Не успел завершиться формулический чемпионат-2009, как о своем уходе заявили сразу две команды – БМВ Заубер и Тойота. Эти решения немецкой и японской команд стали логичным продолжением той череды уходов, которая наблюдается в Больших призах в последние пять лет.
2005
Заубер
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при ЮАР 1993 года
Последняя гонка - Гран-при Китая 2005 года
Количество гонок - 206
Побед в гонках - 0
Подиумов - 6
Набранные очки - 195
Известные пилоты:
Френцен (1994 - 1996, 2002, 2003), Херберт (1996 - 1998), Алези (1998 - 1999), Сало (2000), Хайфельд (2001 - 2003), Райкконен (2001), Масса (2001 ,2004, 2005), Физикелла (2004), Вильнев (2005)
Двигатели:
- Илмор (1993);
- Мерседес (1994);
- Форд (1995, 1996);
- Петронас(Феррари) (1996 - 2005)
Команда Петера Заубера за 13 лет своего пребывания в Формуле-1 никогда не добивалась серьезных успехов, но и всегда была не последним звеном в пелетоне. Первому Гран-при этой команды поспособствовал Мерседес, который был доволен сотрудничеством с Петером Заубером в кузовных гонках. Именно Петер начал возвращать славу серебряным стрелам в гонках Ле Мана и World Sportscar Championship. На сезон 1993 года новая команда получила моторы Илмор - партнеры Мерседес по цеху. На первом же этапе пилот Лехто добыл для команды первые два очка. В большей степени это было связано с вылетом 20-ти машин с трассы. В том чемпионате команда еще в нескольких гонках смогла зацепиться за места в очковой зоне и финишировала на 7-ом месте в Кубке Конструкторов. Следующий сезон команда провела уже с двигателями Мерседес, но из-за недостатка улучшений результатов в том же году сотрудничество прекратилось.
В 1995 году в команде появились крылья - Заубер заключили контракт с Дитрихом Матешицом и его Ред Булл. Этот и следующий годы команда использовала двигатели Форд и добилась в целом положительных результатов. Команда закончила два сезона на седьмых местах, но главным достижением стало два третьих места на Гран-при.
В 1997 Заубер шагнул на следующую и последнюю страницу в истории - контракт с Петронас и двигателями Феррари. В 2001 году дует пилотов Хайфельд-Райкконен завоевали для команды рекордное 4-е место в Кубке Конструкторов. В последующих годах за руль Заубера садились Фелипе Масса, Хайнц-Харальд Френцен, Джанкарло Физикелла и Жак Вильнев. Не самый слабый состав пилотов приносил команде стабильные результаты.
В 2006 году на стартовую решетку вышла команда БМВ-Заубер - эра Петера Заубера была закончена.
Джордан
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при США 1991 года
Последняя гонка - Гран-при Китая 2005 года
Количество гонок - 250
Побед в гонках - 4
Подиумов - 19
Набранные очки - 291
Известные пилоты:
М.Шумахер (1991), Занарди (1991), Баррикелло (1993 - 1996), Ирвайн (1993 - 1995), Р.Шумахер (1997, 1998), Физикелла (1997, 2002), Хилл (1998, 1999), Френцен (1999 - 2001), Трулли (2000, 2001), Алези (2001), Хайфельд (2004), Глок (2004)
Двигатели:
- Форд (1991);
- Ямаха (1992);
- Харт (1993, 1994);
- Пежо (1995 - 1997);
- Мюген Хонда (1998 - 2000);
- Хонда (2001, 2002);
- Форд Косуорт (2003, 2004);
- Тойота (2005).
Команда была названа именем своего основателя Эдди Джордана. До своего прихода в Формулу-1 команда успешно выступала в Формуле-3000, где среди пилотов были Эдди Ирвайн, Джони Херберт, Жан Алези. В 1991 команда заявилась в королевских гонках. Результаты себя не заставили ждать и уже в первый же год команда финишировала на пятом месте в Кубке Конструкторов. Также сезон для команды вошел в историю тем, что свою первую гонку в Бельгии провел Михаэль Шумахер. Окрыленная этим успехом Ямаха подписала контракт с Джоржаном на следующий год, но на этот раз был провал. В 1992 команда набрала лишь одно очко.
В 1993 году команда стала приютом для новичков Рубенса Баррикелло и Эдди Ирвайна. Эдди подключился к команде только на предпоследнем Гран-при сезона и сразу же были добыты первые очки. В той гонке Рубиньо и Эдди набрали единственные очки в чемпионате. В следующем сезоне был достигнут успех. Баррикелло, несмотря на жуткую аварию на Гран-при Сан Марино, в чемпионате добыл 19 очков и занял 6-е место в личном зачете, в то время как команда взяла 5-е место в Кубке Конструкторов. Список положительных успехов дополнил первый подиум, добытый на Гран-при Пасифик. В следующем сезоне команда чуть ухудшила свои показатели, но был достигнут другой показатель - двойной подиум.
