Этим уик-эндом в Швеции стартует новый World Rally Championship. Участники соревнований проходят последние тесты, а болельщики в свою очередь едут занимать места вдоль спецучастков или настраивают интернет-связь, чтобы максимально быстро отслеживать результаты. Пик наступит буквально через два дня, но сейчас мы уйдем в далекую-далекую историю и узнаем, с чего все начиналось и какой этап вызывал наибольший интерес у зрителей.
В изломе ХIX и XX веков автоспорт только начал зарождаться. Тогда это были разного рода соревнования. Сначала это были гонки Париж - Ницца, Тарга Флорио, Брешиа и масса других разбросанных по всей Европе соревнований. С каждым годом их становилось все больше и больше. В 1911 году большой праздник добрался до окрестностей Монте-Карло. Организатором гонки стала компания Автомобильный Клуб Монако, которая чуть позже организует еще одну бессмертную гонку - Гран-при Монако. Отличительной особенностью соревнования стала приставка "Ралли" - это был первый подобный случай в истории. Именно с главного города Лазурного побережья началась история серии, которая живет до сих пор и, надеюсь, что так будет всегда.
Это соревнование, как и многие другие в те времена, стало испытанием для местных производителей. К сожалению, Ралли Монте-Карло на ранней стадии не привлекало к себе громких имен. Альфа-Ромео, Бугатти, Мерседесы удерживались от участия на гонках вокруг княжества. Но в тоже время это открывало дорогу и слабым командам - ведь как еще они могли добиваться успехов? В гонке побеждали экипажи на Туркат-Мэри, Берлье, Бигнане, Амилсаре - марки автомобилей, которые сейчас известны лишь истинным поклонникам истории автоспорта. Соответственно, такие команды к себе не могли пригласить и громких имен - все звезды добывали себе славу в рамках Гран-при. В первую эпоху гонки исключением стали лишь два имени. Стирлинг Мосс в 1952 году приехал вторым, а Луи Широн в 1954 году одержал здесь победу, когда ему исполнилось 55 лет! О каких только гонках мы не рассказывали в нашей серии, но имя этого француза встречалось практически везде.
В 60-ых годах в княжество начали приезжать известные производители, и старт настоящим битвам за победу был положен - это были уже не показательные выступления любителей автоспорта. За победу теперь боролись Ситроен, Рено, Сааб, Порше и Мини Купер. Иногда соревнования превращались в войну и организаторы гонки шли на очень спорные решения, чтобы победы доставались любимцам публики. Например, в 1966 году явным фаворитом была команда Мини Купер. Тогда пилоты Тимо Мякинен, Рауно Аалтонен и Падди Хопкирк - скандинавское трио - обеспечили в той снежной гонке хет-трик для своей команды. Но тут вмешалась рука власти. Команду дисквалифицировали за то, что на решетке радиатора была установлена дополнительная пара фар - крайне спорное решение, которое остается до сих пор самым оригинальным в истории Ралли.
По той же причине был дисквалифицирован и Кортина на Лотусе. Масла в огонь подливает тот факт, что победителем признали Толвонена на... Ситроене - это не может быть всего лишь простым совпадением. Впрочем, 1967 году Аалтонен выиграет гонку, и уже никто не сможет отобрать победу у Мини Куперов. А как раз после этого свою первую победу здесь одержали Порше, которые сделали дубль, а потом еще дважны подряд повторили этот успех.
(Ралли Монте-Карло 1961 года)
В 1973 году был открыт первый чемпионат мира по Ралли - тот самый WRC. А первую гонку принимало с 19-го по 26-е января Монте-Карло. Это Ралли не ставало первым этапом сезона вплоть до 2007 года лишь в двух случаях. В 1974 году организаторы не успели перестроится после топливного кризиса и этап отменили. Злую шутку сыграло как раз время проведения - всем остальным этапам чемпионата мира хватило времени справиться со сложной задачей и провести гонки. В 1996 году ФИА провело вблизи Монте-Карло этап в серии двухлитровых автомобилей - клас WRC в том году проехал мимо. А героями Ралли Монте-Карло стали Себастьян Леб (5 побед - пока еще, это не окончательная цифра), немец Вальтер Рёрль (4 победы на разных машинах - Ауди, Мартини, Опель, Фиат) и Томми Мякинен (4 победы). Сейчас гонка проводится в серии IRC, которая в последнее время начала прогрессировать и интерес к ней только возрастает.
(Ралли Монте-Карло 1992 года)
Но что же такого особенного в этом Ралли? Да, это первая гонка в истории такого рода, но ведь старое забывается и появляется новое. Это так, но не в случае с Монте-Карло. Эта гонка выделяется среди прочих самой сложной конфигурацией и дорожными условиями. Пилоты едут на очень узких отрезках трассы, словно гонщики Ф-1 на Гран-при Монако. Вдобавок к таким сложностям добавляются перепады высот, которые сопровождаются бесчисленными шпильками. А время провождения гонки добавляет еще один сюрприз - погода. Она настолько изменчива, что гонщики в один день могут ехать и со снегу, и по льду, и под дождем.
Но это еще хорошо, когда условия можно спрогнозировать. Бывают случаи, когда пилотам приходится попадать на тонкий слой льда, а ведь его нельзя увидеть издалека. В таких условиях нужно быть готовым ко всему на свете и в этот список входят и проделки болельщиков. В 2005 году Маркус Гронхольм и Петтер Сольберг буксовали в снегу, который на трассу выбросили зрители. Кому потеха, а кому несколько нервных секунд. Но это все и есть Ралли Монте-Карло. К сожалению в календаре WRC её уже нет, но есть надежда, что самые лучшие битвы пройдут еще здесь в будущем.
(IRC. Ралли Монте-Карло 2010 года)