MotoGP. Гран-при Катара
Для лучшего понимания ситуации, сложившейся после первого этапа чемпионата, целесообразно будет начать с предстартового обзора состава пелотона. Окончательное распределение по категориям увидело свет непосредственно перед стартом катарского уик-энда, поэтому мы надеемся, что читатели простят редакции эту небольшую задержку.
Итак, в этом сезоне пелетон поделён на три категории. Участники, проходящие по классу «фэктори», имеют в своём распоряжении стандартизированный электронный блок управления (ЭБУ), к которому самостоятельно разрабатывают программное обеспечение. Технические ограничения: 20 литров топлива на гонку; 5 двигателей за сезон; развитие двигателей заморожено. В этом классе заявлены Хонда (Маркес и Педроса), Ямаха (Лоренсо и Росси), Тек-3 — Ямаха (Смит и П. Эспаргаро), один мотоцикл команды Грезини — Хонда (Баутиста) и ЛЧР — Хонда (Брадль).
Участники класса «фэктори-2» также пользуются стандартизированным ЭБУ и пишут к нему свой «софт», а вот технические ограничения здесь не такие жёсткие: 24 литра топлива на гонку; 12 двигателей за сезон; развитие двигателей не заморожено; возможность использовать более мягкие задние покрышки; большее количество тестовых дней. При этом ограничение по топливу ужесточится до 22 литров, если команда выиграет гонку/дважды финиширует второй/трижды финиширует третьей. Кроме того, три победы в сезоне лишат команду права использовать более мягкие задние покрышки. В этом классе заявлены исключительно мотоциклы производства Дукати: собственно Дукати (Довициозо и Кратчлоу) и Прамак — Дукати (Янноне и Эрнандес).
Наконец, класс «опен». Команды этой категории не имеют права писать свой «софт» к ЭБУ, а в остальном подчиняются регламенту «фэктори-2» — за тем исключением, что улучшение спортивных результатов никак не отразится на ограничениях по топливу и резине. В этом классе участвуют Аспар — Хонда (Хейден и Аояма), Форвард — Ямаха (Эдвардс и А. Эспаргаро), Авинтия (Барбера и ди Мельо), Йода — АРТ (Петруччи), ПБМ (Лаверти и Паркс), АБ — Хонда (Абрагам) и один мотоцикл команды Грезини — Хонда (Реддинг).
Что же мы увидели в Катаре? А увидели мы то, что участники класса «фэктори», несмотря на все опасения, вызванные техническими ограничениями, по-прежнему впереди планеты всей. По ходу гонки реальные шансы на победу имели Маркес, Росси, Брадль и, пожалуй, Лоренсо, который, правда, быстро вычеркнул себя из списка претендентов. В середине гонки из борьбы выбыл Брадль, после чего на авансцену вышли Маркес и Росси, подарившие зрителям незабываемые мгновения, которые, будьте уверены, войдут во все нарезки лучших моментов не только гонки, но и всего сезона.
Что до падений, то им есть разумное объяснение. Вечером в Катаре, не желающем лишаться статуса стартового этапа, довольно-таки прохладно; и если 20 градусов Цельсия в воздухе — это ещё куда ни шло, то 18-градусный трек априори не мог позволить гонщикам прогреть резину до оптимальной температуры. Холодным покрышкам не хватает сцепных качеств, вследствие чего гонщик теряет контроль над мотоциклом и падает. Особенно трудно пришлось гонщикам класса «фэктори», имеющим более жёсткие задние покрышки, которые не так хороши в прохладных условиях.
Впрочем, есть в низших классах спортсмен, способный удивить в нынешнем сезоне. Речь идёт об Алеше Эспаргаро, который выиграл свободные заезды и имел отличные шансы на победу в квалификации. На решающем круге Эспаргаро шёл с полусекундным опережением графика Маркеса! К сожалению, досадная ошибка на третьем секторе перечеркнула все его усилия, и гонщик стартовал с девятого места, потратив во время заезда массу сил на борьбу с Дукати. Что ж, будем надеяться, что в Остине Эспаргаро избежит ошибок и даст бой фаворитам, которые так боялись гонщиков класса «опен».