Как по нотам

07 июля 2010, 18:40
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua рассказывает своим читателям о незаметной работе раллийного экипажа.
Как по нотам iSport.ua рассказывает своим читателям о незаметной работе раллийного экипажа.
Фото Аскания Рейсинг
В ралли за победу сражаются двое – пилот и штурман. Первому из них чаще всего достаются все лавры и почести в случае победы. Да и груз неудач тоже частенько приходится на плечи водителя. А что входит в круг обязанностей штурмана?   

В первую очередь – записывать и читать стенограмму. В раллийном экипаже, как говорят сами спортсмены, вырвать у соперника десятую долю секунды способен именно пилот. А вот проиграть непростительно большое количество времени «поможет» неправильно записанная стенограмма. Потому качественная запись в боевых условиях ценится на вес золота. Писать стенограммы новички учатся у более опытных пилотов «методом проб и ошибок», существует и школа штурманов, где начинающий co-driver сможет познакомиться с разными стилями записи и оценить их преимущества. От того, насколько удачно штурман сумеет донести до пилота записанный “рельеф” гоночной трассы, зависит и скорость экипажа на специальном участке, и его безопасность.  

Добиться равных условий в гонке для всех ее участников практически невозможно: меняется покрытие трассы, техника ведет себя по-разному, погода может подбросить сюрприз. Потому штурман должен уметь в любой момент вовремя «приспособить» написанное к реальным гоночным условиям. Три украинских экипажа, которые завоевали в 2009 году чемпионские титулы, раскрывают секреты своих стенограмм.     

Александр Салюк, Mentos Ascania Rally Team,
Mitsubishi Lancer Evo IX,  абсолютный чепион 2009:


В этом году я полностью изменил запись стенограмму. Раньше у нас было 6 разных градаций поворотов, а теперь их 9. Суть в том, что там, где раньше мы размечали три разных по крутизне виража, сейчас у меня умещаются семь. Ведь на тех скоростях, на каких еду я, нет просто чистой «двойки» или «единицы», между 2 и 1 – еще разные нюансы. И, чтобы быть точными, нам приходилось записывать: «один минус», «один», «один плюс», потом то же самое с двойками, с тройками...На большой скорости такое число слов – готовые потери времени. После «троек» уже легче, там более крутые повороты, которые едутся примерно одинаково медленно всеми участниками. Но ведь вся гонка решается на «единичках-тройках»! Все десятые доли секунды – там, и различия в манере езды основных конкурентов – тоже там. И потому для меня особенно важно правильно записывать и воспринимать эти быстрые виражи.
 
Теперь у меня для каждого поворота есть обозначение одним словом – это позволило значительно сократить объем информации. Есть же разница, если связку из двух поворотов озвучивают шестью словами, включая градацию и расстояния, или тремя? Штурману стало проще это проговорить, а мне – услышать, переварить и выполнить. Правда, пришлось весь год откатывать новую схему. Потому что на первых порах мне было довольно сложно в голове производить перевод одной стенограммы в другую.

Татьяна Кравцова, ВАЗ 2108
чемпион класса У10, бронзовый призер абсолютного зачета 2009:


У нас очень простая стенограмма. Мы записываем повороты в градации от одного до шести – где «единицей» обозначается поворот около 10 градусов. Фактически, это легкий изгиб трассы, который многие другие экипажи называют «нулем». А в нашей записи «нулей» как таковых нет вообще – так удобно моему пилоту. Возможно, для полного привода разница между «нулями» и «единицами» и актуальна, а у нас, все-таки, скорость намного меньше. Вот мы и решили не загружать пилота большим количеством информации.
Некоторые экипажи привязывают градуировку поворотов под передачу: «единицей» обозначают тот, который проходится на первой передаче, «двойкой» - на второй и так далее. Мы пишем немного по другому – например, поворот крутизной около 70 градусов – это «четверка», но пилот может умышленно занизить градацию и прописать его « тройкой», если конфигурация трассы позволяет пройти его на высокой скорости.  Если мой пилот услышит «четверку» – то он точно знает, что здесь надо сбросить газ. А по факту – это поворот одинаковой градации, вот и приходиться изощряться в обозначениях для того, чтобы ехать быстро, но безопасно.
 
