Великая история Формулы-1. Часть 23. Мэнселл

01 февраля 2010, 08:13
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua представляет историю великого гонщика 80-х, победившего уже в 90-х.
Великая история Формулы-1. Часть 23. Мэнселл iSport.ua представляет историю великого гонщика 80-х, победившего уже в 90-х.
Найджел Мэнселл, telegraph.co.uk
Этот британский гонщик получил благодаря своему телосложению кличку - Биг Найдж. Англичане всегда обладали тонким юмором и любили "шлифовать" различные словосочетания. Так родилась кличка для Ханта (подробнее мы писали в его истории), а затем и Мэнселл получил такой подарочек - аналогия с Биг Бэном так и напрашивается. Но это прозвище также говорит и о его достижениях. Многие вспоминают Мэнселла, как самого "незаслуженного" чемпиона, мол, тот Уильямс мог довезти до победы любого. Конечно же, силу машины отрицать не стоит, но зачем забывать многочисленные победы и блистательные гонки? 31 победу добыл британец за свою карьеру в Формуле-1 - четвертый показатель за всю историю. Также за 30 у него и поулов, и быстрейших кругов - отвратительный просто показатель, не правда ли? За этими показателями Биг Найдж входит в пятерку лучших гонщиков!

Гонки - все!

Найджел Эрнест Джеймс Мэнселл родился 8 августа 1953 года в местечке Аптон-он-Северн, что в центральной Англии. Его мать в то время очень любила наблюдать за гонками, и это чувство, как видим, передалось сыну. Но Найджа заинтересовала другая сторона медали - он хотел сесть за руль. С этим ему помог отец, который не только помогал финансово, но и частенько ездил на местные автодромы наблюдать за наследником. Любовь постепенно перешла в страсть - Мэнселл стал постоянным участником любительских картинговых заездов. В 10 лет британец получил лицензию на допуск гонкам. Ему в тот момент сделали исключение ввиду того, что лицензии выдавались только с 11-ти лет. Найджел начал расти и через четыре года одержал первую победу в официальных соревнованиях. Параллельно с выступлениями на мини-машинках Мэнселл брал уроки Формулы-Форд. Платил он за них 15 фунтов, но деньги впустую не пошли.

В 1976 году он дебютировал в чемпионате Формула-Форд. Мэнселл принял участие всего в девяти гонках, но одержал победу в шести из них. Этого оказалось недостаточно для чемпионского звания, но все было впереди. В следующем году Найджел принял участие в 42 гонках и выиграл 33 - он стал чемпионом британской Формулы-Форд. Одна из гонок выделилась среди прочих. На квалификации в Брэндс-Хетче британец попал в серьезную аварию и повредил шею. Вердикт докторов был жестким - никаких гонок. Эти слова Мэнселл словно не услышал и сбежал с больницы. Уже через несколько дней он вышел на старт следующей гонки. 1978 год он провел в Формуле-3 за команду Лола. Успехи владельцев команды не впечатлили и в конце года состоялся разрыв отношений.

Путь через Лотус

Найджелу отступать было некуда и он на следующий год оплатил место в мало известной команде Dave Price Racing. В Силверстоуне он добыл первую победу в этом класе и по итогам чемпионата финишировал восьмым. На протяжении того сезона британец вновь попал в серьезную аварию. На этот раз был сильно поврежден позвоночник. Но Найдж не думал сдаваться. Он сделал вид, что боли начали уходить. Через несколько недель он на обезболивающих поехал на тесты к Колину Чепмену. Команда Лотус тогда была не самой сильной - в 1979 году многие команды раскусили идею граунд-эффекта,- но гуру не утратил умение определять будущего чемпиона. Через его руки прошли много пилотов, и Найдж был последним, кто в этом списке стал чемпионом. Но пока в 1979 году предстояли тесты. Результатами члены команды были удовлетворены, и в следующем году британцу было позволено проехать три гонки в Формуле-1.