В 1997 состав полностью изменился. В Формуле-1 дебютировал Ральф Шумахер, а дополнил состав Джанкарло Физикелла, который перешел из Минарди. Результат говорит за себя. Физикелла в личном зачете 8-ой, а Ральф - 11-ый. Дальше было только лучше. 1998 - первая победа и одновременно дубль на дождливом ГП Бельгии. 1999 - третье место в Кубке Конструкторов благодаря очень успешным выступлениям Френцена.
С 2000 до 2002 результаты команды угасли и она вернулась на свою 5-6 позицию в чемпионате. В 2003 была добыта последняя победа команды на Гран-при Бразилии. Несмотря на такой результат, команда по итогам чемпионата взяла лишь 13 очков. Из-за значительных финансовых проблем команда была в 2005 году продана Мидленду. Команда завершила сезон под своим именем, добыв 12 очков (11 из них на Гран-при США, который прошел под знаком шинного скандала).
Минарди
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при Бразилии 1985 года
Последняя гонка - Гран-при Китая 2005 года
Количество гонок - 345
Побед в гонках - 0
Подиумов - 0
Набранные очки - 38
Известные пилоты:
Кампос (1986, 1987), Занарди (1992), Бадоер (1995, 1999), Трулли (1997), Жене (1999, 2000), Алонсо (2001), Уэббер (2002)
Двигатели:
- Форд (1985, 1988 - 1990, 1993 - 1996, 1998, 1999);
- Мотори Модерни (1985 - 1987);
- Феррари (1991);
- Ламборджини (1992);
- Харт (1997);
- Форнметал (2000);
- Юропиан (2001);
- Азиатек (2002);
- Косуорт (2003 - 2005).
Команда Минарди - это семейная идея. Дело в первой половине 20-го века начал Джованни Минарди, а после его смерти дело продолжил его сын - Джанкарло. В конце 70-ых команда начала выступать в серии Формула-2, а в 1985 году дебютировала в Формуле-1. За 21 год не было добыто великих результатов. Всего команда набрала 38 очков, а достижениями считалось:
- три 4-ых места на Гран-при (Сан Марино 1991, Португалия 1991, ЮАР 1993);
- один круг лидерства на Гран-при Португалии 1989 года;
- второе место в квалификации на Гран-при США 1990 года.
Самым успешным гонщиком команды стал Пьерлуиджи Мартини. Именно он и добивался самых высоких результатов для команды. Мартини выступал за команду 8 лет и добыл 16 очков. Другие пилоты не стали такими успешными в Минарди, но многие получили старт карьеры именно в этой команде. Выступали в команде Ярно Трулли, Фернандо Алонсо, Макр Уэббер - пилоты, которые добились успеха, но уже не в Минарди. Выступал за команду и Адриан Кампос, который в 2010 году уже будет иметь свою команду Ф-1.
В середине 90-ых время частных команд начало уходить и команда скатилась вниз таблицы. В связи с этим начали постигать финансовые трудности. В 1996 владельцем команды был Флавио Бриаторе. В 2001 году команду выкупил Пол Стоддарт. Команда с 1995-го года лишь изредка добивалась успехов, которыми были попадание в очковую зону. 2005 год стал последним для команды - она была продана Ред Булл.
2006
Мидлэнд
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при Бахрейна 2006
Последняя гонка - Гран-при Бразилии 2006
Количество гонок - 18
Побед в гонках - 0
Подиумов - 0
Набранные очки - 0
Пилоты, выступавшие в 2006 году:
Монтейро, Альбертс
Двигатель 2006 года - Тойота.
Алекс Шнайдер, владелец Midland Group, выкупил в 2005 году команду Джордан. В том сезоне команда выступала все еще под именем "Джордан" и добыла третье место на Гран-при США. В 2006 году уже выступила под именем "Мидлэнд". Место базирования осталось прежним - Сильверстоун.
Первая российская команда особых успехов не добилась - задача состояла в том, чтобы не занять последнее место по итогам гонки. Единственным, чем выделилась команда, было то, что их дисквалифицировали на Гран-при Германии - было обнаружено использование сгибающегося заднего антикрыла. Также внимание было привлечено тем, что на предсезонных тестах принимал участие Макс Бьяджи.
Первый же свой сезон Мидлэнд не довел до конца. За три гонки до финиша чемпионата команда была продана Спайкеру и существование прекратилось.
