Пока участники Дакара-2012 отдыхают и приводят в порядок свои средства передвижения, самое время и нам сделать паузу и вспомнить героев прошлых лет. Или, вернее сказать, героинь: этим материалом iSport.ua открывает серию публикаций, посвящённых представительницам слабого пола в таком суровом и опасном виде спорта, как автогонки. Впрочем, такого ли уж слабого? Кто сказал, что давить на педаль газа - исключительно мужское занятие? Конечно, женщина за рулём спортивного автомобиля - скорее исключение, чем правило, и так, наверное, будет всегда, пока существует человечество, однако наиболее смелые и решительные дамы завоевали уважение противоположного пола не только самим фактом своего существования, но и спортивными результатами. Как, например, знаменитая немка Ютта Кляйншмидт.
Известно, что немецкий автопром - один из лучших в мире. Однако к концу семидесятых годов в Германии сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на наличие таких гигантов, как Mercedes и BMW, в важнейших мировых соревнованиях тон задавали совсем другие марки. Спортивные успехи немецких пилотов остались в далёком прошлом, ну а Михаэль Шумахер, после побед которого Германия в хорошем смысле сошла с ума, был тогда ещё маленьким мальчиком. Поэтому тяжело сказать, что именно толкнуло Ютту в направлении автомобилей: может, интерес к физике и математике, а может, этот интерес был лишь следствием непонятного увлечения... Закончив политех по специальности "инженер-конструктор", Ютта пришла на работу в BMW в проектный отдел.
Так бы она и осталась там, если бы не успехи мюнхенской мототехники. Ралли Париж - Дакар тогда только набирало популярность, и следить за гонками в эпоху отсутствия Интернета было куда сложнее, чем сейчас, но победы BMW в классе мотоциклов не могли пройти мимо внимания Ютты Кляйншмидт - слишком уж велик был соблазн попробовать свои силы. Ютта подгадала свой отпуск на январь 1987 г. и вместе со всеми соискателями трофея на мотоцикле отправилась из Франции в Африку. Формально она была зрителем и ни в каком зачёте не классифицировалась, но де-факто - самым настоящим участником! В самом деле, разве можно назвать зрителем человека, проехавшего наравне с лучшими пилотами всю дистанцию гонки?! Совершенно небывалый случай (особенно по нынешним временам)...
Руководство завода под впечатлением отважного поступка своей сотрудницы подарило Ютте мотоцикл, но на этом вся помощь и заканчивалась - к следующему Дакару Кляйншмидт готовилась как частник. Готовить байк к соревнованиям приходилось даже не в специально оборудованном боксе (его просто не было), а в своей квартире! Первое официальное выступление на Дакаре-88 по сути ничем не отличалось от смелой вылазки прошлого года, но всё же приятно было найти свою фамилию в списке участников... После этого Ютта взяла паузу и вернулась в спорт в начале девяностых, чтобы остаться там надолго.
В 1992-м году фройляйн Кляйншмидт окончательно оставила работу на заводе и приняла участие в ралли Париж - Кейптаун (Дакар был продлён до южного берега Африки), а также впервые пересела на четыре колеса, причём не где-нибудь, а в суточных марафонах на Нюрбургринге и в Спа. Годом позже Ютта приобрела интересный опыт работы штурманом в паре с Жаном-Луи Шлессером, но серьёзные дакаровские успехи (в автомобильном классе) ждали её впереди. 1995-й год принёс Ютте высокое 12-е место в генеральной классификации Дакара, а два года спустя наша героиня заставила говорить о себе весь мир: итоговое 5-е место и два выигранных спецучастка как приятный бонус (первый женский успех такого рода)!
Перед Дакаром-99 Ютта Кляйншмидт вместе с Кристиной Торнер (Швеция) при поддержке Mitsubishi создала женскую команду и при двух выигранных допах попала на итоговый подиум, причём в начале дистанции ей удалось почувствовать себя лидером соревнования. Неоднократные успехи на менее значимых ралли уже не приносили такого морального удовлетворения, как раньше - хотелось большего. После небольших колебаний на место Торнер был приглашён соотечественник Ютты Андреас Шульц - кстати, это тот самый Андреас Шульц, который сейчас читает легенду Леониду Новицкому... Ну а в 2001-м немцы на японском автомобиле оказались лучше всех. Если бы за десять лет до этого кто-нибудь объявил, что в ближайшем будущем Дакар выиграет женщина, его сочли бы глупцом и профаном. Но вместо этого в лужу сели все скептики, которые смеялись над первыми попытками Ютты Кляйншмидт, открывшей в себе жажду скорости.
P.S. Что делать, когда главная цель в жизни достигнута? То же, что и раньше, и получать от этого удовольствие. В первое десятилетие нового века Ютта продолжила коллекционировать призовые места на различных ралли (защита титула окончилась вторым местом), но победа на Дакаре-2001 затмила собой как все прошлые успехи, так и будущие. И это, наверное, хорошо - одно первое место лучше десятка вторых, не так ли?