Термином «ралли» обозначают автомобильные соревнования, которые проходят по частично перекрытым дорогам общего пользования с разным типом покрытия, и суть которых заключается в том, чтобы с наименьшими потерями максимально точно пройти заданный маршрут первым. Но раллийных соревнований во всем мире множество – от национальных гонок до Чемпионата мира. Команда Mentos Ascania Racing кратко рассказывает об этой классификации.
Принципиально все раллийные соревнования можно разделить на национальные и международные. Национальные первенства (чемпионаты, кубки, традиционные гонки, многоэтапные тематические серии) определяют лучших гонщиков в рамках одной страны. В Украине соревнованиями местного уровня занимается Автомобильная федерация Украины. Для участия в местных ралли необходима национальная лицензия, которая является спортивным «удостоверением личности» каждого гонщика. Самый высокий результат, которого можно добиться в национальных гонках – титул чемпиона страны.
Что до международных соревнований, то они открывают перед спортсменами множество возможностей – это и европейские первенства, и мировые, и объединенные кубки, и открытые чемпионаты других стран... Вот в этом всем многообразии мы и постараемся доступно разобраться. Начав, как и положено, с родного нам украинского ралли.
Кубок Лиманов
Национальная гоночная серия, которая впервые стартовала в 2004 году, условно может называться раллийной: она состоит из нескольких этапов (их число варьируется от года к году, в среднем составляет 4-5 гонок), в ее официальном названии нет слова «ралли». Кубок Лиманов зародился в Одесской области по инициативе местного организатора Виктора Шаповалова как тренировочный полигон для начинающих спортсменов. Лиманы отличает короткая дистанция, ограниченное количество спецучастков, минимум перемещений по дорогам общего назначения.
Для сугубо раллийной специфики этой серии не хватает, в частности, бОльшего числа скоростных участков и промежуточных проездов между ними. Тем не менее, участники соревнуются на автомобилях раллийной подготовки по грунтовым и гравийным трассам, по два гонщика в одном экипаже. Кубок Лиманов проходит под юрисдикцией ФАУ, однако не регулируется профильным Раллийным Комитетом.
>
Кубок Украины по ралли
Серия, которая включает в себя 6-8 этапов, и обладает всеми необходимыми раллийными атрибутами. Кубку присущи дистанция с несколькими скоростными участками, парк сервиса, лимитированное время на техническое обслуживание автомобилей, система начисления очков за весь сезон, ознакомление с трассой в специально отведенные дни, традиционно принятая в ралли система контроля времени. Календарь и регламент для Кубка Украины разрабатывает раллийный комитет ФАУ.
Комитет – это профильная «законодательная» организация, которая отвечает за правила игры во всех соревнованиях, в официальных названиях которых присутствует слово «ралли». От большого чемпионата кубок отличается, в первую очередь, протяженностью спецучастков и общим километражем дистанции – эти показатели в кубке меньше. Лучший экипаж по итогам года получает титул обладателя Кубка Украины по ралли. В грядущем сезоне Кубку Украины предстоит набирать обороты.
Чемпионат Украины по ралли
Первый в истории независимой Украины чемпионат по ралли состоялся в 1994 году. Ныне Чемпионат Украины находится на вершине национальных раллийных соревнований – многоэтапная серия состоит из 6-7 гонок и охватывает все регионы Украины. Чемпионат проводится в нескольких классах, которые различаются по объему двигателя и степени подготовки. Подробно о делении на классы в национальном чемпионате мы уже рассказывали в нашей предыдущей публикации (Часть 1 - http://isport.ua/auto/rally/news/126856.html, Часть 2 - http://isport.ua/auto/rally/news/126975.html). Поэтому добавим лишь, что в календаре Чемпионата Украины по ралли на 2011 года запланировано семь гонок.
Соревнования проходят в личном и командном зачете, и по итогам года лучшие спортсмены получают титул Чемпиона Страны – в зачете первых и вторых пилотов. Преимущественно украинские раллийные соревнования проходят на гравийном покрытии, асфальтовых трасс у нас мало – время от времени организаторы пытаются задействовать в гонках асфальтовые дороги, однако кроме Ялта Ралли пока ни одна из них не заработала стабильного места в календаре.
Чемпионат Украины по ралли является закрытым – что означает, что в нем могут принимать участие только обладатели национальных гоночных лицензий ФАУ. Для того, чтобы иностранцу посоревноваться на украинских трассах с украинскими гонщиками, ему необходимо «сдать» свою лицензию и «приобрести» украинскую. Эти бюрократические преграды значительно усложняют участие иностранных экипажей в украинских гонках.
В международной же практике существует много разнообразных серий, мы остановимся на самых крупных и значимых из них, которые проходят под юрисдикцией Международной автомобильной федерации FIA и приносят своим победителям престижные мировые титулы. Всего в официальном календаре FIA на 2011 год запланировано 167 международных раллийных гонок разного уровня.
Кубок Европы по ралли
Наиболее близкое к Украине с точки зрения географии соревнование. FIA European Rally Cup подразделяется на четыре зоны, которые охватывают страны Европы по их географической принадлежности: Северная Зона, Восточная Зона, Центральная Зона и Юго-западная Зона.
Украина относится к Восточной Зоне – знаменитое Ялта Ралли несколько лет проходило именно в статусе этапа Кубка Европы по ралли. Количество этапов в каждой зоне варьируется от 3 до 10, каждая из гонок обладает коэффициентом сложности, который присваивается соревнованиям в зависимости от нескольких факторов: протяженность дистанции, особенности рельефа, сложность конфигурации трассы.
Коэффициенты «включаются» при подсчете очков за каждую гонку и могут существенно различаться: от минимального 2 до максимального 10 (по требованиям на 2011 год). В грядущем сезоне самой насыщенной обещает быть Центральная Зона: в ней пройдет восемь этапов, четыре из которых примет Чехия.
В следующей части мы поговорим об основных мировых чемпионатах.
iSport.ua благодарит команду Mentos Ascania Racing за помощь в подготовке материала.