Штурман — заменимый ли элемент в боевом автомобиле?

04 апреля 2012, 14:30
| Владимир Мыленко, iSport.ua
Андрей Николаев, штурман Валерия Горбаня из Mentos Ascania Racing, считает, что безболезненно заменить второго пилота в экипаже невозможно. Почему – он и рассказал в эксклюзивном интервью iSport.ua.
Штурман — заменимый ли элемент в боевом автомобиле?  Андрей Николаев, штурман Валерия Горбаня из Mentos Ascania Racing,  считает, что безболезненно заме...
Андрей Николаев (справа) со своим пилотом Валерием Горбанем
Давайте сначала дадим определение, что такое это - пристёгнутый на месте пассажира человек. Штурман – это мозг экипажа, а пилот - это его органы управления, руки, ноги. Штурман знает, что ждёт экипаж впереди за ближайшим поворотом, так как у него есть стенограмма, в которой детально описана дорога спецучастка. Штурман выдаёт пилоту информацию немного наперёд, чтобы тот понял, к чему готовится, мог выбрать правильную скорость, местоположение на дороге, точку торможения. Штурман управляет машиной не рулём и педалями, а голосом. Он её разгоняет и останавливает, выдавая в нужный момент информацию с нужной интонацией.

В обязанности штурмана входит не только навигация на спецучастках и переездах. Он следит за тем, чтобы во все контрольные точки их экипаж прибывал по точно указанному в дорожной книге маршруту и в точную минуту. Он также должен поддерживать благоприятный психологический климат в экипаже. Иногда рассказать пилоту анекдот, чтобы отвлечь его от мыслей об ошибке. Иногда сказать что-то хорошее, чтобы настроить его на следующий заезд. Ну, и наконец, штурман на гонке очень мало отдыхает. Начиная с процесса ознакомления, на нём вся нагрузка по логистике, по корректировке стенограммы, и вся его гоночная неделя расписана по часам, минутам и секундам.

Конечно, штурман – это не батарейка в будильнике, и заменить его с такой же легкостью нельзя. Вот, например, в нашем экипаже с Валерием Горбанем я заменил Евгения Леонова, который год назад получил травму позвоночника. Мой пилот с самого начала своей гоночной карьеры выступал именно с Женей. Женя на тот момент имел уже 10-ти летний штурманский опыт. Вместе экипаж провёл около восьми лет, за такой период они настолько привыкли друг к другу, что стали как одно целое. Они доверяют друг другу, как себе. И тут новый человек, новый тембр голоса, своеобразная подача информации, интонация, новая психологическая атмосфера внутри самого экипажа - а все это очень важно. Отсюда внутреннее недоверие, и как следствие падения скорости пилота.

Безусловно, и для штурмана смена пилота происходит нелегко. Я ведь тоже привык к своему пилоту Игорю Чаповскому. Я пришел в новую команду в конце прошлого сезона, и первое впечатление - масштабность самой команды. Это очень большая команда с очень мощной спортивной базой, оборудованием и цехами. Проблем с коллективом не возникло, я как-то сразу влился.

С Валерием Горбанем мне было сложно поначалу, потому как я смутно понимал его стенограмму, во время проверки записи мне было сложно разобраться в большом количестве дополнений и изменений, которые он вносил. К тому же он очень тихо говорит, и мне приходилось напрягать слух. К счастью, мы пользуемся наушниками во время ознакомления.

Очень непросто было заставить себя понять обратную стенограмму и запомнить, что «Правый 1» - это обратный поворот, шпилька, которую проходят на первой передаче, а не на пятой в полный газ как это происходило бы в классической стенограмме, по которой я отъездил 8 лет.

Вторая сложность - это терминология, которую использует Горбань, к ней мне тоже нужно было придумать понятные обозначения. И третье - это вообще понять его стенограмму, что, где и почему он записывает, и как это  выглядит на дороге. Ведь, если не понимать принцип написания такой стенограммы, то и правильно преподнести её пилоту  тоже не выйдет. Важно подавать не только информацию, но и темп, которого следует придерживаться пилоту.

