Казалось, что можно сделать с маленьким кусочком земли на берегу моря? Возможно ли у скал построить большой портовый город, финансовый центр или же научный центр? Нет. Но то, что сумели сделать из государства Монако, останется с нами на века. Это просто центр повышенного внимания. Вокруг залива сумели построить город, который стал синонимом богатства, гламура, роскоши.
Многие богатые люди обзаводятся здесь домами или "хотя бы" пришвартованной к причалу яхтой. И, что самое интересное, на таком крошечном уголке нашли место и большому спорту. Здесь проводится турнир серии ATP 1000 (бывший турнир с приставкой Tennis Masters), здесь проводится матч за Суперкубок УЕФА, в этом году Тур де Франс открывала разделка в Монако, но в главном спортивном событии года принимают участие машины Формулы-1.
Поворот за поворотом
Сам этап не дарит зрителям захватывающей борьбы на трассе - здесь очень мало обгонов. Но изюминка Гран-при не в этом. На первый план выходит сам город, атмосфера гонки, тот же гламур, дух истории, люди. А люди эти - сливки общества. Кто-то будет прогуливаться по паддоку, пожимая руки от механиков команды до Берни Эклстоуна. Кто-то будет сидеть на верхней палубе своей яхты и наблюдать за роскошным пилотированием в шикане. А кто-то, проведя приятно время в Казино, просто выйдет на улицы и будет наслаждаться воздухом Формулы-1.
Пилотам также негде скучать. Всю трассу они проезжают по узкому коридору, выложенного из отбойников, и на красоты маленького государства у них нет времени смотреть - малейшая ошибка толи с траекторией, толи с выбранной скоростью означает, что прийдется пройти краш-тест в боевых условиях. Это нереальные условия для гонок и для таких скоростных машин.
Гонщики всего за минуту и 20 секунд проходят целый ряд исторических поворотов и участков:
- Сен Дево. Первый поворот, который имеет очень сложную конфигурацию. После стартовой кривой (до недавнего времени такой старт был еще в Сильверстоуне и Спа, но на данный момент стартовая кривая сохранилась только в Монако) следует небольшое смещение влево, а затем узкий правый поворот. Ошибки в этом повороте можно увидеть практически в каждой гонке, но для нынешних пилотов убран отбойник с правой стороны и это значительно увеличивает шансы на выживание;
(Физикелла заканчивает гонку в 2001 году)
- После первого поворота гонщиков ожидает восхитительный подъем с поворотом Бо Риваж (хотя от поворота там только название). Этот извилистый участок гонщики проходят практически по прямой и подходят в плотную к отбойникам то правым боком, то левым. Великолепное зрелище могут наблюдать и зрители, которые собрались на... балконах своих домов;
(Попытка обгона Филиппа Стрейфа в Бо Вираж. 1987 год)
- После объезда клумбы возле Казино перед поворотом Мирабо гонщики придумали себе скрытый поворот. Дело в том, что на этом маленьком участке образовалась кочка, которую гонщики предпочитают объехать. Не всегда это им хорошо удается, либо были случаи, когда машину уносило в занос, а местом остановки была стена;
- Шпилька Гранд отеля (Пальма, если вам так приятнее). Это самый известный поворот в Формуле-1. Обгон на этом участке, конечно, возможен но после этого возникает целый ряд последствий. Как правило, тот кого обгоняли, имеет все шансы финишировать в этом повороте, если не скинет свою скорость до пешеходной. Но и винить обгоняющего особо негде - поворот настолько узок, что одна машина может полностью перегородить проезд и гонку организаторы вынуждены будут останавливать. А портрет обогнавшего можно смело после гонки вешать на стене вместо портрета Президента...
- Туннель. Одна из изюминок трассы. Такой "пунктик" смогли лишь в маленькой мере повторить шейхи из Абу-Даби. Туннель существовал на трассе еще на заре проведения Гран-при и в 1973 году он был удлинен в связи с постройкой отеля. Также было добавлено искусственное освещение, но выход из туннеля и так несет много неприятностей для гонщика — чтобы справиться с перепадом света, нужно и умение, и время. Сложности добавляет и изгиб трассы, в связи с чем не всегда гонщики выходят сухими из воды, а Михаель Шумахер здесь не нашел нужной траектории даже при машине безопасности на трассе;
(Аварии в Туннеле в 2004 году)
- Побережье. Сначала идет знаменитая шикана, которая за все годы потерпела несколько изменений. Сейчас это самая медленная шикана в Формуле-1, которую очень часто срезают гонщики. В ранние времена проведения Формулы-1 Альберто Аскари пришлось даже искупаться в гавани, когда он не угадал с выбранной скоростью и вылетел за пределы трассы. Табак - левый поворот, у которого по всем сторонам отбойники, а выход из него очень важен для правильного объезда бассейна;
- Заканчивается круг двумя левыми поворотами. Изначально стартовую и набережную прямую соединяла шпилька, но возникла необходимость расширить въезд на пит-лейн и последний поворот разделился на два: Раскасс и Антони Ноджес.
