Михаэль Шумахер, grandprix.com
С чем пришли?
Сезон 2000-го года прошел по интересному сценарию. За несколько гонок до окончания чемпионата мира Мика Хаккинен все еще сохранял шансы на чемпионство, но не сложилось. Михаэль Шумахер выиграл последние четыре гонки и стал трехкратным чемпионом мира. Шел он к этому очень долго, но в итоге ему и его команде удалось построить чудо-автомобиль. Уже тогда запахло жаренным, перед началом следующего сезона соперники молились только о том, чтобы отставание их от Феррари было небольшим. Увы, их надежды не оправдались. На первом Гран-при в Австралии Шумахер выиграл гонку, а его напарник исключительно из-за плохого старта смог приехать "только" на третьем месте. Вторым стал Култхард, а Хаккинен вообще сошел. У Макларена перед Гран-при Малайзии были призрачные надежды на победу, но статус не позволял им упасть духом.
Увы, но после Гран-при Австралии нашелся и неприятный повод для обсуждений. В Мельбурне Жак Вильнёв на своем BAR налетел на Уильямс Ральфа Шумахера и взлетел вверх. Канадец пролетел вдоль забора, но смог избежать серьезных травм. А вот его болид разлетелся на кусочки, а одно из колес вылетело за пределы трассы и убило одного маршала трассы. Уже тогда безопасность в гонках вышла на новый уровень, что и позволило Жаку отделаться легким испугом, но от случайностей тяжело уберечься даже в наше время. Тогда причиной смерти стал просвет в сетке безопасности, который был сделан для удобной работы фотокорреспондентов. Машины несутся по трассе с огромной скоростью, предугадать траектории полета их деталей в случае поломки нельзя. Но все же ситуацию нужно было попытаться изменить. Отсюда и возник вопрос о снижении скоростей автомобиля.
А перед чемпионатом, который стартовал за две недели до отчетного Гран-при Малайзии, было несколько интересных новинок. В команду Уильямс пришел славный парень из Колумбии Хуан Пабло Монтойя. Он стал партнером Ральфа Шумахера и они вместе должны были попытаться вытянуть команду Фрэнка Уильямса на новый уровень. Помочь или помешать этому должны были новые шины - Мишлен. Идею заключить контракт с новым поставщиком резины поддержали также Ягуар, Бенеттон, Прост и Минарди.
Факт: Мишлен впервые появились в Формуле-1 в 1977 году. Тогда они появились в королевских гонках вместе с Рено, но славу им принесло сотрудничество с... Феррари. В 1978 году был заключен контракт с конюшней из Маранелло, а в следующем году Джоди Шектер стал чемпионом. В 1981 году Мишлен стал главным поставщиком резины, и в летопись вошло еще пару успешных сезонов. Но в конце 1984 года они ушли из гонок, оставив Гудиер и Пирелли править балом, а вернулись только в 2001 году.
Еще одним новичком сезона стал Кими Райкконен, который странным образом очутился в Заубере. Но все забыли о его малом опыте после шестого места на Гран-при Австралии. Теперь оставалось понаблюдать за ним и в Сепанге.
Предгоночные заезды
На практиках лучше всех выступили пилоты Феррари и Макларен. Они удобно оказывались на первых четырех местах - сюрпризов в квалификации не должно было быть. Но была одна команда несогласных - Уильямс. Они в пятницу продержались позади лидеров, но сумели выстрелить. И как!
Тогда квалификация проходила по старой доброй схеме. Пилоту на один час давалась возможность проехать 12 кругов. Обычно они тратили их на четыре попытки - круг разогрева, быстрый круг и возвращение в боксы. Изредка пилоты на одном заезде делали две попытки улучшить свое время, но такая тактика редко приносила ощутимый успех.
Первые две попытки Михаэль Шумахер смазал и находился на втором месте позади Рубиньо. Но было очевидно, что он улучшит свое время, когда проедет свой идеальный быстрый круг. За 15 минут до конца квалификационной сессии он выехал на третью попытку, а к тому времени был уже на третьей позиции - его брат Ральф показал первое время! Это не смутило Михаэля и уже через несколько минут он вышел на первую строчку, но... У братьев Шумахеров оставалось по одной попытке и первым шаг делает младший - Михаэль сделал гроссмейстерскую паузу. Ральф Шумахер улучшил время брата, но тот на полной концентрации проезжает свой последний быстрый круг и снимает три десятых. А в самом конце квалификации между Шумахерами вклинился Баррикелло.
