Великобритания подарила миру больше всех чемпионов мира в классе Формула-1 - десять. За последние два года в это число вошли Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон. Общее количество титулов у британцев - 14, и по этим показателям для них нет равных. Ближайшие соперники - бразильцы, которые на троих побеждали восемь раз. У Германии вообще уникальный показатель - лишь один Михаель Шумахер принес семь титулов стране. Все десять британцев в свое время оказались лучшими. Кто-то выигрывал титул в последней гонке, кто-то досрочно. Иногда победителей приходилось даже ненавидеть. Сегодня мы расскажем о пилоте, который в 1958 году принес первый титул для Великобритании.
Изначально островитяне не показывали выдающихся результатов в Формуле-1 и были на последних рядах, но в середине 50-ых в пелотоне появились такие пилоты как Майк Хоторн, Стирлинг Мосс, Петер Коллинс. Потихоньку эти пилоты вскарабкались до вершин Формулы-1. А потом дошло до того, что в 1958 году первые пять мест в личном зачете взяли именно островитяне. На первой же строчке стояло имя Майка Хоторна.
Судьба рядом
Джон Майкл Хоторн родился 10 апреля 1929 года в йоркширском городе Мексборо. Его отец Лесли был в то время машинистом, настраивал и гонялся на мотоциклах. Но в скором времени он решил бросить свою работу в Донкастере и решил полностью посвятить себя миру моторов. Новым местом обитания стал Фармхэм, который находился совсем недалеко от Бруклендского автодрома - центр британского автосторта в довоенные годы. В 1931 году Лесли Хоторн вместе со своим партнером Падди Джонстоуном - бывший первоклассный мотогонщик - открыли мастерскую Tourist Trophy Garage.
Изначально мастерская была открыта в бывшем бараке, который использовался во времена Первой мировой войны, но затем они переехали на окраину города в хмелесушилку. Это место стало точкой отсчета компании. Гараж для юного Майка стал вторым домом и все свои школьные каникулы он проводил в компании с отцом. Уже в свои восемь лет он получил первый опыт, постоянно пачкая свою школьную форму, чем приводил мать в бешенство. Лесли также работал и в Брукленде, где во время гонок выступал в качестве механика. Однажды Лесли взял Майка прокататься по кругу на двухлитровой Riley. Это было то, что нужно! Майк непоколебимо захотел стать гонщиком.
От такого решения отец был совсем не против и старался всячески помогать сыну в его стремлении стать гонщиком. В добавок к постоянной практике юный Майк учился в техническом колледже в Челси, проходил практику на машиностроительном заводе. В те времена это здорово помогало разобраться во всех тонкостях своей профессии и быть не просто человеком за рулем, но и превосходным механиком. А практикой гонок его обеспечивал отец, который предоставлял Майку автомобили и мотоциклы для местных соревнований.
Теоретические занятия в школе он совмещал с активной тинейджерской деятельностью - он был лидером компании и они вместе часто застревали в пабах. Эта привычка никогда не покидала Майка и во времена пика своей популярности он был частым гостем на страницах британских таблоидов, которые и по сей день любят такого рода вкусности.
Первые шаги в гонках
Первыми гоночными машинами для Майка стали Rileys, Ulster Imp и Sprite TT. Мгновенный успех в соревнованиях позволил британцу уже в 1951 году принять участие в гонках Formula Two Cooper Bristol. А в следующем году Хоторн уже ездил в Формуле-1. В тот год, когда не было равных Аскари, Хоторн принял участие в пяти гонках и в трех из них набирал очки. Высшим достижением стал домашний Гран-при, когда Майк финишировал третьим. Удивительно, но трех финишей в очках хватило ему, чтобы занять пятую позицию в чемпионате. Этот результат подразумевал, что в следующем году Хоторн пересядет из своего Купера в конкурентноспособную команду и на него многие расчитывали.
2 августа 1952 - за день до Гран-при Германии, в котором не взял участия,- Майк Майк выступал в Бохэме. На эти соревнования приехал гоночный инженер кузовной команды Ягуар Лофти Инглэнд. Лофти был потрясен выступлением британца, который в той гонке на слабеньком Купере обешел Вилорези на Феррари. В понедельник после гонки Лесли Хоторн был уведомлен об интересе со стороны Ягуара и через два дня Майк провел тесты в Сильверстоуне.
Лофти Инглэнд заявил после тестов: "Он прирожденный гонщик и он будет наш в следующем году!" Но к Хоторну в то же время проявляли интерес и в Феррари. В тот момент было отдано предпочтение карьере в Формуле-1, а Лофти Инглэнд не забудет о британце и все-таки пригласит его через два года в Ягуар.