2007
Спайкер
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при Австралии 2007 года
Последняя гонка - Гран-при Бразилии 2007 года
Количество гонок - 17
Побед в гонках - 0
Подиумов - 0
Набранные очки - 1
Пилоты, выступавшие в 2007 году:
Сутиль, Альбертс, Винкельхок, Ямамото
Двигатель 2007 года - Феррари
Неофициальный первый Гран-при команда провела еще в 2006 году. За три гонки до конца чемпионата-2006 Нидерландская автокомпания Спайкер выкупила команду Мидлэнд. Последние три Гран-при команда не меняла состав, сохранив директора и пилотов из Мидлэнд.
В 2007 году сезон команда начала с некоторыми изменениями. Вместо Тиаго Монтейро за руль сел Адриан Сутиль, а место директора занял Майкл Мол. К тому же команда обзавелась сильными спонсорами из Абу-Даби - Емирай Эйрвейз и Альдар.
После девятого Гран-при сезона команду покинул Альбертс из-за недостатка спонсорских денег. В концовке чемпионата за руль в его болиде садились Маркус Винкельхок и Сакон Ямамото.
Ощутимых успехов команда не добилась. Команда набрала лишь одно очко и должна была занять последнее место, но его заняла дисквалифицированная команда Макларен. Среди светлых пятен единственного сезона в Формуле-1 был круг лидерства на Гран-при Европы.
Под конец чемпионата команда была выкуплена бизнесменом из Индии Виджаем Мальей. На следующий сезон на старт вышла команда "Форц Индия".
2008
Хонда
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при Германии 1964 года
Последняя гонка - Гран-при Бразилии 2008 года
Количество гонок - 99
Побед в гонках - 3
Подиумов - 9
Набранные очки - 152
Пилоты команды с 2006 по 2008 год - Баррикелло, Баттон
Заводская команда Хонда.
Команда Хонда два раза приходила в Формулу-1. Первый раз был в 1964 году, когда японская компания захотела вклиниться в борьбу с европейцами. Уже на второй год участия в чемпионате команда добыла первые очки, а затем и первую победу. Но победы не стали частыми и до 1968 года, когда команда покинула чемпионат из-за смерти своего пилота. В копилку упала еще только одна победа в 1967 году.
Хонда, как команда, вернулась в Формулу-1 в 2006 году. Была выкуплена команда БАР, которая с 2000 года использовала моторы Хонда. Неизменными пилотами стали Рубенс Баррикелло и Дженсон Баттон.
Ожидания японцев в первом же сезоне подтвердились - команда продолжила хорошие выступления БАР. В 2006 году команда имела за привычку финишировать в очках и к этому добавилась одна победа. На Гран-при Венгрии победу одержал Дженсон Баттон. По итогам чемпионата команда набрала 86 очков и финишировала на 4-ом месте в Кубке Конструкторов. Увы, это был рекорд для команды.
В 2007 году от команды ушел табачный спонсор и год стал знаменит тем, что команда провела сезон в акции по сохранению окружающей среды, а не борьбой за очки. В 2008 году в команду пришел Росс Браун. В результатах команда немного прибавила, но это не спасло от финансового кризиса - команда была продана Брауну.
Супер Агури
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при Бахрейна 2006 года
Последняя гонка - Гран-при Испании 2008 года
Количество гонок - 39
Побед в гонках - 0
Подиумов - 0
Набранные очки - 4
Пилоты:
Сато, Иде, Монтани, Ямамото, Дэвидсон
Двигатель - Хонда.
Команда Супер Агури была создана бывшим японским гонщиком Агури Сузуки. Неофициально это стала вторая команда "Хонды" для продвижения своих пилотов. Такума Сато - единственный гонщик, который проехал все Гран-при за Супер Агури.
Первыми шагами команды была покупка шасси бывшей команды Эрроуз образца 2002 года. Японская команда использовала это шасси на первых Гран-при 2006-го года. Также японцы использовали базу Эрроуз в Лифилде. Свое шасси команда начала использовать с Гран-при Германии.
Успехом для команды стали доезды до финиша. По этому показателю в 2006 году команда добилась больших успехов - в чемпионате обе машины не финишировали лишь 4-ре раза.
Сезон 2007-го года у команды начался с неприятностей. Машина не прошла крэш-тест и Супер Агури обязаны были внести изменения в конструкцию болида. Команда заявила машину только за два дня до начала пятничных тестов Гран-при Австралии. К удивлению многих на квалификации Сато и Дэвидсон показали 10-й и 11-й результат. В этом сезоне хотя бы один из пилотов финишировал во всех гонках, но это не было главным достижением. Команда набрала три балла. Ценность прибавляет еще то, что добыты эти очки не благодаря сходам соперников.
Последним для команды стал четвертый Гран-при сезона 2008 в Испании. Причина ухода из чемпионата банальна - финансовые проблемы.
