Легендарные гонки: Спа-Франкоршам

09 декабря 2009, 07:42
iSport.ua представляет самый любимый трек пилотов Формулы-1.
Легендарные гонки: Спа-Франкоршам iSport.ua представляет самый любимый трек пилотов Формулы-1.
Фото AP

Перед каждой гонкой можно услышать от пилотов, что трасса хорошая, что на треке есть хорошее техническое оснащение, много сложных поворотов и т.д. и т.п. Все это верно - бизнес Формулы-1 очень интересная штука, который нуждается и в такой "обязательной программе". Есть всего несколько мест на Земле, где этих слов для описания всей полноты ощущений будет мало - это, безусловно, Монако - мы об этой гонке недавно рассказывали - и Спа Франкоршам.

Автодром в Спа можно действительно сравнить со СПА-курортом - это уникальнейший автодром и настоящая отдушина для болельщиков. Чего здесь нет? Конечно же, вы здесь не увидите 50 тысяч ВИП-мест для зрителей, не увидите рядом яхт-клуб. Слава Богу, что такие вещи все еще не определяют интересность гонки. Здесь есть вещи, которые значат намного больше.

Красная Вода

Когда читаешь бесчисленные рассказы пилотов о том, что это их любимый трек, начинаешь думать: с чего это вдруг? Вопрос отпадает с первых минут начала трансляции - в кадр сто раз из ста случаев попадет участок длиною всего 230 метров и зритель с широко открытыми глазами не может сказать ни слова. Этот участок носит распространенное имя Eau Rouge, что в переводе значит Красная Вода. Но на бумаге имя поворота разделяется на две части:

- первый левый поворот этой части действительно носит название Красная Вода. Имя ему дал 15-километровый ручей, который бежит по Бельгии. Этот короткий отрезок существовал и с момента основания трассы в 20-ых годах прошлого века. На нем пилотам предстоит спуск вниз, а затем они попадают на участок Раидильон;

- Раидильон появился в 1939 году. Ранее после поворота Красная Вода трасса уходила чуть влево, затем была шпилька и гонщики таким образом подымались на холм. Этот путь был, безусловно, легче теперешнего, но и малоинтересным. Возможно, если бы конфигурация этого участка осталась прежней, то мы бы сейчас о трассе не писали. В конце 30-ых годов воображение граждан возросло до предела, и после поворота Красная Вода был построен срез трассы, который представлял собой крутой подъем наверх по правому повороту. Завершал идиллию поворот налево, который выводил гонщиков на длинный прямой участок.

Говорят о Красной Воде только с восхищением. Во-первых, что важно для Экклстоуна сотоварищи, видео или фотографии с этого места вызывают бурный интерес у зрителей. Вид сбоку, снизу, сверху - все превосходно и неповторимо. И это при том, что даже действующие цифровые технологии не могут - и в ближайшем будущем не смогут - передать всей полноты картины. Во-вторых, от этих 230 метров без ума гонщики. Все только и твердят, что каждый новый круг заставляет все больше и больше влюбиться в этот поворот.

На первый план для гонщиков, конечно, выходит его сложность. Все три поворота имеют разные радиусы и наклоны, а последний из них полностью слепой. Проходят его пилоты по приборам, на ощупь и остроты ощущений прибавляет то, что здесь нельзя терять времени. Средняя скорость среди машин Формулы-1 здесь 300 км/час! Терять в скорости и на чуть расслабиться нельзя, потому что будет как минимум потеряно время, а как максимум - позиция в конце длинной прямой. Эти все факторы говорят, что это действительно потрясающий поворот, но его плохое качество - опасность.

Любая ошибка - вылет, и этот вылет будет на огромной скорости в слой отработанных покрышек. Только несколько лет назад были сделаны современные зоны безопасности, что позволяет гонщикам быстрее снизить свою скорость.



(Вылет Рикардо Зонты в Красной Воде. 1999 год)



(Подъем по Красной Воде Кими Райкконена. 2005 год)

Треугольник мечты


Но, как это может показаться, "Красная Вода" это не весь автодром. Кольцо имеет длину 7004 метра. На данный момент это самый длинный трек в календаре Формулы-1, и соперников у него нет. Длинна трассы за семь километров перевалила после последней модификации поворота Автобусная остановка. Этот поворот - отдельная песня. Его конфигурация, а соответственно и въезд на пит-лейн, менялась несколько раз только за несколько последних лет. От рождения трассы здесь вообще не было никаких изгибов, затем появилась двойная шикана, позже оставили одну. Выход из Автобусной остановки выводит на прямую старт-финиш. Собственно, совсем недавно были времена, когда это была кривая старт финиш - на прямом отрезке были лишь первые ряды стартового поля, а затем был изгиб. Сейчас это обычная стартовая прямая в лучшем виде.

Между Автобусной остановкой и Красной водой расположился первый поворот - Источник. Кажется, что название дано не случайно - именно этот поворот остался неприкасаемым за все время существования гонки. Изменения здесь не касались конфигурации, но над зоной безопасности тут очень сильно поработали. Например, последние изменения по сути расширили поворот и дало больше пространства для пилотов. Конечно же, безопасность - это хорошо, но как назвать маневр Кими Райконена в 2009-м, когда именно зона безопасности позволила ему обойти значительную часть пилотов... С другой стороны был памятный старт 1998 года, когда после заноса Дэвида Култхарда 14 пилотов попали в настоящий завал не найдя свободного места для объезда.



