В 20-х годах прошлого века в мире начал расти интерес к гонкам. Более значимыми в то время были Инди-500 и Тарга Флорио, которые появились еще до Первой мировой войны. Но по этим гонкам постепенно начала наносить удар континентальная Европа. В разных странах начали появляться стационарные треки. Они были не только средством для проведения гонок, но и становились отличными тестовыми полигонами для национальных производителей. Так появились Монца, Ле Ман, Спа-Франкоршам и оставалось дело за Германией. Для немцев треком всех времен и народов стал Нюрбургринг.
В дни великой разрухи
Тогда идея создания трека была простой. В районе западной Германии не было особых развлечений и в середине 20-х годов было принято решение построить у горного массива Айфель новую трасу. Первые замыслы создания такого сооружения были еще лет двадцать назад, но именно в тот момент нашлись люди, которые вплотную подошли к этому вопросу. Кстати, строительству кольца также благоприятствовал и общий дух развития страны. В Первой мировой войне Германии был нанесен существенный удар - пришлось практически заново отстраивать страну. Нельзя сказать, что напечатанные деньги раздавались направо и налево, но на ключевые моменты они находились. Так произошло и в нашем случае. Организаторами гонки считаются Франц Вебер, Ганс Паули, Ерик Клаусенер и Конрад Аденауэр. Последний из этой четверки в 1949 году станет канцлером Германии и начнет снова отстраивать страну, а пока был всего лишь проект трассы.
Первая встреча состоялась 31 января 1925 года, а уже через три месяца удалось получить всю требуемую сумму с местных бюджетов и в апреле официально началась разработка трассы. Было решено построить некий ответ Тарга Флорио - нужно было построить кольцо в горной местности. Так и получилось, но отличительной чертой стала узкая, извилистая трасса. Тогда она состояла из двух частей - северной и южной. Северная часть была длинной 22.810 км, а южная - 7.747 км. Ввиду этого можно было проводить гонки на удобных дистанциях, но первые Гран-при прошли на объединенном треке. Так получилось, что на всей дистанции было 172 поворота!
Такую конфигурацию можно запомнить лишь ездой днем и ночью по этому треку и довести дело до уровня подсознания. На трассе был лишь один прямой участок, а дальше были беспрерывные виражи в разные стороны. Это была настоящая змейка длинной в 28 километров - гонщики сами признавались, что шли практически на ощупь. Даже через 50 лет после первой гонки, когда безопасность была на куда более высоком уровне, Джеки Стюарт назвал трассу "Зеленым адом". После этого это выражение стало некой торговой маркой, известной по всему миру.
Ошеломляющий успех
В 1927 году состоялась первая гонка в рамках Гран-при Германии. Об успехе говорит лишь одна цифра - свыше 200 тысяч зрителей! Первый этап в истории выиграл немец Отто Мерц на Мерседесе. Радости публики не было предела, а в связи с победой немецкой команды, был гарантирован успех и на следующие годы. Настоящим властелином кольца до Второй мировой войны стал Рудольф Караччиола - он выиграл пять гонок до 1939 года. Конечно же, все победы он одерживал на Мерседесе, что умножало счастье вдвое. Рудольф был главным на этом празднике, но бывали дни, когда победа доставалась другим. Среди них были и Луи Широн на Бугатти (как мы помним, француз отметился на многих треках Европы), и Тацио Нуволари на Альфа-Ромео. Победу итальянец одержал в 1935 году, и это была одна из самых красивых гонок в истории.
На трибунах собралось порядка 250 тысяч зрителей и все предвкушали не только победу Мерседеса, но и немецкий подиум. В их планы и вмешался Тацио Нуволари, хотя для этого ничего не способствовало - Альфа-Ромео была слабее представителя германского автопрома. Итальянец первую половину дистанции (всего было 22 круга) держался на четвертом месте, но на 11-м сразу вышел в лидеры. Ему понадобился лишь один круг, чтобы обойти конкурентов - просто героический поступок. В такие благоприятные расклады вмешалась серия пит-стопов. Тацио провел в боксах на две минуты больше своих конкурентов и спустился на шестое место. Но тут наступила вторая волна вдохновения. Сначала итальянец вышел на второе место, а затем погнался за фон Браушитцем на Мерседесе.
Между ними за 7 кругов до финиша было 88 секунд, и тут судьба вернула должок Тацио. У немца начались проблемы с резиной в следствии чего его быстро начал нагонять преследователь. На последний круг фон Браушитц пошел с полуминутным отставанием, и казалось, что победу он таки удержит. Но за несколько километров до финиша проколол колесо, и победа досталась Нуволари. К такому исходу организаторы не были готовы - у них был только гимн Германии для чествования победителя. Благо, Тацио все время возил с собой запись своего гимна, поэтому обошлось без неприятностей.