В это время на заднем плане оказались пилоты Макларен. Мика Хаккинен показал четвертый результат - он отставал от лидера на восемь десятых. Еще хуже дела были у Култхарда - 8-е место.
А вот на warm-up в воскресенье прогремел гром. Нет, неожиданных результатов не было - просто гром прогремел в буквальном смысле. На итоги разминки не было смысла смотреть - одни успели проехать по сухой трассе, а вот остальным пришлось поплавать. Повторится ли такая переменчивая погода в гонке – главный вопрос воскресного утра. Это был первый этап в Сепанге, который прошел ранней весной, а в это время в этих краях был сезон муссонов - проливные дожди, которые начинались внезапно и заканчивались также неожиданно.
Стартовое поле:
1. М. Шумахер (Феррари), 2. Баррикелло (Феррари), 3. Р. Шумахер (Уильямс), 4. Хаккинен (Макларен), 5. Трулли (Джордан), 6. Монтойя (Уильямс), 7. Вильнёв (BAR), 8. Култхард (Макларен), 9. Френцен (Джордан), 10. Пани (BAR), 11. Хайфельд (Заубер), 12. Ирвайн (Ягуар), 13. Алези (Прост), 14. Райкконен (Заубер), 15. Бурти (Ягуар), 16. Физикелла (Бенеттон), 17. Баттон (Бенеттон), 18. Ферстаппен (Эрроуз), 19. Маццакане (Прост), 20. Маркеш (Минарди), 21. Алонсо (Минарди), 22. Бернольди (Эрроуз)
Гонка
Старт гонки затянулся. После прогревочного круга Джанкарло Физикелла проехал свое стартовое место и остановился поперек трассы. К такому повороту событий стюарды оказались готовы и тут же выбросили желтые флаги - был назначен рестарт прогревочного круга. Механики команд вновь вышли на стартовое поле и пробыли там дополнительных пять минут. Соответственно, дистанция гонки была уменьшена на 1 круг, и теперь пилотам предстояло пройти ровно 55 оных.
На старте второго прогревочного круга возникли проблемы у Монтойи. Его техника не выдержала подарка Физикеллы, и болид поспешно начали закатывать на пит-лейн. Когда колумбиец оказался в безопасной зоне, то тут же выскочил из кокпита и побежал за запасной машиной. К слову, перед выездом из боксов у Михаэля Шумахера возникли проблемы с гидравликой и также сел на запасную машину.
И вот старт... Ральф Шумахер стартует с более чистой стороны трека и ныряет в первый поворот на втором месте. Увы, но этого маневра не оценил Баррикелло, который до последнего пытался просунуть нос во внутренний радиус. Бразилец в итоге подсек Ральфа и того развернуло - из князей в грязи, т.е. Шумахер-младший скатился со второго места на последнее. Гонка для Уильямса всего десять минут назад грозила завершиться очень хорошо, но сейчас оба пилота оказались в хвосте пелотона.
На старте команда Макларен сохранила свои 4-е и 8-е место, но пилоты обменялись позициями. Дэвиду Култхарду удался отличный стартовый рывок, а вот Хаккинен расстроил своих болельщиков. Но самый невероятный старт удался Йосу Ферстаппену. Голландец сумел пробраться с 18-й позиции на шестую! И это он сделал на неконкурентоспособном Эрроузе. Возможно, ему помогла очень легкая машина, но точный ответ на этот вопрос узнать не удалось.
На втором круге в связке 5-го и 6-го поворотов у Оливье Пани взорвался двигатель, и это наложило отпечаток на гонку уже на следующем круге. Дуэт Феррари уверенно шел в лидерах, выигрывая у конкурентов несколько секунд, но тут... Шумахер и Баррикелло подскользнулись на масле Пани и вылетели друг за дружкой в шестом повороте. Оба пилота были на волоске от прекращения борьбы, но сумели проехать гравийно-травяные участки трассы и вновь оказаться на твердом асфальте. Баррикелло после путешествия оказался на третьем месте, а вот Шумахер был только восьмым.
