После Первой мировой войны Европа переживала нелегкие времена. Большинству населения были доступны лишь простые и не особо денежные развлечения вроде футбола, чего нельзя сказать об автоспорте. В те годы любой гонщик был в диковинку, а уж если этим занималась женщина, удивлению публики не было предела. Вспомните те древние "болиды", управлять которыми сумел бы далеко не каждый подготовленный спортсмен! Однако в двадцатые годы все убедились, что "коня на скаку остановить" могут не только русские, но и чешские женщины.
Элишка Юнкова (урожд. Альжбета Поспишилова) появилась на свет в Оломоуце на рубеже двух столетий. Чехия тогда входила в состав Австро-Венгрии, и Элишка сызмальства проявляла склонность к изучению иностранных языков, что позволило ей после окончания школы найти работу в банке. Здесь она встретила своего будущего мужа Ченека Юнека, который в то время управлял местным филиалом банка. Нет, они даже не сразу понравились друг другу, но по долгу службы Ченек часто переезжал из города в город (Оломоуц, Брно, Прага) и на новое место работы всегда приглашал Элишку с собой - она соглашалась. Отклонив его первое предложение выйти замуж, будущая пани Юнкова отправилась во Францию с мечтой о грандиозном путешествии, которое по ее замыслу должно было завершиться на Цейлоне, но из-за проблем с визой поездка оборвалась на полпути, поэтому пришлось вернуться обратно в Париж.
Там Элишку уже ждал Ченек, решивший ко всему прочему посетить местный автосалон. Поначалу она была не в восторге от нового хобби своего возлюбленного, но чуть позже и ее поглотила страсть к новеньким сверкающим корпусам и мощным двигателям. По возвращении в Прагу Элишка поступила на курсы вождения, ну а Ченек начал карьеру автогонщика, заявляясь на участие в местных соревнованиях. Свадьба состоялась в 1922-м году, после которой они уже выступали вместе как чета Юнковых. Во время войны Ченек получил ранение, из-за которой его рука не могла нормально функционировать, поэтому помощь жены пришлась как нельзя более кстати. Семейный экипаж ездил на Бугатти, что было вполне естественно, ведь Ченек Юнек лично был знаком с Этторе Бугатти.
В 1924-м Элишка уже выступала самостоятельно, а после победы на гонке Лохотин - Тржемошна в одночасье стала национальной героиней. В следующем году она отпраздновала успех на Збраслав - Йиловиште, после чего Юнковы приобрели второй Бугатти - Ченек намеревался не отставать от супруги. Можно только представить, какую популярность они имели бы сейчас, в нашу медиа-эпоху... Когда гонки в Чехословакии стали "тесными", Элишка решила испытать себя за рубежом. На швейцарской Клаузенпасс наша героиня заняла второе место, но по-настоящему привлекала ее знаменитая гонка Тарга Флорио, которая каждый год проводилась на Сицилии. Элишка загодя приплыла на остров и прожила там около месяца, чтобы адаптироваться к местным условиям; кроме того, она часто бродила по дорогам, которым в скором времени надлежало принять это захватывающее состязание. Это сейчас каждый пилот считает своей первейшей обязанностью пройтись по кольцу, а тогда такой подход применяли немногие... В самой гонке Юнкова долгое время шла на четвертом месте, но после поломки рулевого управления сошла с дистанции, вылетев в кювет - к счастью, без серьезных травм.
1927-й год - год рождения Нюрбургринга, который сразу же начал принимать у себя Гран-при Германии. На новой трассе Элишка Юнкова победила в двухлитровом классе спорткаров, а Тарга Флорио-1928 закончилась для нее пятым местом. Ченек и Элишка весьма ответственно относились к соревнованиям и внимательно следили за новейшими разработками, поэтому на следующий Нюрбургринг приехали уже на новой модели Бугатти. На Гран-при Германии Юнковы подали общую заявку и могли при необходимости сменять друг друга за рулем. Ничто не предвещало беды, но... Ченек на большой скорости вылетел с трассы, автомобиль перевернулся - и гонщик погиб. Так "Зеленый ад" поглотил свою первую жертву.
Элишка не вынесла такого удара, продала автомобили и прекратила выступления. В 30-х годах она осуществила свою полузабытую мечту, отправившись на четырех колесах на Цейлон (и заодно оказав услугу Этторе Бугатти, искавшему выход на новые рынки), но личное участие в гонках отныне было для нее табу... После Второй мировой Элишка второй раз вышла замуж. Власти постоянно отказывали ей в выезде за рубеж и сжалились лишь в 1966-м, когда состоялся мемориальный заезд Тарга Флорио. Так или иначе, непосредственно в гонках Элишка провела не слишком много времени, однако и по сей день является, пожалуй, главной звездой чешского автоспорта. Каких еще гонщиков из Чехии вы с ходу вспомните?
Элишка Юнкова скончалась 5-го января 1994 г. в Праге в возрасте 93-х лет.