(Гонки на Нюрбургринге в 30-х годах)
Нордшляйфе
После поражения нацистской Германии страна вновь начала с нуля. Новую страницу открыл для себя и трек. Теперь Гран-при начали проводить только на северной части трека - Нордшляйфе. Именно этот кусок трассы и известен на весь мир. Принял он множество замечательных гонок и стал знаковым для множества чемпионов. Последнюю победу в карьере на Нордшляйфе одерживали чемпионы Нино Фарина, Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс и Джеки Стюарт. Все они одерживали победы в разных стилях. Самую красивую из них одержал Фанхио. Хуан Мануэль по ходу гонки бил рекорд за рекордом и отыграл минутный отрыв и стал досрочным чемпионом мира в 1957 году. На тот момент то была самая впечатляющая победа в истории Формулы-1. Та и после 1957 года немногие добывали победы ярче этой. Свое безумство в той гонке признал и сам аргентинец.
(Гран-при Германии 1957 года)
В 1961 году последнюю полноценную гонку провел здесь Вольфганг фон Трипс. Тогда он приехал вторым, а на следующем этапе в Монце он разбился - тогда было много шансов на то, что он стал бы первым немецким чемпионом. В 1968 году одну из лучших своих побед добыл Джеки Стюарт. Гонка прошла в страшнейший ливень. Гонщики, которые находились позади лидеров, видели перед собой только водяную стену. И это притом, что трасса была шириной всего 8-10 метров и постоянно извивалась. Джеки такую участь обошел сразу. Он уже на первом круге вышел с третьего ряда в лидеры и провел настоящий мастер-класс. Его преследователи финишировали через 4 минуты после него.
В конце 60-ых годов пилоты во главе с Джеки Стюартом начали бороться за усовершенствование безопасности на трассах. Сначала трек в Спа в 1969 закрыли на годичную реконструкцию, а затем такой же участи дождался и Нордшляйфе. За год возле трассы были модифицированы зоны безопасности, медицинское оснащение и уже в 1971 Айфельские горы снова принимали королевские гонки. Но эти новшества позволили принимать Гран-при только шесть последующих лет. В 1976 на трассе в жуткую аварию попал Ники Лауда. Сначала его выбросило в отбойник, затем машина снова вылетела на трассу и загорелась. В этот момент в него врезались на малом ходу три пилота, но в итоге они же спасли ему жизнь.
Ники удалось вовремя вытащить из горящей машины и тот отделался лишь ожогами. В то время оказалось решающим, что возле австрийца нашлись несколько пилотов, которые оказали помощь, ибо медицинский персонал вынужден был проделывать долгий путь на трассе. Нордшляефе была обречена. Если пилоты хотели улучшения безопасности, то о круге длиною 23 километра речи не шло. Формула-1 ушла из Нюрбурга, а для ее возвращения владельцы автодрома принялись реконструировать южную часть трека.
(Авария Лауды в 1976 году)
Новая страница
Только в 1984 году наконец был построен новый трек, который до нашего времени практически не изменился. Открыла его праздничная гонка на Мерседесах 190. Выиграл ее молодой пилот Айртон Сенна. А в конце года Нюрбург принял снова этап чемпионата мира Формулы-1. На этот раз он был проведен под именем "Гран-при Европы". Тогда такой ход был модным, разные страны поочередно принимали этот этап. Нюрбургринг также оказался замешан в этом нехитром деле. Первую официальную гонку на новом кольце выиграл Ален Прост (великие дуэлянты Формулы-1 поочередно одержали победы на этом треке). Но надолго Формула-1 не задержалась в этих краях. В 1985 году здесь был проведен Гран-при Германии, а затем наступил 10-летний перерыв.
(Гран-при Германии 1985 года)
В 1995 году наступила новейшая история проведения гонок Формулы-1 на этом треке. За это время здесь проводились Гран-при Европы, Люксембурга и Германии. Из всех чемпионов мира за последние 15 лет здесь не побеждали лишь британцы, но для Жака Вильнева этот трек принес магическую статистику. В 1996 году в рамках Гран-при Европы он здесь одержал свою первую победу, а в 1997 году здесь на Гран-при Люксембурга он одержал пока свою последнюю победу.
(Гран-при Европы 1999 года)
Историю этого трека можно смело разделить на до и после аварии Лауды. Нынешний трек интересен и на нем есть места для обгонов (удивительно, но Герман Тильке при последней реконструкции его не испортил), но его история всегда будет затмеваться "Зеленым адом". Сейчас на Нордшляйфе может проехать каждый желающий. Довольствоваться можно от одного круга до целого дня - это зависит лишь от ваших возможностей и желаний. Старое кольцо уже ушло в книги по истории, но пыль на них не появится никогда.