2009
БМВ-Заубер
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при Бахрейна 2006 года
Последняя гонка - Гран-при Абу-Даби 2009
Количество гонок - 70
Побед в гонках - 1
Подиумов - 16
Набранные очки - 308
Пилоты команды:
Хайфельд (2006 - 2009), Кубица (2006 - 2009), Вильнев (2006), Феттель (2007)
Заводская команда БМВ.
Изначально компания БМВ выступала в Формуле-1 в качестве поставщика моторов в 80-ых. Второе пришествие случилось в 2000 году, когда они стали поставлять моторы команде Уильямс. В 2005 году БМВ выкупил команду Заубер и вышел на старт Гран-при Бахрейна 2006-го года уже со своей командой.
Первые три года команда провела по нарастающей. Уже в первый год было добыто два подиума. Сначала это сделал Ник Хайфельд, которого команда забрала из Уильямс, а затем на подиум приехал и Роберт Кубица, который по ходу сезона заменил Жака Вильнева. Первый год команда набрала 36 очков и закончила сезон на 5-й позиции в Кубке Конструкторов.
В 2007 году основными пилотами стали Хайфельд и Кубица. Сезон стал намного успешнее предыдущего. Во всех гонках чемпионата команда набирала очки. Помог им в этом и Себастьян Феттель, который заменял Кубицу на Гран-при США (до этого Роберт на ГП Канады попал в тяжелую аварию). Себастьян приехал в свой дебютный Гран-при на восьмой позиции и стал самым молодым пилотом, который набирал очки. Несмотря на всего лишь два подиума в сезоне, БМВ благодаря стабильным результатам получила 101 очко и заняла второе место в Кубке Конструкторов (с учетом дисквалификации Макларен).
В 2008 году Кубица уже претендовал на титул чемпиона мира. Роберт на Гран-при Канаде добыл единственную победу для БМВ за всю историю. К этому добавились частые финиши в хороших очках, что и позволило Роберту за два Гран-при до финиша претендовать на первое место в личном зачете. Но плохие результаты на последних Гран-при перечеркнули все надежды.
В 2009 году команда столкнулась с техническими проблемами. Команда не могла наладить работу с КЕРС и даже пришлось отказываться от ее использования на многих Гран-при. Скачки "вверх-вниз" привели к закрытию формульной программы.
Тойота
Кубков Конструкторов - 0
Чемпионств пилотов - 0
Дебют - Гран-при Австралии 2002 года
Последняя гонка - Гран-при Абу-Даби 2009
Количество гонок - 139
Побед в гонках - 0
Подиумов - 13
Набранные очки - 278,5
Известные пилоты:
Трулли (2004 - 2009), Р.Шумахер (2005 - 2007), Глок (2008, 2009)
Заводская команда Тойота.
Тойота, вложив огромные деньги, пришла в Формулу-1 в 2002 году. Первый же старт вышел удачным - Мика Сало пришел шестым на Гран-при Австралии. Этот же результат Мика повторил и на третьем Гран-при сезона, но далее хорошие результаты пропали. До 2004 года в команде был не очень хороший состав пилотов, как для бюджета Тойоты, и за первые три года у команды было лишь 13 финишей в очковой зоне.
В 2005 году состав пилотов полностью изменился - основными пилотами стали Ральф Шумахер и Ярно Трулли. В добавок к дуэту в 2004 году был подписан Майк Гаскойн - разработчик из Рено. Тойота в 2005 году не попадала в очки лишь на двух Гран-при. Одним из них был Гран-при США, где Трулли завоевал поул, но вскоре команды, которые использовали шини Мишелин, отказались выходить на старт. В активе команды 5 подиумов и 88 очков в чемпионате, что принесло им 4-ое место в Кубке Конструкторов. Это стал самый успешный сезон для Тойоты.
В 2006 году состав пилотов не изменился, но результаты стали намного скромнее. Всего лишь 35 очков при одном подиуме - это явно не показатель, для команды с самым большим бюджетом. Но это был не предел, поскольку в 2007 году результаты были еще хуже - 13 очков.
В 2008 году Ральфа Шумахера заменил Тимо Глок. Тимо в том же чемпионате первый раз поднялся на подиум и лишь на шесть очков отстал от Ярно в чемпионате. Что могло радовать, так это то, что оба пилота вошли в первую десятку в личном зачете.
В 2009 году все начиналось еще лучше. Благодаря диффузорам две Тойоты дважды подряд финишировали на 3 и 4 местах. Но явного преимущества хватило лишь на первые Гран-при и середину сезона команда провалила. Лишь под конец сезона команда взяла два вторых места и смогла выйти на 5-ю позицию в Кубке Конструкторов.
4 ноября 2009 года команда Тойота объявила, что она уходит из Формулы-1.
Дмитрий Левчук, iSport.ua