За рулем красного жеребца
Карьера в Феррари сразу же начала складываться должным образом. Во всех гонках за первые два года выступлений он финишировал в шестерке лидеров. В то же время была добыта и первая победа. В начале 1953 года Альберто Аскари продолжил свою победную серию. Главным вопросом было, конечно же, кто остановит итальянца? Ответ мир узнал на Гран-при Франции, который прошел 5 июля в Реймсе. В невероятной схватке с Фанхио победу одержал Майк Хоторн. Первый раз на подиуме прозвучала "Боже, храни королеву" в честь победителя этапа Формулы-1. Британия в 1950 провела первый этап в истории, а через три с лишним года победил и её пилот.
Майк на подиуме не смог сдержать слез. А великодушные французские болельщики дали ему кличку "Ле Папиллон", что означало "бабочка". Кличка была дана не случайно. Дело в том, что Майк в первых же своих гонок взял за моду одевать галстук. Со временем, когда болтающийся на ветру элемент одежды надоел, он сменил обычный галстук на бабочку - это стало и поводом для клички, и визитной карточкой Майка. Сезон 1954 года хотя и принес много положительных результатов - он стал третьим в личном зачете,- но был сначала омрачен аварией на гонке в Сицилии, а затем в дорожной аварии разбился отец Майка.
(Прогулка по траве на Гран-при Великобритании 1953 года)
Взятие Ле-Мана
В 1955 году Майк на время основное свое внимание сосредоточил на кузовных гонках. Его старый знакомый Лофти Инглэнд с легкостью дал ему место в Ягуаре, в то время как в Формуле-1 ему было предоставлено место в Валволле. Год в королевском классе не вышел. По ходу сезона он сменил команду на Феррари, в связи с гибелью Аскари, но и это не принесло плодов. За пять проведенных гонок Хоторн не набрал ни одного очка.
Прямо противоположными были результаты в кузовных гонках. Майк выиграл несколько гонок, в числе которых была и гонка в Ле-Мане. В первые часы гонки Хоторн и Фанхио снова подарили захватывающую битву. Никто никого не отпускал на протяжении нескольких десятков кругов и это напомнило события в Реймсе двухгодичной давности.
Когда Хоторн пошел на пит-стоп, в гонке случился эпизод, который черными буквами вошел в историю автогонок. В этот момент еще два пилота пошли на дозаправку и между ними случилось столкновение, после чего Мерседес Пьера Левега свернул в толпу... В результате инцидента погибло 80 человек. Все это произошло рядом с Хоторном. Он отвлекся, пропустил свои боксы и вынужден был пройти еще один круг для дозаправки. Через круг он остановился в боксах и вышел из машины, не зная, как реагировать на сложившуюся ситуацию в гонке.
В результате Лофти попросил его сесть в машину и закончить гонку. После этого команду сильно осуждали и болельщики и пресса. Странствия в кузовных гонках продолжались до середины 1957 года, когда был подписан контракт с командой Феррари. До этого за два года кратковременных выступлений в Формуле-1 он добыл 4 очка, приехав однажды на подиум в Аргентине.
Возвращение ради победы
Возвращение в Формулу-1 у Майка удалось. Во-первых, он сразу же начал показывать "свои" результаты и за четыре гонки набрал 13 очков, что позволило ему стать четвертым в личном зачете. Во-вторых, товарищем по команде был его соотечественник Петер Коллинз, который стал едва ли не лучшим другом. Майк и Петер были одинаковыми по своему характеру и часто наводили порядок в ресторанах. К тому же они оба были лихачами на дорогах в обычной жизни. Создавалось впечатление, что для них будущего не существовало. На подъеме закончив сезон 1957 года, Хоторн мог с надеждой смотреть в будущее.
Сезон 1958 года сложился удивительным образом. На 11-ти этапах победа доставалась шести пилотам. Наибольший куш достался Стирлингу Моссу, который выиграл сразу четыре гонки. Казалось, что именно Стирлинг должен был воспользоваться отсутствием Фанхио и выиграть для Британии первый титул. К несчастью для Мосса, рядом с четырьмя победами у него было пять сходов, что в конечном итоге лишило его титула. А победа в чемпионате досталась Хоторну.
За весь чемпионат он выиграл лишь одну гонку, и его спасли частые восхождения на подиум. Это была всего третья победа Майка на этапе Формулы-1 и таких показателей оказалось достаточным, чтобы стать чемпионом. Не смогла подкосить его и смерть Петера Коллинза на Нюргбургринге. Это было большой трагедией, но все же были найдены силы и сезон был закончен на первой строчке.
(Ревью сезона 1958)
Через три месяца после того, как Майк стал чемпионом, он выехал со своего гаража и поехал в Лондон. Несмотря на дождь, Майк не изменил своей традиции ехать на лимите возможностей, но на этот раз на одном из участков не справился с управлением. Жизнь первого британского чемпиона оборвалась 22 января 1959 года.
(Памяти Майка Хоторна)
Дмитрий Левчук, iSport.ua