"Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе" (Джон Донн).
Айртона с нами нет уже более 15 лет, но он живет в сердцах каждого болельщика Формулы-1. Кто-то болел за него и следил за каждой заметкой на спортивных полосах газет начала 90-ых, кто-то считал его врагом своего кумира, кто-то видел его в бесчисленных архивных роликах. Но для каждого эта утрата нечто большее, чем один Утёс. Сегодня мы расскажем лишь небольшую часть его бесконечной истории.
(Крис Ри - Saudade. Песня была написана в честь Сенны. Saudade - слово, обозначающее глубокую скорбь)
Айртон да Силва родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу. Его отец Милтон да Силва был успешным бизнесменом в их родном городе и смог обеспечить для семьи крепкое финансовое положение. Соответственно, прихоти младшего сына также удовлетворялись. Уже в возрасте четырех лет Айртону была подарена сначала модель автомобиля, а затем и первый карт. Для юного паулисты это стало началом длинного пути к вершине. Уже в восемь лет он начал выступления на картодроме в непосредственной близости от Сан-Паулу. В той гонке он был самым младшим - его соперниками были ребята до 13 лет - и ему предоставили право первым тянуть жребий, который бы определил его стартовую позицию. Айртон из шлема вытащил бумажку с номером "1" – эта стартовая позиция станет в будущем его синонимом. Соревнование наш герой закончил четвертым, удержаться на такой позиции ему помог малый вес, который позволял больше разгонять свой карт на прямых.
С гонками в крови
В возрасте 13 лет Айртон начал профессионально заниматься гонками. Этому поспособствовал его отец, который, увидев искру в глазах сына, нанял для него персонального тренера - Лусио Паскуаля Гаскона. Уже тогда Лусио пришлось притуплять боевую прыть Айртона, который видел для себя целью только победу – все остальное он считал поражением. Как известно, бразилец с такой чертой характера прожил до конца своих дней - этого нельзя было изменить. В гонках же паулиста начал выступления, используя девичью фамилию матери, Сенна. В 1974 году "Волшебник" добыл свой первый титул чемпиона на местном уровне, а вскоре стал чемпионом Бразилии. После победы в национальном первенстве Айртон перебрался на международный уровень. В 1977 он стал чемпионом Южной Америки, а затем начал выступления в чемпионате мира. Сенна провел пять лет в этих соревнованиях, но так и не смог их выиграть - максимальным результатом оказались два вице-чемпионства.
В 1981 году Айртон Сенна приехал в Англию за дальнейшим прогрессом в карьере. На тот момент о бразильце ходили добрые слухи в Европе, и у него, по сути, был выбор на любой вкус. Выбрал Айртон лучшую команду в Формуле-Форд, Van Diemen. В разговоре с ее владельцем Ральфом Фэрмином Сенна легко доказал свое стремление к победам, в следствие чего был подписан контракт на выступления в трех сериях британской Формулы-1600. После этого он снял для себя и жены Лилиан жилье неподалеку от Норвича - именно там Сенна начал приспосабливаться к новым болидам, машинам с правым рулем и неизвестному языку. С первым у него не было никаких проблем. 1 марта 1981 года он приехал в Брэндс-Хетче пятым, обогнав своих коллег по команде, затем в Тракстоне он поднялся на подиум.
Вслед за этим он снова вернулся в Брэндс-Хетч, где теперь проходили соревнования в другой серии. Трассу он теперь знал лучше, но залогом успеха стал еще один фактор - дождь. После первого круга Айртон сумел сделать себе неплохой запас и затем довел дело до логической победы. Но под этой легкостью скрывался огромный труд. Первую гонку в дождь бразилец провел еще в детстве. Оказалась она для него очень неудачной - его обошли чуть ли не все соперники. А затем Сенна начал искать дождь и доводить свои способности в такую погоду до ума. Труд был вознагражден - одни из самых важных событий на трассе для него происходили именно в дождь.
Домой и обратно
Первый сезон для Айртона прошел очень успешно. Сенна стал победителем в двух из трех чемпионатов Формулы-1600, но зимой он вернулся на родину. В то время стоял кризис в Бразилии и Милтон да Силва решил вернуть сына на родину заниматься учебой. Паулиста провел дома четыре долгих месяца, но таки сумел убедить отца предоставить ему возможность выступать в гонках. На этот раз он уехал в Англию без Лилиан, которая не выдержала такой жизни. По возвращении в гонки Сенна вновь делает правильный выбор.
Перед ним были открыты двери в Формулу-2, Формулу-3 и Формулу-Форд 2000. Трезво оценив, что в первых двух случаях он может не угадать с машиной (не хотелось попадать на заре карьеры в слабую команду), он выбрал последний вариант. Айртон стал победителем в британском и европейском чемпионате, одержав 21 победу в 27 гонках. В ноябре 1982 года Сенну пригласили выступить за команду Ralt в серии Формула-3. Результат гонки был впечатляющий - хет-трик.
(Заезды Сенны в картинге. 1982 год)
А в 1983 году Сенна стал официально ближе к своей мечте - выступлениям в королевском классе. На тот год он подписал контракт с командой Формулы-3 West Surrey Racing. Начал Айртон свои выступления просто здорово - девять побед подряд. Тем самым он побил победный рекорд своего соотечественника Нельсона Пике, который засветился в этой серии в 1978 году. Но успех в начале сезона сменился серией неудач. На руку соперникам сыграл характер Сенны - победа или ничего. Из-за этого он потерял уйму очков. Его пытался переучить наставник Ден Беннетс, но безуспешно. В итоге все решилось на последнем этапе в Тракстоне, где Айртон опередил Мартин Брандла и стал чемпионом. Теперь ему предстояли тесты за рулем болида Формулы-1.
