Как известно, первая гонка на корейской земле в рамках Формулы-1 состоялась в 2010-м году. Но перипетии того этапа не забыты до сих пор, да и не рассчитана наша машина времени на путешествия в столь недавнее прошлое. Поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ о другом дальневосточном Гран-при, коих под вывеской Гран-при Пасифик (или, если хотите, Гран-при Тихого океана) в Аиде состоялось только два – вот возможная параллель с Кореей, в которую подавляющему большинству участников не очень-то хочется возвращаться.
Трасса длиной 3 703 м была построена не так давно – в начале девяностых. Японский бизнесмен Хадзиме Танака вложил в проект 100 миллионов долларов, причём часть денег была им возвращена с помощью нехитрой схемы: пожизненное членство в Tanaka International Sports Club, стоившее 100 тысяч долларов, давало его участникам всяческие привилегии – члены клуба фактически становились совладельцами автодрома. Но Танака не просто любил гонки – он мечтал привезти сюда этап Формулы-1, и при поддержке властей ему это удалось. Первый Гран-при Пасифик состоялся здесь в 1994-м году, а годом позже – второй и, видимо, последний. Ныне трек носит название Okayama International Circuit и принимает местные гоночные соревнования (да ещё иногда WTCC), но о Формуле-1 речи не идёт. Да и то правильно – конфигурация интересная, но уж больно коротка трасса. Можно только представить, что творилось бы на ней в решающие минуты Q1 и Q2...
В сезоне-1995 Михаэлю Шумахеру (Бенеттон-Рено) предстояло защищать свой первый чемпионский титул. Как-то так вышло, что помешать ему сделать это мог лишь Дэймон Хилл (Уильямс-Рено): его партнёр Дэвид Култхард был ещё слишком молод, Джонни Херберту отводилась роль оруженосца при Шумахере, ну а Феррари и в особенности Макларен были очень слабы. Однако Хиллу, выигравшему две из трёх первых гонок, недолго удалось полидировать в чемпионате. Михаэль был чуть быстрее, чуть успешнее, чуть стабильнее, и перед Гран-при Пасифик на его счету было семь побед, тогда как у Дэймона – три. Очковый счёт 82:55 (в пользу Шумахера, естественно) свидетельствовал о том, что в Аиде (15-я гонка из 17-ти) немец вполне может быть коронован во второй раз.
Однако в квалификациях Бенеттон мало что мог противопоставить Уильямсу. Шумахер старался изо всех сил, но чаще уступал Хиллу, чем опережал его, а потом и Култхард подтянулся. Шотландец настолько вошёл во вкус, что взял в Аиде четвёртый поул подряд! Хилл проиграл ему две десятых, на вторую стартовую линию отправились Шумахер и Жан Алези (Феррари), далее – Герхард Бергер (Феррари), Эдди Ирвин (Джордан-Пежо) и Херберт. Однако, как выяснится позже, Шумахер просто экономил резину на гонку...
Култхард со старта без проблем уехал вперёд, а Шумахер в первом повороте по внешней траектории попытался навязать борьбу Хиллу, но немного не рассчитал и откатился на 5-е место. Хилл, будучи увлечённым этой борьбой, уступил второе место Алези, а Херберту удалось пройти Ирвина и войти в зачётную шестёрку, после чего верхушка пелотона сформировалась в следующем виде: Култхард, Алези, Хилл, Бергер, Шумахер, Херберт.
Култхард, имея в своём распоряжении быстрый Уильямс, начал наращивать преимущество над Алези (примерно по одной секунде на круге), а француз сдерживал Хилла и не давал тому возможности посоревноваться со своим партнёром по команде. Чуть позже к этой паре присоединился и Шумахер, особых проблем с Бергером не имевший. Исходя из турнирной ситуации, Михаэля вполне устраивало 4-е место, но немец был нацелен на максимальный результат.
Первый шаг к победе был сделан в боксах: вся эта троица одновременно отправилась на первый пит-стоп, и благодаря проворным механикам Бенеттона Шумахер разом отыграл две позиции! Более того, Михаэль очень удачно выехал, не встретив впереди себя более медленных пилотов, а Алези и Хилл чуть задержались и оказались сразу за неуступчивыми Ирвином и Френтценом. Когда двое последних всё же отправились в боксы, было уже поздно – Шумахер пропал из зоны досягаемости. Вскоре дозаправиться и сменить резину заехал и Култхард, обнаруживший после этого Шумахера в семи секундах позади себя, а тот, в свою очередь, опережал Алези и Хилла чуть ли не на 20 с.
Освободившись от досадных препятствий в виде Феррари и Уильямса, Шумахер принялся догонять Култхарда. Это не заняло у него много времени: на 33-м круге Михаэль уже имел возможность созерцать заднее антикрыло другого Уильямс-Рено. С обгоном, правда, Шумахер не спешил, впрочем, как и Хилл, безнадёжно застрявший за всё тем же Алези. Вторую волну заездов в боксы открыл Шумахер, следом за ним побывал там и Хилл, а Алези после аналогичных действий уступил наконец позицию Хиллу (а позднее – и Бергеру). Ну а сам Шумахер вновь занялся любимым делом: немец продолжил погоню за Култхардом, попутно устанавливая быстрейшие круги; уже стало ясно, что у шотландца в гонке будет всего 2 пит-стопа, тогда как Михаэль запланировал три. Здесь-то и пригодилась сэкономленная резина! Кроме того, Култхард потерял много времени за круговыми и к моменту своей остановки опережал Шумахера всего на восемь секунд.
Ну а первый номер Бенеттона, очутившийся после этого во главе пелотона, пытался создать себе задел, чтобы после третьей остановки сохранить лидерство. И всё прошло успешно: 22 с вполне хватило для того, чтобы спокойно выехать перед Култхардом с 4-секундным отрывом. На это Дэвид уже ничего не мог ответить – Шумахер в гордом одиночестве приехал на финиш первым, а два Уильямса на подиуме словно подчеркнули талант этого гонщика, который на более слабом болиде во второй раз подряд сумел выиграть чемпионат. Бергер, Алези и Херберт, также заработавшие очки в этой гонке, отстали от победителя на круг.
В этом чемпионате в бочке мёда для Шумахера нашлась и своя ложка дёгтя. Михаэль в последней гонке в Аделаиде очень хотел одержать десятую победу в сезоне, но не сложилось. То ли ещё будет в начале 2000-х...
P. S. Любопытно, до чего же путь Феттеля напоминает шумахеровский! Вначале были уверенные выступления на слабой машине, затем – завоевание первого титула с копеечным преимуществом, далее – успешная его защита без особых шансов для других соискателей... Что дальше?