Начало Великой истории
Все это и есть Гран-при Монако. Никакой детали нельзя вытащить - это как карточный домик. Величие этого этапа собиралось долгие годы и именно этот этап входит в так званную Триаду вместе с гонками Индии-500 и Ле-Маном. В теннисе считается верхом успеха выиграть все турниры серии Большого шлема (Австралия, США, Роланд Гаррос, Уимблдон), а в гонках с таким достижением может сравниться только выигрыш гонок Триады. Таким достижением за всю историю автогонок может похвастаться лишь один пилот – Грэм Хилл.
В то же время, этап в Монако и один из самых старых в календаре Формулы-1. Это сейчас проведение городских гонок участилось до неприличия, а этап в Монако был с... 1929 года! И это в те времена, когда единственной мерой безопасности был стог сена. Но и это еще не предельная цифра - в 1911 году, еще когда Титаник не был спущен на воду, в Монако прошел этап Ралли.
Итак, в 1929 году Антони Ноджес, именем которого сейчас назван один из поворотов, при поддержке Принца Луи Второго провел первый этап по улицам Монако. Спроектировал трассу, кто бы вы думали? Нет, не Тильке, а всего-навсего один из лучших пилотов того времени Луи Широн. Луи гармонично вписал трассу в топографию и конфигурация трассы практически сохранилась до наших дней. Первые года этап не входил ни в какие чемпионаты и гонщики проводили соревнования в полутоварищеском режиме.
Первым победителем стал британец Уильям Гроувер-Уильямс на Бугатти Тайп 35. За свою карьеру Уильям не добился больших успехов, но в той гонке он смог на две минуты опередить самого Рудольфа Караччолу на Мерседесе, который в 30-ые годы станет настоящей звездой автогонок. А Караччола финишировал на третьем месте и стал на ступеньки подиума. Масла к огню успеха немца подливает старт с 15-ой позиции.
В гонке 1931 года из 23 машин на старт вышли 16 Бугатти. Именно пилот этой команды Луи Широн выиграл гонку, но ему здорово в этом помогли сходы Караччолы на Мерседесе и Дрейфуса на Мазерати. Так архитектор трассы вписал свое имя и в еще один пункт истории проведения гонки - он стал её победителем.
Очередное повышение в звании
В 1933 году к этапу прибавилась приставка "Гран-при", что только подчеркнуло быстрорастущую популярность гонки. На том Гран-при первый раз были проведены тренировочные сессии, которые определили места на стартовой решетке. А гонка подарила захватывающее зрелище. За 100-круговую гонку лидер менялся 21 раз - 56 кругов пролидировал Тацио Нуволари (победитель гонки в 1932 году) на Альфа-Ромео, а 44 круга Варзи на Бугатти. Исход гонки был решен только на последнем круге, когда у пилота "Альфитты" загорелся двигатель.
(Гран-при Монако 1933 года)
Гонку 1934 года в день Пасхи открывал кругом почета Караччола, который в прошлом году здесь попал в аварию. Но он не принял снова участие в гонке, снова отсрочив свою победу в Монако. Нуволари по традиции лидировал в гонке, но на этот раз его постигли проблемы с тормозами. А затем Луи Широн за два круга до финиша допустил ошибку в шпильке и пропустил своего коллегу по команде Молла, которому не оставалось времени упустить лидерства.
(Гран-при Монако 1934 года)
В 1936 году победу одержал Караччола, который за год до этого стал чемпионом мира. Победа в дождевой гонке в Монако-36 стала единственной для него в том чемпионате. Но и здесь не обошлось без технических проблем Нуволари - на этот раз он не сошел, но долгое время не смог поддерживать победного темпа, в результате чего скатился на четвертую позицию.
(Гран-при Монако 1936 года)
В 1937 году гонка ушла на военный перерыв и вернулась лишь в 1948 году. Первую гонку после войны выиграл Нино Фарина - будущий первый чемпион мира Формулы-1. Гонка в следующем году не проводилась из-за смерти принца Луи Второго, а в 1950 году в Монако пришла Формула-1. И об этой истории легендарной гонки вы узнаете в свое время.
Дмитрий Левчук, iSport.ua