Мы в своих историях успели рассказать о разных трассах. Все они принимали гонки Великих мировых серий, которые приковывают к телеэкранам массу зрителей. Это и формулические этапы, и различные гонки на выносливость, и даже гонки по магистралям стран. Но в этот список гонка в Макао войдет по другой причине. Улицам этого крохотного государства не суждено принять этап Формулы-1 - здесь самым современным машинам на Земле просто не место. Но эта гонка привлекает другим - здесь можно увидеть пилотов, которые в будущем станут пилотами королевского класса, а может и станут чемпионами, что бывало не редко.
История, которой могло и не быть
Первый раз гонка была проведена в 1954 году и за все время существования стала свидетелем разных жизненных историй. Началось все с того, что Фернандо де Маседо Пинто, Карлос да Силва и Пауло Антас решили провести в своем городе соревнование по поиску сокровища, спрятанного в черте города. Идея такого аналога современного автоквеста была принята на ура друзьями этой компании и теперь оставалось установить некий набросок правил. За этим Карлос уехал в клуб автоспорта, который располагался в недалеко расположенном Гонконге. Регламент соревнования начал быстро развиваться, но внезапно у одного из помощников возникла идея - а почему бы не провести Гран-при? К тому же, в то время в Монако такой же проект показал жизнеспособность, и создание такого аналога в Азии выглядело весьма перспективно. Вдохновившись такой идеей, организаторы быстро нашли вариант трассы по улочкам города и вскоре был проведен первый этап.
С первого этапа трасса мало изменилась. Уже тогда гонщиков поджидало настоящее испытание. Кольцо получилось очень сложным и даже в наши дни в интервью пилоты бросаются словами "самая сложная трасса в мире". Боюсь с этим только согласиться. Эта трасса, на самом деле, очень сильно отличается от Монако - у них общего только отбойники, та и те разных цветов. Одна из главных сложностей трассы бросается с первого взгляда. Дистанцию круга можно разделить на два участка. Первый из них - скоростной, протяженностью в полтора километра, а второй - супермедленный и узкий участок. Найти правильные сочетания настроек здесь является величайшей победой.
Если в Монако "Туннелем" можно пожертвовать, отдав предпочтение большей прижимной силе, то здесь гонщики на прямой будут терять очень много. С другой стороны - на быстром участке есть два излома, где гонщикам нужно пройти по идеальной траектории для сохранения скорости и в тоже время бороться с плохим сцеплением. А на медленном участке гонщики сначала поднимаются на холм, а затем спускаются на стартовую высоту. Все это сопровождается узким участком - иногда сложно найти место для зеркал заднего вида - и постоянными поворотами. Заканчивается это мучение в очень медленной шпильке, где гонщики едут со скоростью 25 км/час - и здесь поворот-Пальма в Монако остается не у дел. Такой контраст и делает трассу увлекательным испытанием, а победитель получает мировую славу.
(Круг глазами Родолфо Авила)
От любителей до лучших из лучших
В первых гонках принимали участие местные пилоты, ведь для этого она и создавалась. Первую запись в истории сделал Эдуардо де Карвальо, который как раз и представлял Макао, а затем список победителей пополняли граждане Гонконга, Сингапура, Филиппин и Великобритании. Продолжалось все это до 1966 года, когда Мауро Бианчи повернул ход истории в другую сторону. В том году Вальтер Сулке, бизнесмен из Гонконга, решил провести рекламу автомобилей Рено на гонке в Макао. Успех был ошеломительным - Мауро не просто выиграл гонку, но и установил рекорд круга, который вошел в рамки трех минут. Такое выступление вызвало бурю оваций у зрителей, а гонка в Макао была обречена принимать все больше и больше европейских команд. В 1967 году гонку среди автомобилей выиграл американец Тони Мау на Лотусе, но уик-энд был омрачен печальным событием. Двукратный победитель гонки Арсенио "Доджи" Лаурел разбился на на 41 круге. Он пытался увернуться от зрителей и влетел на всей скорости в стену. К сожалению, на тот момент машина была с полными баками горючего, она воспламенилась - спасти гонщика не удалось.
Гибель Лаурела повергла в шок многих, но именно она предала гонке новый поворот истории. Безопасность трассы была существенно улучшена и теперь организаторы замахнулись на проведение более серьезных соревнований. В 1980 году здесь был проведен этап серии Пасифик под эгидой ФИА. Такой шаг вперед привлек внимание и знаменитых гонщиков - в начале 80-х на этапе приняли участие Алан Джонс и Рикардо Патрезе. Они были уже известными пилотами Формулы-1, но с 1983 года Макао начал встречать будущих звезд. В том году было принято решение провести гонку в серии Формула-3 и приписать статус "Гран-при". Но она не входила ни в какой чемпионат - Гран-при Макао прошел в конце чемпионата и здесь выступили многие пилоты из Европейской и Японской серии. На гонку получили приглашения только отличные гонщики, которые могли справится со всеми сложностями азиатской трассы.
Сенна и другие
Одним из таких пилотов стал Айртон Сенна. Незадолго до этого он выиграл у Мартина Брандла европейский титул Формулы-3 и приехал в Макао оформлять билет в Формулу-1. Гонка удалась ему на славу - он не предоставил соперникам ни единого шанса, выиграв поул и два заезда. Но кроме победного статуса он в Макао приобрел лучшего гоночного друга и виной тому спор за быстрейший круг. Организаторы этапа вручили этот приз Герхарду Бергеру, который только-только начинал свой гоночный путь, но сумел приехать на Гран-при Макао с третьим результатом. Будущие друзья встретились в холле, где шло официальное награждение. После того как награда оказалась в руках Герхарда, к нему подошел Айртон и сказал: "Ты получил награду за быстрейший круг, но она моя, потому что я установил лучший круг." После этого австриец решил отдать награду Сенне, но организаторы настояли на своем. А в тот вечер Бергер и Сенна впервые выпили вместе пива и дали старт своей дружбе. Их объединит даже жуткие аварии в Тамбурелло, но спастись удалось только одному из них.
(Гран-при Макао 1983 года)
Айртон Сенна выиграл первый Гран-при Макао и положил счет пилотам, которые на пути к Формуле-1 будут проходить и через этот этап. В 1990 году гонку выиграл Михаэль Шумахер в упорной битве с Микой Хаккиненом. Несмотря на то, что победу одержал немец, финн быстрее сел в болид Формулы-1. Мике не пришлось идти на хитрости и 1991 год начал в Лотусе. А Шуми начнет свою карьеру в королевском классе чуть позже. В это время гонка в Макао набирала обороты и организаторы даже соорудили современные боксы, что делало соревнование еще красочнее. За последние десять лет здесь отметились добрым именем и много действующих пилотов Формулы-1. В 1999 году вторым здесь был Дженсон Баттон, в 2003 в гонке принял участие целый формулический отряд - Нелсиньо Пике, Нико Росберг, Льюис Хэмилтон и Роберт Кубица, но тогда квартет проиграл. Выделился в 2003 году лишь Льюис, который с 18-го места прорвался на пятое на такой сложной трассе. А в 2005 году победу одержал Лукас ди Грасси, который в этом году поедет в машине Формулы-1. Может, именно ему предстоит в дальнейшем пополнить список чемпионом?
(Гран-при Макао 1990 года. Шумахер против Хаккинена)
(Авария на Гран-при Макао в 2009 году)