В прошлом сезоне мы следили за разными раллийными сериями. За этим всем скрывались не только имена пилотов, но и машины. В ралли пилоты соревнуются на автомобилях различных категорий подготовки. Что скрывают под собой обозначения "А-группа", "N-группа"? Почему в Украине есть еще и классы категории "У"? Об основных различиях между спортивными машинами в ралли и о некоторых других раллийных терминах мы сегодня и рассказываем
- В чем принципиальная разница подготовки групп А, N и У?
- Что касается технических требований классов в кузовных сериях (т.е. серии, в которых принимают участие усовершенствованные серийные автомобили), к
которым относится и авторалли - то они определяют перечень изменений, который можно внести в серийный автомобиль. Группа N - это наименьшее число переделок, группа А - несколько более свободный класс. Принципиальное отличие групп А, N и У заключается в том, что первые две - это международные группы, а последняя - национальная.
Во многих странах вводят национальные классы, часто обозначая их по первой букве названия страны (У - в Украине, Р - в России). Главная цель введения национальных классов - удешевление стоимости техники, поэтому они отличаются более лояльными требованиями, ключевым из которых является возможность использования оборудования с просроченной омологацией. Однако, на таком автомобиле невозможно участие в
международных зачетах.
- Что такое омологация ФИА? Для чего она придумана? В каких чемпионатах
омологация обязательна?
- Те самые требования к подготовке спортивных автомобилей, которые
составляются Международной Автомобильной федерацией (ФИА), и представляют из себя талмуд с подробным описанием того, что можно делать с автомобилем. Все остальное - нельзя. Этот перечень называется омологационной картой на автомобиль. Все автомобили, принимающие участие в соревнованиях, должны соответствовать таким картам. Кроме того, ФИА предъявляет определенные требования не только к автомобилям, но и к дополнительному оборудованию, экипировке спортсменов. Таким образом, на старт соревнования могут быть допущены только те спортсмены, которые выполнили все требования ФИА касательно конструкции автомобилей, а также по наличию и свойствам экипировки и доп.оборудования.
И здесь есть два пути: 1) брать омологационную карту на автомобиль, экипировку и оборудование, изучать это все и самостоятельно все готовить и изготавливать; 2) приобретать продукцию, которая уже имеет соответствие омологации. В большинстве своем происходит второй процесс - спортсмены, как правило, не готовы самостоятельно ткать себе комбинезоны из специальных ниток... Чаще всего изготавливать те или иные элементы для автоспорта могут только сертифицированные ФИА производители. Все остальные заглядывают в омологационную карту лишь на этапе обслуживания и ребилда (перестройки) автомобилей, чтобы случайно не накрутить чего
лишнего.
Производители омологированных товаров маркируют их специальными нашивками и наклейками, прилагают специальные документы, которыми интересуются технические комиссары перед стартом любого соревнования. Специальные требования ФИА к автомобилям и экипировке преследуют 2 цели - безопасность и унификация. Первое в комментариях не нуждается, а второй вопрос определяет то, что в рамках одного класса, спортсмены должны быть одинаково технически подготовлены. Это позволяет уравнять стартовые возможности и позволяет сражаться не только технике, но и мастерству пилотов. Требования ФИА обязательны для всех соревнований, признанных ФИА, т.е. - официальных.
- Чем омологация отличается от сертификации?
- Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя
(покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция
соответствует установленным требованиям. ОМОЛОГАЦИЯ - приведение технических характеристик, параметров продаваемого товара в соответствие с требованиями стандартов или обычаями, запросами страны - потребителя товара.
- Почему омологация имеет ограниченный срок действия?
- Ничто не стоит на месте - спорт развивается, увеличиваются скорости,
совершенствуются технологии. Старые решения устаревают, правила изменяются. Поэтому омологация имеет срок действия - это позволяет обновлять требования и при этом эти обновления не являются внезапными для спортсменов. Если ты купил гоночный комбинезон, то можешь быть уверен, что пять лет ты сможешь в нем выступать. А далее, будь добр - купи новый, более совершенный. Конечно, не стоит забывать и о коммерческой составляющей для производителей и, в итоге, для ФИА - зачем позволять спортсменам ездить с одним оборудованием и в одной экипировке бесконечно долго, если можно получать с них деньги на регулярной основе?
Не факт, что тот же новый комбинезон или сидение, которые спортсмен покупает, существенно отличаются от тех, которыми он уже пользовался до этого и у которых истек срок омологации... Это такая смесь коммерческого и бюрократического интересов с реальным стремлением обновлять технологии. Если занимаешься спортом - плати. Кстати, именно избавление от этого "скрытого налога" и является ключевым преимуществом в национальных классах, о которых я говорил выше.
iSport.ua благодарит пресс-службу команды Mentos Ascania Racing за помощь в подготовке материала