проблемы с КПП, возникшие спустя два круга после схода Аскари, вынудили будущего пятикратного чемпиона мира остановиться. Фанхио пересел в болид Пьеро Таруффи, но и здесь техника подвела – отказ двигателя. Лидирующий Фарина всю дорогу мечтал лишь о том, чтобы с его Альфа-Ромео ничего не случилось, и его молитвы были услышаны – Нино первым увидел клетчатый флаг и был объявлен чемпионом мира. Третье место на подиуме занял Фаджоли, а 53-летний Филип Этанселен за пятое место заработал два очка – пожалуй, этот возрастной рекорд не будет побит уже никогда.
Жизненный путь Джузеппе «Нино» Фарины оборвался в 1966 г. – великий гонщик намеревался в качестве зрителя посетить Гран-при Франции и на пути следования попал в аварию, закончившуюся трагически. А Монца вот уже без малого 90 лет радует нас захватывающими гонками и невероятными рекордами скорости.