Дебютный Гран-при состоялся 17 августа в Австрии. Первый опыт оказался сверх неудачным. Последнее место в квалификации и сход в гонке. На одном из пит-стопов на одежду Мэнсела было пролито топливо и, когда на машине через несколько кругов сгорел двигатель, оно воспламенилось. В итоге дебютант получил незначительные ожоги. В 1981 году Мэнселл продолжил выступать за Лотус, но теперь уже в качестве постоянного пилота. Первым номером в команде был провозглашен Элио де Анджелис. Но он действительно выступал лучше британца. Мэнселл правда потом будет говорить, что оказался в неравных условиях и не получал от команды должной отдачи. Может и так, но результаты были на табло - практически всегда итальянец был выше. Биг Найдж пробыл в Лотусе до 1984 года и всего лишь несколько раз он участвовал в хороших для себя гонках.

Математически пределом стало пять подиумов, но самые памятные гонки в Лотусе в этот перечень не входили. На Гран-при Монако 1984 года Мэнселл стартовал вторым, но быстро вышел в лидеры. В той дождевой гонке он продержался всего 15 кругов - вылетел в Казино. А через месяц в Далласе была еще более драматичная гонка. Найджел завоевал поул, долгое время провел в лидерах, но в итоге после продолжительной схватки пропустил Росберга. Но и на этом неприятности не закончились. На финишной прямой у Мэнселла закончилось топливо. Он вышел из машины и начал толкать болид в 40-градусную жару к финишной ленточке. Чудесного финиша не случилось - он упал за через несколько метров и в итоге он был классифицирован лишь шестым.

Через два года в Хоккенхайме такой же маневр пришлось проделывать Алену Просту, но и здесь оригинального финиша не получилось - французу не хватило несколько десятков метров.



(Вылет Найджела Мэнселла в Монако-84)



(Финиш Найджела Мэнселла в Далласе-84)

За шаг до побед

Так долгие годы в Лотусе и закончились. Результаты приносили малое утешение и пилоту, и команде. В итоге на место Мэнселла был подписан Айртон Сенна, а сам британец подался в команду Фрэнка Уильямса. Первое место в команде тогда занимал Кеке Росберг, за плечами которого был чемпионский титул. Но это было лишь формальностью - до этого и после в команде не замечалось прямого разделения статусов пилота, за что иногда приходилось платить. В 1985 году Уильямсы страдали крайней нестабильностью. У команды череда удачных финишей сменялась провалами. Лишь в конце сезона болид вышел на должный уровень и тут же оба пилота начали давать результат. Но до этого был еще Гран-при Франции.

На квалификации в Поль-Рикар Мэнселл ехал со скоростью 350 км/час (на этой трассе есть прямая длинной 2 километра), но тут у него лопается шина, и болид на всей скорости бросает в отбойник. Вдобавок еще и колесо неудачно оторвалось и попало в шлем пилоту. Найджа увезли на вертолете в госпиталь, а через две недели усатый пилот появился на стартовой решетке в Сильверстоуне. Именно предвкушение домашней гонки предало ему сил для быстрого восстановления. А в конце сезона была добыта и первая победа. Мэнселлу здорово помог его напарник. Найджел ехал на втором месте и постоянно атаковал Сенну. Бразилец в свою очередь отчаянно защищался пока не наткнулся на кругового Росберга. Кеке аккуратно придержал лидера гонки и тот пропустил соперника. Команда Уильямс сработала, как часы, но эта идиллия изменилась в следующем году, когда пришел Нельсон Пике.



(Гран-при Европы 1985 года)

В 1986 году Фрэнк Уильямс попал в аварию, после которой проходил курс реабилитации. В это время командой руководил Патрик Хэд, которому необходимо было держать контроль над Мэнселлом и Пике. В распоряжении пилотов оказалось одно из лучших шасси в истории, но команда била сама себя. Оба гонщика боролись за титул и отбирали друг у друга очки. Найджел один из лучших Гран-при провел в Испании. В Хересе британец стартовал третьим, но уже на старте скатился на пятое место - положение резко ухудшилось. Впереди были Сенна, Прост, Росберг и Пике - та еще компания. Но их всех вскоре Найджел обошел и повел за собой пелотон. По ходу гонки от лидеров отстали Пике, Росберг и теперь оставалось лишь трио - Найдж, Айртон и Ален.