(Старт Гран-при Бельгии 1998)

Начало истории

Именно этот треугольник, образованный описанными поворотами и прилегающими длинными скоростными участками, можно считать своеобразной основой трека. А история этого произведения искусства берет начало в 1920 году. Именно тогда Жюль де Тьер и Генри Лангло Ван Офем спроектировали первоначальную конфигурацию трассы. Основой для этого послужили городские дороги, которые образовывали треугольник между городами Франкоршам (от Источника к этому городу нужно пройти не более километра. А частичка Спа в имени трека - название муниципалитета), Малмеди и Ставелот. Изначальная длина трека - 15 километров. Это был очень быстрый трек и его сразу полюбили гонщики. Но за этим скрывалась не очень высокая безопасность.

Примечательным был участок между городами Малмеди и Ставелот. Его образовали две прямые, длиной 2,4 километра. Их соединяла шикана Маста - одно из самых опасных мест не только на этой трассе, но и среди многих треков. С этим поворотом в 1966 году не справился сам Джеки Стюарт, который попал в аварию и получил переломы рук и ребер. Но это был лишь один из многих поворотов. Гонщикам практически всю дистанцию приходилось выжимать педаль в пол и сохранять идеальную траекторию.



(Круг по Спа-1958)

Первый гоночный заезд должен был пройти здесь уже в 1921 году, но из-за отсутствия желающих открытие перенеслось на год, а еще через два года здесь прошла знаменитая гонка 24 часа Спа. В 1925 году здесь прошел первый Гран-при. Участие в гонке после отказа нескольких ведущих пилотов приняло всего семь машин. Это были четыре Деладжеса и три Альфитты. Места в итальянской команде заняли Антонио Аскари - отец Альберто Аскари,- Джузеппе Кампари и Гастон Брилли-Пери. Именно им и суждено было разыграть победу, поскольку их соперники начали сходить с дистанции с первых же кругов. К экватору гонки на трассе оставались лишь Аскари и Кампари, но явной борьбы между ними не было. Выиграл гонку Антонио, а его соперник пришел на финиш через 21 минуту 58 секунд. Это была последняя победа для Аскари - он погиб на следующем этапе.

Начало великой истории


До начала Второй Мировой войны было проведено всего семь этапов. Одним из победителей в 1935 году стал Рудольф Караччиола. Победу он одержал при странных обстоятельствах. Жребий выбрал ему для старта пятую позицию, но уже в Красной Воде он был лидером и начал постепенно отрываться. Но вскоре эту тенденцию было прервано и к нему начал приближаться его коллега по Мерседесу Фаджиоли. Луиджи быстро догнал Рудольфа и проводил попытки атаки на протяжении всего круга. Тут в борьбу вмешался командный мостик. Фаджиоли вызвали в боксы, чему Луиджи явно не был рад и покинул кокпит. Вскоре его место занял фон Браучитц, который приехал на финиш вторым.



(Гран-при Бельгии 1939)

К приему первого этапа Формулы-1 в 1950 году на треке была произведена модификация трассы и она потеряла более одного километра длины. Несмотря на то, что безопасность по прежнему не была на высшем уровне (этому больше способствовали не организаторские просчеты, а рельеф местности - перепад высот составляет рекордные 180 метров), гонки Формулы-1 проводились здесь до 1970, после чего и была произведена существенная переконфигурация. Трасса изменилась, но она стала более извилистее и интереснее. Дистанция трассы сократилась вдвое и после трагического Зольдера-82, когда погиб Жиль Вильнев, Гран-при вернулось в Спа. Деталям борьбы в Формуле-1 и 24 часа Спа мы выделим дополнительное место, поэтому просто скажем: ждите продолжения.



(Круг с Кими Райкконеном)

Дмитрий Левчук, iSport.ua

Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Morzh, iSport.ua
Morzh
04 февраля, 13:49
Трасса и вправду любимая пилотами и зрителями, да вот что-то в последнее время никак прижиться в Формуле-1 не может. То убирают с календаря, то возвращают, такая трасса должна иметь постоянную прописку в чемпионате - потому-что она нравится ВСЕМ!!!
Барс, iSport.ua
Барс
10 декабря, 11:15
FAUST ты прав. Великие 90-е!
nebajduzhyj, iSport.ua
nebajduzhyj
09 декабря, 13:07
Тю.. Прочитавши заголовок, чогось накрутив собі, зо має бути стаття про ГОНКУ, а не про трасу...

Не логічно якось виходить... Типу, якби в футболі написали: "Лєгєндарниє матчі - Камп Ноу".
FAUST, iSport.ua
FAUST
09 декабря, 10:10
Как сейчас помню аварию в 1998-м! это было что-то! Трасса в СПА - это нечто. Моя любимая в Формуле-1. Только 1998 год это был еще десяток цилиндров и не было такого маразма с правилами. Испоганили Ф-1, как по мне.
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100