Две недели назад в Швеции стартовал чемпионат мира по ралли. Туда поехало и четыре украинских экипажа, среди которых была команда многократного чемпиона Украины - Александра Салюка-мл. Этап для Александра можно было разделить на два участка: первые дни всевозможных проб и ошибок, и очень удачный третий день, когда Салюк стал первым сразу на четырех спецучастках. Предлагаем вашему вниманию комментарии Александра по всем интересным моментам того Ралли.
- Насколько сильна ответственность, чувствуя, что Вы выступаете в чемпионате мира как чемпион своей страны и, по сути, несете флаг Украины в первую очередь?
- На наших машинах действительно есть красивые флаги. И ответственность тоже есть, и как раз этот момент, который ты ощущаешь – что ты как чемпион своей страны едешь в Чемпионате мира, - он порой даже мешает. Мешает в том, что ты пытаешься ехать быстрее, чем можешь в данных условиях, ошибаешься, и только потом понимаешь, что не может быть никаких экспериментов на гонках такого уровня.
- Александр, удалось ли полностью выполнить намеченную программу на Ралли Швеции?
- На 50%. Минимум был обозначен до старта – добраться до финиша. Максимум – заехать в зачетную пятерку. Потому получилось в итоге чуть больше минимума… И есть внутри легкое недовольство, что могло получится лучше.
- Несмотря на итоговое место, понравился ли вам снег?
- Копать или ехать? (смеется) Копать – страшно не понравилось! Понимать, как драгоценные секунды превращаются в минуты… Понимать, что ты все теряешь из-за ошибки… Это было очень морально тяжело, сбивало с настроя и било по нервам.
А вот ехать мне очень понравилось. Ехать так стабильно и свободно, как я делаю это на гравии, у меня пока на снегу не получилось. Потому что было очень много нюансов.
- На сколько сложнее составить стенограмму на полностью новой трассе? Это тяжелее, чем на домашней гонке?
- Если ты умеешь делать стенограмму, то нет разницы, где ее делать. На домашней тяжелее. Потому что ты помнишь какие-то моменты, и эта память мешает. А когда ты видишь все повороты и трассу впервые… не сложно.
- Удалось ли привлечь болельщиков к откапыванию машины из сугроба?
- Я скажу так – если бы не болельщики, не факт, что мы вообще были бы на финише.
- Было ли ощущение, что "вот с этого сугроба не откопаемся"?
- Было такое в субботу – я улетел тогда последний раз после такого красивого трамплина. После него такой длинный спуск и правая «тройка». Вот там мы поскользнулись и тут я подумал: «Вот и всё…» Но, поверьте, нетрезвый болельщик творит чудеса! Я их пытаюсь остановить, говорю, все, капут, даже не пытайтесь… А они мне: «Don’t worry!». Ухватили и руками сдвинули машину на метр! И еще раз! И мы выехали. Вот что такое болельщики.
- В сторону чего Вы изменили свой стиль езды в третий день? Ведь результат был совсем иным и более приятным.
- Я отказался от экспериментов и езды «в режиме тестов». Потому гонка стала получаться как гонка.
- Три дня чемпионата мира - это намного больше обычного этапа ЧУ. Как Вы справились физически, и будет ли изменен подход к тренировкам перед Португалией? Возможно, были какие-то недочеты...
- Физически у меня не было никаких проблем – я физически еще бы один день проехал. А вот зима добавила переживаний. Мы не утеплили машины для зимних условий, и на переездах мерзли так, что я не чувствовал пальцев на ногах. Потом приспособились на переезде ездить в валенках, так что стало полегче. А вообще я «тепличное растение», теплолюбивое, так что холод переношу плохо.
- Какой прыжок на Ралли Швеции был самым запоминающимся?
- После турецкого прыжка, я думаю, у меня уже второго такого не будет. Наверное. Так что в Швеции меня никакой прыжок не удивил.
- Сказался ли переход с шин Пирелли на Мишлен - было тяжелее или легче?
- На широкой шипованной резине мы не ездили никогда, так что дело не в марке, а в типе колеса. Было бы это Pirelli в таком же формате, был бы тот же эффект. У этой покрышки жесткая боковина, и она работает подобно гравийному, притом усиленному. По жесткому покрытию идет очень хорошо, а на рыхлом быстро всплывает. Нам очень сильно не хватило тестового дня, пришлось ощущать машину во время гонки, так что не все получилось идеально.
- Доставил ли каких-то сложностей шведский язык?
- Мой шведский пока оставляет желать лучшего, пришлось пользоваться микстом из английских и всевозможных других иностранных слов. Ничего, нас понимали.
- Встречались ли Вы в сервисном парке или в зоне отдыха с Юрием Протасовым? Обменивались информацией или хранили свои секреты?
- Мы на сервисе не общались – стояли далеко. Виделись только в колонне перед стартовым КВ, а какие там разговоры в такой момент: пару слов о гонке, пару слов о трассе, свежий анекдот… Не более того.
- Будет ли принципиально важным быть в итоговом зачете выше Юрия Протасова?
- Нет, не будет. Принципиально важным будет ехать на своем уровне, проезжать трассу следующих этапов без ошибок и финишировать.
- Изменились ли Ваши цели, после столь успешного начала?
- Стопроцентный финиш и максимально высоко по турнирной таблице. Одна лишь Швеция не может кардинально изменить планов всей команды на целый сезон – они продумывались и составлялись раньше.
- Каков будет подход к пилотированию на гравийных этапах? Что-то может заставить Вас поехать в агрессивном стиле?
- Изменилось, я думаю, самое главное. Я прошел неоценимый опыт. А что касается моего пилотирования, то оно всегда одинаково – я всегда выхожу на трассу, чтобы быть первым.
- Как часто вас лично можно будет наблюдать в раллийных трассах Украины в этом году.
- Командные планы на этот год в ракурсе Украины пока не определены.
- Если ли такие планы, как еще раз попасть на заставку официально компьютерной игры?
- Нет, я прекрасно понимаю, что на N-групповой машине этого сделать нельзя, не совершив какой-то умопомрачительной глупости. Пока указаний от руководства команды попасть в заставку любой ценой не поступало! Турция была случайностью, чистой случайностью.
iSport.ua благодарит пресс-службу команды Mentos Ascania Racing за помощь в организации интервью.