За десять кругов до финиша Сенна пошел в атаку на лидера гонки. Мэнселл потерял свою позицию и вдобавок пробил колесо. Британец вынужден был пойти на пит-стоп, после которого оказался в 20-ти секундах от Айртона. Миссия невыполнима? Ответ зрители узнали только на самом финише гонки. Найджел съел отставание в два счета. За четыре круга до финиша он прошел Проста и был уже в семи секундах от Сенны. На последний круг он пошел уже с отставанием в полторы секунды - возникшее напряжение можно было потрогать руками. В последнем повороте британец настиг соперника и пошел слип-стримом на прямой. Но выиграл гонку Сенна с перевесом в 30 сантиметров!



(Последний круг Гран-при Испании 1986 года)

В конце сезона пилоты Уильямса вдвоем проиграли чемпионат Просту. В Аделаиде их тактически переиграла команда Макларен, которая бросила ложную информацию о супер-шинах Гудиер. Мэнселл был явным фаворитом в гонке (превью к гонке на канале BBC было целиком и полностью посвящено только одному пилоту), но на 62 круге пробил колесо, вылетел с трассы и потерял шансы на титул. Следующий сезон вновь прошел в междоусобной борьбе Уильямс. Только на этот раз никто в нее не вмешался. Итог чемпионата решила лучшая стабильность Пике - он имел вдвое меньше побед, зато у него была целая коллекция подиумов. К тому же, Найджел на предпоследнем Гран-при в квалификации попал в аварию и не смог продолжить чемпионат. Британец вновь оказался вторым, а будущее многого не обещало - в 1988 состоялся альянс Макларен-Хонда, который перехватил пальму первенства в Уильямс.



(Авария на Гран-при Японии в 1987 года)

Снова номер два

В 1990 году Мэнселл оказался в Феррари и вновь ему предстояла роль второго номера - первым был Ален Прост. Тогда для достижения результатов алую машину приходилось долго мучить на тестах. Упорнее оказался француз, который сумел навязать Сенне борьбу за чемпионство. Но и Найдж не был простым статистом. На его счету оказалось две победы, одна из которых была добыта в Венгрии. На Хунгароринге британец стартовал с 12-й позиции и на этом неприспособленном для обгонов треке сумел подняться на самую вершину.

Он в большинстве случаев проходил соперников в личной борьбе - лишь в некоторых случаях ему помогал сход соперника и его пит-стоп. На этой медленной и извилистой трассе он сумел нагнать даже Сенну на мощном Макларене. Но бразилец упорно стоял на своем - на коротких прямых немного отрывался, а затем успешно защищался в поворотах. И тут снова сыграл роль круговой. На выходе из третьего поворота Айртон носом уткнулся в медленный болид и тут же потерял первую позицию.



(Гран-при Венгрии 1990 года)

В 1990 у Найджела мог случиться надлом. В Феррари тогда не блистал даже Прост, но были интересны их взаимоотношения. На Гран-при Франции Мэнселл показал лучшее время на квалификации. Гонка оказалась куда менее удачной, но интересное началось после. Ален Прост на следующем Гран-при Великобритании забрал машину напарника. Тому оставалось лишь проглотить обиду - ему прямо напомнили о статусе второго пилота, - и выиграть поул на машине Проста. Он лидировал на домашней гонке вплоть до 55 круга, на котором у него отказала коробка передач. В конце сезона Найджел мог покинуть гонки - он все время в командах оказывался вторым и не мог показать всего, на что способен. Спас его Фрэнк Уильямс, который предоставил ему гарантии о конкурентоспособности болида и шансов на титул.

Легко и просто

Сезон 1991 года начинался для Биг Найджа неудачно - одни сходы. Но шаг за шагом болид набирал силы. Сначала был добыт подиум, потом второй, а там за за победами дело не заржавело. 