В лидеры гонки в этот момент вышел Ярно Трулли. Это было довольно неожиданно, но об этом в один миг забылось - на четвертом круге пошел ливень. Трассу всего лишь за одну минуту полностью залило. Гонщики на ощупь добирались до боксов, и в таком сумраке было непонятно, кто на какой позиции едет. Определенную ясность внесла машина безопасности. Ее появление было оправданным - над трассой стоял мрак. Пейс-кар начал потихоньку собирать участников гонки, которые побывали на пит-стопах. Большинство пилотов выбрали дождевые шины, но две Феррари выбрали другую тактику. Две алых машины синхронно заехали на пит-лейн - первым переобулся Баррикелло, которого механики задержали на минуту, а за ним быстро сменил колеса Шумахер. Оба пилота выбрали промежуточный комплект. Расчет был на то, что трасса быстро подсохнет, и они будут иметь преимущество над конкурентами. К тому же, сыграла на руку машина безопасности. Сначала она собирала гонщиков четыре круга, а потом еще задержалась на несколько минут. За это время дождь прекратился и пилоты чуть подсушили трассу. А лидером оказался Култхард. За ним шли Френтцен, Ферстаппен(!), Хаккинен, а пилоты Феррари были только на 10-й и 11-й позициях.
На 10-м круге машина безопасности ушла в боксы. Сходу Йос Ферстаппен улучшил свою позицию и обошел Френтцена. Хайнц-Харальд, видимо, выбрал неудачный комплект резины, поскольку на следующих кругах пропустил и Хаккинена, и Ральфа Шумахера. А позади напомнили о себе пилоты Феррари. Напомнили так, что мало никому не показалось. Со скоростью малайской молнии алые машинки улучшали свои позиции и уже на 16-м круге - через шесть кругов после рестарта - они шли в лидерах! Преимущество Феррари было подавляющим - 4 секунды на круге. Это было пощечиной для соперников, которые надеялись на чудо. Они спокойно довели дело до победы и интерес вызывала только борьба за место среди "остальных".
Главным лицом среди преследователей стал Ферстаппен. У него была слабая машина, но он пытался всячески сдерживать конкурентов. К счастью для него, перевес был незначительным, и ему удавалось отбивать атаки. Первым соперником стал Мика Хаккинен. Финн провел за хвостом Эрроуз продолжительное время и его смог нагнать Ральф Шумахер. Немец решил долго не играть с Микой и прошел его, а затем быстро прошел и Ферстаппена. Йос и Мика вновь оказались рядом, но теперь они были всего лишь 5-м и 6-м, а Мику начал прессинговать Френтцен.
На 38-м круге финн попытался пройти Эрроуз, но зашел в последний поворот слишком широко и пропустил Френтцена. Мика отчаялся и на следующем круге поехал на пит-стоп. На этот раз перед ним был чистый трек и он поехал очень быстро. Ферстаппен в это время не мог держать его темп и после своего пит-стопа оказался на 7-й позиции. Также улучшил свою позицию и Френтцен - Ральф Шумахер ушел на дозаправку и вышел позади Хайнца Харальда. А на третьем месте уверенно пришел Дэвид Култхард. Шотландец под конец гонки даже начал сокращать отставание от Баррикелло, но это не было похожим на серьезную борьбу - бразилец скинул темп.
Результаты гонки: 1. М. Шумахер (Феррари), 2. Баррикелло (Феррари), 3. Култхард (Макларен), 4. Френцен (Джордан), 5. Р. Шумахер (Уильямс), 6. Хаккинен (Макларен), 7. Ферстаппен (Эрроуз), 8. Трулли (Джордан), 9. Алези (Прост), 10. Бурти (Ягуар), 11. Баттон (Бенеттон), 12. Маццакане (Прост), 13. Алонсо (Минарди), 14. Маркеш (Минарди) Сошли: 15. Физикелла (Бенеттон), 16. Монтойя (Уильямс), 17. Хайфельд (Заубер), 18. Ирвайн (Ягуар), 19. Вильнёв (BAR), 20. Бернольди (Эрроуз), 21. Пани (BAR), 22. Райкконен (Заубер)
А потом...
... Дэвид Култхард смог ненадолго навязать борьбу Михаэлю Шумахеру за титул. Контрольный удар по нему был проведен в Австрии, когда Феррари позорно разыграла карту второго пилота. После этого красным в чемпионате не было равных, и в итоге Шумахер выиграл титул с двукратным преимуществом над Култхардом.