Мы много внимания уделяем опасным моментам. У нас вся стенограмма в красных отметках «опасно, тормоз» – некоторые не понимают, как мы можем ехать быстро, если у нас везде «тормоз»! На самом деле опасность каждого конкретного момента определяет пилот во время прописки. Наши отметки не всегда обозначают, что нужно сбросить газ и пройти этот участок «тихим ходом» - чаще всего это дополнительный сигнал сосредоточить внимание.

В этом году мы мало, что меняли в нашей стенограмме – откатывали уже действующую схему. А вот в прошлом мы пришли к выводу, что маленькие расстояния, примерно до 50-ти метров между поворотами, записывать нет смысла. Мы ввели обозначение «плюса» - например, «правый четыре  плюс левый пять». И пришли к выводу, что надо сосредоточиться на повороте больше, чем на дистанции перед ним.

Сергей Фаюк, Ford Fiesta,
Чемпион класса N3 2009:


Мы пишем стенограмму с большим количеством градаций поворотов – от 0 до 9. Нолем называем небольшой изгиб трассы, но прописываем его не всегда. Если дорога хорошо просматривается, то мы можем опустить этот “ноль”. Но если встречается перекат, трамплин, какой-то небольшой прыжок, то тут без записи не обойтись! Потому что на хорошей скорости за секунду машина может пролететь за секунду до 30 метров, во время прыжка колеса разгружаются и автомобиль не управляется. И если за небольшим трамплином упустить из внимания “нолик” – в него можно с легкостью не попасть.

Остальные повороты я пишу с “половинками”: например, “единица” – это быстрый вираж небольшой крутизны, а есть “двойка”, которая уже значительно круче. А дополнительно мы прописываем “один с половиной” или “два с половиной” и так далее.

Дополнительные команды специальными словами не обозначаем: если мне штурман продиктует узкий крутой поворот через 200 метров, то мне понятно, что с такой огромной скорости придется резко сбрасываться. А вот с какой интонацией читают стенограмму, очень важно. Все-таки штурман должен устанавливать обратную связь и чувствовать своего пилота — в каком месте его чуть придержать, где сконцентрировать его внимание, а где можно проехать более расслаблено. В нашем экипаже серьезных проколов не было: co-driver очень внимательный, а водитель достаточно осторожный. Но однажды мы недооценили серьезность трамплина: на прописи показалось, что там небольшой перекат, а в боевом режиме машина исполнила такой прыжок! Я перестал ориентироваться, а штурман перестал читать —  растерялись.

Стенограмма представляет собой запись всех поворотов на специальном участке. На большой скорости пилот не успевает «увидеть» оценить крутизну виражей, и едет «на слух», под диктовку штурмана. Потому ошибка в «правый-левый» часто стоит экипажу схода и разбитой техники.

Стенограмма записывается по дорожной книге – легенде, во время предварительных проездов по трассе будущей гонки.  Чтобы спортсмены не «заучивали» дорогу, организаторы ограничивают количество ознакомительных проездов: в украинском чемпионате по каждому из спецучастков можно проехать на гражданской машине не более двух раз до старта в специально отведенный для этого день. А за месяц до начала соревнований вообще запрещено появляться на трассе гонки на любой технике.

Стенограмма состоит из условных обозначений: крутизны виражей, их направлений и расстояний между ними. Отдельно прописываются опасные моменты: узкие места, трамплины, ямы, камни. Несмотря на то, что многие украинские гонки из года в год проходят на одних и тех же трассах с небольшими вариациями, экипажи каждый раз составляют новые стенограммы. Так они приспосабливаются к изменившимся условиям покрытия, возросшей скорости и другим нюансам.