Двери в Формулу-1
В конце 1983 года Айртона на переговоры пригласили сразу четыре команды. Команды были на любой вкус – например, конюшни Фрэнка Уильямса и Рона Денниса были в этом списке. Итогами тестовых сессий боссы великих команд были удовлетворены, но для Сенны попадание в боевой состав было невозможным - мест не было. Оставались два варианта: Брэбхем и Тоулмен. Тесты команды Берни Экклстоуна прошли на трассе Поль-Рикар. Возвращался Сенна в Англию на самолете Берни в бодром расположении духа, но подписанию контракта помешал один человек. Ключевую роль сыграл Нельсон Пике.
В том сезоне он стал двукратным чемпионом мира и просто не представлял себе, что в роли его напарника будет Айртон. Чего греха таить - он был прекрасно осведомлен о силе юного соотечественника и такого напарника мало кто себе пожелал бы. Оставался один вариант - Тоулмен. Из всех возможных вариантов это был худший. Сенну грел тот факт, что если он покажет результат на такой машине, то до чемпионского титула будет рукой подать.
(Тесты Сенны в 1983 году)
На тот момент команда Тоулмен за три сезона набрала всего 10 очков и ни разу не поднялась на подиум. Эти успехи в дебютном сезоне превзошел Сенна. Сыграли свою роль не только уровень мастерства бразильца, но и его профессиональное отношение к делу. К тому времени у него был свой доктор, который помогал приводить свое физическое состояние в боевую готовность. Эти тренировки Айртон делал постоянно. Даже во времена наступившей через несколько лет славы, он продолжал ежедневно наматывать километры. Делал он это и во время отпуска на своем ранчо. Бег и другие упражнения на выносливость для него играли огромную роль. Этого очень сильно требовал его стиль пилотирование - глобальная концентрация на каждом круге. В такие моменты очень важно не отвлекаться на такие моменты, как усталость. Благодаря своей отменной физической форме Сенну волновало только, как еще быстрее пройти следующий круг, а не как хотя бы его закончить.
25 марта 1984 года Айтрон Сенна вышел на старт Гран-при Бразилии, который прошел в Рио-де-Жанейро. Дебют оказался крайне неудачным - старт с 16-го места и сход уже на восьмом круге из-за двигателя. На следующих двух Гран-при Айртон стартовал также с невысоких позиций, но из-за частых сходов соперников он поднялся в обоих случаях на шестое место! Отставал он тогда и на два круга, но это был всего лишь Тоулмен. На четвертом этапе в Сан-Марино за 10 лет до последнего дня своей жизни он в первый и последний раз не прошел квалификацию. В 1994 году он будет стартовать в Имоле с первого места, но до этого будет еще много-много гонок.
Первые успехи
В их числе была и гонка на Нюргбургринге 10 мая 1984 года. В тот день Мерседес организовал праздник в честь открытия новой трассы (до этого гонки Ф-1 принимала Нордшляйфе). Айртон Сенна оказался в равных условиях с конкурентами и выиграл гонку! Среди соперников были Лауда, Росберг, Халм, Шектер, Прост, Сертиз, Джонс, Фил Хилл, Брэбхем - неплохой состав, не правда ли? А затем последовал шестой этап, который прошел в Монако. Старт с 13 позиции не мог предвещать ничего хорошего. На то время обгоны были в Монако очень даже возможны (это сейчас можно все списать на прямоугольный руль и ровный трек), но для бразильца большой проблемой были способности машины. Однако 3 июня над княжеством хлынул дождь.
О том, что шансы уравнялись, Сенна знал лучше всех - именно дождь во все времена предоставлял шансы пилотам на слабых машинах. Изнурительные тренировки в дождь до этого дали результат. Айртон в большинстве случаев обходил одного за вторым в личной борьбе (конечно же, были и сходы противников) и на 19-ом круге дистанции оказался на втором месте. Впереди был лишь Ален Прост на Макларен, но вся мощь мотора Порше нивелировалась под дождем. Сенна начал сходу отыгрывать по несколько секунд на круге, все шло к тому, что он таки достанет француза. Но после 31 круга судья гонки Жакки Икс взмахнул клетчатым флагом, который первым увидел Прост. Бразилец на тот момент был всего в семи секундах. Никто не знает, чем могла закончится гонка в дальнейшем. Мог случиться вылет как Проста, так и Айртона. Как бы то ни было, эта гонка вошла в историю, как первый состоявшийся успех Волшебника.
(Гран-при Монако 1984 года)
Во второй половине сезона Сенна значительно улучшил свое квалификационное время, но в гонках из-за техники часто не мог добраться до финиша. Но все-таки в двух случаях он видел перед собой клетчатый флаг, а результатом становилось третье место! Примечательным вышел последний этап в Португалии, где Айртон стартовал с третьего места - и это на машине-аутсайдере - и смог отстоять свою позицию. Для того, чтобы улучшить свои дальнейшие результаты, Сенна втайне от Тоулмена подписал контракт с Лотусом. Бразилец стал новой надеждой славной команды, которую подкосила смерть Колина Чепмена в 1982 году. Паулиста сходу оправдал надежды, выдав потрясающий сезон.
Окончание следует.