За последние несколько лет довелось мне поездить в самых разных местах, а сезон этого года в Чемпионате мира не сравнится вообще ни с чем из прежнего опыта. На каждой новой трассе спортсмен должен открывать для себя что-то новое, какие-то нюансы – нет такой дороги, которая была бы совершенно бесполезна! Ездить, была бы возможность, нужно везде. Существуют чемпионаты, которые интересны по-разному: Финляндия, Прибалтика, Карелия – я бы сказал, что эти трассы могут дать больше по сравнению с другими. Я не ехал весь Чемпионат России, но, например, Гуково как по мне тоже довольно интересная трасса.
Классической раллийной страной считаю Финляндию и лучшей раллийной дорогой могу назвать тамошние трассы – они требуют от пилота комбинации всех умений. Это постоянная импровизация, профиль финских трасс не похож на другие, очень много прыжков: прыжки длинные, высокие, в поворотах... Такую дорогу раллисты называют трехмерной. Жаль, что у нас не получилось ее проехать полностью. Поэтому сейчас могу сказать, что наибольшую пользу лично мне принесли гонки в Прибалтике. Так что и своим коллегам по спорту, которые сейчас раздумывают, где учиться, я могу рекомендовать Прибалтику, Карелию, Финляндию. Конечно, дело не только в интересной дороге, ведь и конкуренция в этих чемпионатах выше – потому что местные гонщики однозначно будут быстрыми, раз они росли на лучших трассах мира.
Если же задумываться о типе покрытия, то в деле обучения в этом вопросе не все так однозначно. Много говорится о том, что на снежных трассах себя хорошо чувствуют только те пилоты, для которых снег – родное покрытие. Это правда, и я не исключение - мне по душе гравийные дороги. Если бы я мог выбирать, где наращивать свой опыт, в снежной Швеции или жесткой Португалии – выбрал бы последнюю. Все-таки гравий ближе, получается лучше и приносит больше удовольствия. Хотя, будь в нашем чемпионате больше зимних гонок, я, может быть, и переменил бы свое мнение. Ведь мне было очень интересно ехать в Швеции: сложно, многое не понятно, это был такой серьезный вызов!
Сейчас многие спортсмены стараются уехать в ближние и дальние зарубежные чемпионаты, чтобы набраться опыта. Я считаю, что в Украине тоже можно учиться раллийному делу, но до определенного уровня. Рано или поздно все трассы оказываются изъезжены вдоль и поперек, привыкание неизбежно. И тут надо уходить на другие дороги, в другую конкурентную обстановку. Спортсмен должен чувствовать свой внутренний уровень, и действовать, когда перерастает его. Я очень рад, что сейчас у меня как у раллийного пилота есть возможность расти дальше: для гонщика самое неприятное – это остановиться в развитии и начать вариться в собственном соку. А начинал я тоже в Украине – учился, как и все, и на сегодня бросать свой родной чемпионат не собираюсь.