В идеале пилот и штурман понимают друг друга без слов. Скатанность – это когда пилот абсолютно верит штурману и даже не задумывается, не сомневается в том, что услышал. Скатанность – это когда штурман знает, что и когда нужно сказать своему пилоту, чтобы тот оставался в своей полной концентрации, и, не напрягаясь, ехал, соблюдая каждую букву в слове и знаки препинания раллийной стенограммы. Я изучаю наши онборды и наши времена, смотрю, кто чего не так понял или сделал, и определяю общую картину в нашем экипаже. Мой пилот тоже смотрит онборды, при встрече мы дискутируем и ищем пути улучшения нашей совместной работы. Нам есть ещё много над чем работать - и в записи, и в управлении автомобилем, и в чтении стенограммы.

Безусловно, есть и штурманы, с которыми комфортно всем и везде, но тоже не сразу, доверие – это, прежде всего, внутренняя уверенность, которую нельзя внушить себе, она появляется через определённое время сама или не приходит никогда. Иногда с новым штурманом пилот чувствует себя комфортнее и сразу начинает ехать быстро. Разные люди, разные характеры, разный уровень мастерства, разное понимание процесса и разное чувство дороги и скорости - все эти факторы влияют на профессионализм экипажа в целом.

В Украине есть хорошие штурманы, и я всегда стараюсь что-то у них подсмотреть для себя и перенять или взять на вооружение некоторые их приёмы, которые облегчат или усовершенствуют мою работу. Этого не надо стесняться. Более молодые штурманы тоже могут многому научить, так как развиваются они в другое время и более интенсивно, некоторые из них проехали больше международных гонок, чем я сам, а это опыт. Чем больше боевых километров ты проехал, тем больше у тебя накат. Ведь именно на гонках всплывают ошибки, и именно на гонках вы оттачиваете свои нововведения.

Благодарим пресс-службу Mentos Ascania Racing за помощь в подготовке интервью.
Комментарии
комментариев нет, пока...
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости

 
 

WRC. Календарь-2016

Дата Ралли
22 — 24 января Ралли Монте-Карло
11 — 14 февраля Ралли Швеции
3 — 6 марта Ралли Мексики
21 — 24 апреля Ралли Аргентины
19 — 22 мая Ралли Португалии
9 — 12 июня Ралли Италии
1 — 3 июля Ралли Польши
28 — 31 июля Ралли Финляндии
18 — 21 августа Ралли Германии
8 — 11 сентября Ралли Китая
29.09 — 2 октября Ралли Франции
13 — 16 октября Ралли Испании
27 — 30 октября Ралли Великобритании
17 — 20 ноября Ралли Австралии
 
 
 

 
 

WRC. Личный зачёт

Гонщик Очки
1. Себастьян Ожье 96
2. Хэйден Пэддон 57
3. Мадс Остберг 52
4. Андреас Миккельсен  48
5. Дани Сордо  44
6. Яри-Матти Латвала  27
7. Отт Тянак  24
8. Терри Ньевиль  23
9. Стефан Лефебр  10
10. Хеннинг Сольберг  8
 
 
 

 
 

WRC. Командный зачёт

Команда Очки
1. Volkswagen Motorsport 117
2. Hyundai Motorsport 81
3. M-Sport WRT 62
4. Hyundai Motorsport N 49
5. Volkswagen Motorsport II 45
6. DMACK 30
7. Jipocar Czech National Team 6
 
 
 
ГОЛОСОВАНИЕ
все опросы
Кого бы вы назвали лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен?
Фернандо Алонсо
Льюис Хэмилтон
Ники Лауда
Льюис Хэмилтон
Джим Кларк
Джеки Стюарт
Ален Прост
Хуан Мануэль Фанхио
Михаэль Шумахер
Айртон Сенна


ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100