Причем первая победа должна была быть добыта еще раньше. На Гран-при Канады 1991 года Мэнселл лидировал на последнем круге и начал праздновать победу. Допраздновался. Он слишком резко сбросил газ, и двигатель заглох. А уже после этого пошла череда побед. Вторая из них была добыта в Сильверстоуне. Найджел опередил преследователей на 40 секунд, но самое интересное предстояло потом. Найджел приветствовал зрителей и вдруг увидел Сенну, у которого закончилось топливо на последнем круге. Британец притормозил, Айртон сел на болид и они вместе поехали в боксы. Бразилец таки выиграл чемпионат - Уильямс слишком много потерял на старте сезона.

Но все перевернулось с ног на голову в следующем чемпионате. Активная подвеска болида Уильямс помогла Найджелу одержать победу в чемпионате с большим запасом. Это был форменный разгром. Мэнселл должным образом сыграл свою роль. К сожалению, успеху не суждено было развиться. В конце года он объявил о своем уходе из королевского класа и перебрался за океан.



(Круг почета на Гран-при Великобритании в 1991 году)



(Безумство в Сильверстоуне в 1992 году)

После завершения карьеры Формуле-1 Найджел сбрил свои знаменитые на весь формульный мир усы. Они раньше дали ему еще одно прозвище - "Биг Мусташ" (Мусташ - слово французского происхождения, которое обозначало особый стиль усов). В 1993 году Найджел выиграл сходу чемпионат ИндиКара, а в следующем году вернулся в Формулу-1. 1 мая 1994 года погиб Айртон Сенна, и Фрэнк Уильямс пригласил давнего знакомого немного погоняться. Мэнселл провел всего четыре Гран-при в том сезоне, но умудрился выиграть гонку. В следующем году он провел еще два этапа за Макларен, в которых добился неутешительного результата, и после этого окончательно завязал с Формулой-1.
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
02 февраля, 09:59
dlevchuk
02 февраля, 07:31

Тебе виднее, ты же пишешь:-)

А вообще они все отличаются. Вот возьми трех последних чемпионов - Прост, Сенна, Мэнселл. Все - совершенно разные.
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
02 февраля, 07:31
vmylenko, я так понимаю, что следующий персонаж будет разительно отличаться от Найджа:)
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
02 февраля, 00:57
Мэнселл - это наверное самый великий человек в проигрышах. Так проигрывать, как он, не удавалось никому. А это ведь тоже надо уметь. И это тоже - часть Игры. Причем не самая худшая.

Может, именно из-за красоты своих поражений он и выиграл так, бесцветно.
PolBlack, iSport.ua
PolBlack
01 февраля, 23:22
vmylenko согласен про отношение к победе менсела в 92, раньше тоже был такого мнения: о не высоких качествах как пилота, но ...
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
01 февраля, 20:07
Manc
01 февраля, 12:49

Совершенно верно.
Mephisto, iSport.ua
Mephisto
01 февраля, 18:44
Ролик про Хунгарорінг - 1989 року (тоді якраз Менсел ніяким другим пілотом Феррарі не був, вони з Бергером нарівні були), а не 1990.
Manc, iSport.ua
Manc
01 февраля, 12:49
Думаю, вдоволь погрустив, когда читали о Сенне, теперь надо читать о Найдже, потому как его фигура, как по мне, - доказательство того, что жизнь продолжается:)
yellowblue, iSport.ua
yellowblue
01 февраля, 10:50
а Шумахер заслуженно выигрывал после смерти Сенны??? и какие - "другие" Хэм и Баттон? Ну, на счет Хэмилтона понять можно - он негр. А вот Баттон...
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
01 февраля, 10:22
В порядке редакторского постскриптума. Никогда не любил Найджела - в первую очередь, за то, как он выиграл чемпионат-92. Но когда прочитал побольше, узнал поближе - изменил свое мнение кардинально. И сейчас считаю его по человеческим качествам едва ли не лучшим среди великих в 80-е годы.

Жаль только, что после Хилла традиция иметь в пелотоне вот таких английских ребят оборвалась. Хэмилтон и Баттон уже совсем другие.
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100