Разные экипажи используют разные системы записи, потому «списать» чужую стенограмму не получится. Даже приницпиально похожие записи могут отличаться многими нюансами. У каждого свои приемы, которые делают запись удобной для чтения: например, для обозначения направления поворотов используют латинские буквы, L для левого и R для правого. Потому что кирилические Л и П слишком похожи по начертанию: на большой скорости немудрено и перепутать!
Запись делают в специальных штурманских тетрадях или обычных больших тетрадях в клетку – крупными цифрами, на каждой странице страются записать какой-то один логически законченный фрагмент, чтобы не терять нить в боевом режиме.  

Штурманы читают стенограммы по-разному, подстраиваясь под привычки пилота: выделяют опасные места интонацией, или же наоборот – ровно, повторяют некоторые повороты или читают «наперед» связки нескольких виражей, чтобы пилот успел сориентироваться в сложном месте. Хороший co-driver умеет приспособиться под манеру езды любого пилота и стать его «глазами» на трассе. Причем штурман зачастую практически не видит дорогу: ему некогда оторвать взгляд от записи. К тому же его кресло в машине устанавливают максимально низко – в целях безопасности.  
После гонки экипажи устраивают «разбор полетов»: если машина оборудована бортовой видеокамерой, можно сверить, сходится ли то, что читает штурман с реальной картинкой дороги. Потому что во время боевой езды по спецучастку найти и устранить недостатки в записи  невозможно.

iSport.ua благодарит команду Аскания Рейсинг за помощь в подготовке материала
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
mio23, iSport.ua
mio23
08 июля, 22:28
кстати, у наших раллистов по-моему градация идет от 0 до 8...то есть ноль это почти прямик, и дальше. Самый крутой - 8....а вот у иностранцев (сам когда-то у шведов интересовался) - наоборот....от шести до 1....то есть 1 - самый крутой...в общем, сэнкс за статью
mio23, iSport.ua
mio23
08 июля, 21:54
о, респект за материал....
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости

 
 

WRC. Календарь-2016

Дата Ралли
22 — 24 января Ралли Монте-Карло
11 — 14 февраля Ралли Швеции
3 — 6 марта Ралли Мексики
21 — 24 апреля Ралли Аргентины
19 — 22 мая Ралли Португалии
9 — 12 июня Ралли Италии
1 — 3 июля Ралли Польши
28 — 31 июля Ралли Финляндии
18 — 21 августа Ралли Германии
8 — 11 сентября Ралли Китая
29.09 — 2 октября Ралли Франции
13 — 16 октября Ралли Испании
27 — 30 октября Ралли Великобритании
17 — 20 ноября Ралли Австралии
 
 
 

 
 

WRC. Личный зачёт

Гонщик Очки
1. Себастьян Ожье 96
2. Хэйден Пэддон 57
3. Мадс Остберг 52
4. Андреас Миккельсен  48
5. Дани Сордо  44
6. Яри-Матти Латвала  27
7. Отт Тянак  24
8. Терри Ньевиль  23
9. Стефан Лефебр  10
10. Хеннинг Сольберг  8
 
 
 

 
 

WRC. Командный зачёт

Команда Очки
1. Volkswagen Motorsport 117
2. Hyundai Motorsport 81
3. M-Sport WRT 62
4. Hyundai Motorsport N 49
5. Volkswagen Motorsport II 45
6. DMACK 30
7. Jipocar Czech National Team 6
 
 
 
ГОЛОСОВАНИЕ
все опросы
Кого бы вы назвали лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен?
Фернандо Алонсо
Льюис Хэмилтон
Ники Лауда
Льюис Хэмилтон
Джим Кларк
Джеки Стюарт
Ален Прост
Хуан Мануэль Фанхио
Михаэль Шумахер
Айртон Сенна


ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100