Феномен Марка Маркеса, являющегося одним из наиболее одарённых гонщиков нового поколения, ещё предстоит объяснить. Как же всё-таки получилось, что чемпионат выиграл пилот, который по всем параметрам, кроме одного, о чём речь пойдёт ниже, уступал своим непосредственным конкурентам? Давайте по порядку.
Об отсутствии у Маркеса должного опыта и говорить не приходится. О каком вообще опыте может идти речь, если Марк только-только попал в «высшую лигу» чемпионата мира? Титул в Moto2, не говоря уже о трёхлетней давности победе в канувшем в Лету классе 125 куб. см, - это, конечно, здорово, но никак не достаточно для гарантии успешного дебюта в главной категории. Мануэль Поджали, Хироси Аояма, Тони Элиас - много ли вы слышали об успешных выступлениях этих гонщиков в MotoGP? А ведь каждый из этой тройки имеет на своём счету победный сезон в классе 250 куб. см/Moto2!
Психологически Маркесу было очень тяжело - не в начале сезона, когда в него верили разве что наиболее преданные поклонники. А в его конце, осложнённом глупейшим просчётом в Австралии и последовавшей за ним дисквалификацией. Во всех интервью Марк твердил, что, дескать, не претендует на победу в чемпионате; при этом все всё прекрасно понимали. Как же это ты не борешься за титул, если возглавляешь таблицу общего зачёта?! Скидки на возраст здесь не принимаются. Коли назвался груздем, так полезай в кузов.
Наконец, техника. И вот в этом компоненте Марку равных нет. Как бы напыщенно это ни звучало, но Маркес изменил представление о человеческих возможностях - о том, что спортсмен может вытворять на двухколёсной технике. Давным-давно, ещё в конце семидесятых, гонщики с подачи Кенни Робертса-старшего принялись задействовать в виражах колени; Маркес же пошёл ещё дальше и стал опираться на локти. Благодаря этой особенности его стиль пилотирования не спутаешь ни с чем. Представьте, каково приходится другим гонщикам, знающим, что в следующем повороте Марк будет ехать на пару километров в час быстрее!
Самое же удивительное во всём этом то, что Маркес, по-видимому, обладает наихудшей реакцией на внешние раздражители - среди лидеров пелотона так точно. Во всяком случае, именно такое объяснение приходит на ум при вспоминании множества провальных стартов испанского гонщика, вынужденного терять позиции. Впрочем, можно не сомневаться, что в межсезонье команда уделит этому компоненту самое пристальное внимание.
Хорхе Лоренсо провёл этот чемпионат на высочайшем уровне и, как считают некоторые, даже превзошёл Маркеса - не по очкам, но по общему впечатлению. Как бы развернулись события в чемпионате, если бы Лоренсо не получил травму в той злосчастной тренировке в Ассене? Нельзя просто взять и приплюсовать ему пару десятков очков и на том лишь основании посчитать его более достойным титула. Маркес, кабы Лоренсо был в строю, в некоторых гонках действовал бы куда активнее, из-за чего Хорхе всё равно остался бы позади. А может, и не остался бы...
Важно понимать, что моральных прав на подобные мечтания нет ни у кого, кроме Лоренсо, поскольку Дани Педроса и Валентино Росси и близко не наработали на титул. Да, у первого тоже была травма, но по количеству побед он серьёзно уступает тому же Лоренсо. Сравните это с сезоном-2012, когда Дани выиграл целых семь Гран-при... Любопытный факт: второй год подряд пилот, выигравший наибольшее количество гонок, терпит поражение в чемпионате. Может, и в MotoGP следует пересмотреть систему начисления очков?
Причин провала Росси может быть только две: либо за два года отсутствия Доктора в Ямахе мотоцикл модифицировали с учётом пожеланий Лоренсо, либо даёт о себе знать далеко не юношеский возраст итальянца. Не исключено, что и оба фактора повлияли на неудовлетворительные результаты Валентино, который после вдумчивого анализа событий сообщил, что для принятия решения о продолжении/прекращении выступлений в MotoGP необходимо подождать шесть гонок.
Что ни говори, а грустно будет, если Росси покинет мотогонки не в зените славы, а так, на подступах к подиуму. Великий ведь гонщик!
Следующий сезон будет интересен ещё и тем, что у всех представителей топ-команд заканчиваются контракты, что в перспективе сулит интереснейшие перестановки. Маркес как-то сказал, что был бы не против выступать в одной команде с Лоренсо, которому, похоже, уже надоело непреходящее техническое отставание Ямахи от Хонды. А если ещё последняя воспользуется правом выставить три (на самом деле можно и все четыре) мотоцикла... Маркес, Лоренсо, Педроса - представляете, какая команда это будет?!
Общий зачёт (положение лидеров):
1. Марк Маркес (Хонда) - 334 очка
2. Хорхе Лоренсо (Ямаха) - 330
3. Дани Педроса (Хонда) - 300
4. Валентино Росси (Ямаха) - 237
5. Кэл Кратчлоу (Ямаха) - 188
6. Альваро Баутиста (Хонда) - 171
7. Штефан Брадль (Хонда) - 156
8. Андреа Довициозо (Дукати) - 140
9. Ники Хейден (Дукати) - 126
10. Брэдли Смит (Ямаха) - 116