Обзор сезона мы начинаем с серии IRC, которая прекращает свое существование в привычном формате и сливается с европейским раллийным чемпионатом. Можно назвать несколько причин этого события, однако главной и влекущей за собой все остальные видится отсутствие конкуренции в командном зачете, обусловленное уходом Пежо. В сезоне-2011 Тьерри Нёвиль и Брайян Буфье (французско-русская практическая транскрипция подсказывает именно такие варианты написания) не выдержали конкуренции с пилотами Шкоды (разговор о них пойдет чуть дальше), от чего руководители спортивного департамента Пежо, мягко говоря, были не в восторге. Нёвиль-то ушел в WRC (и выглядел там весьма неплохо), а вот Буфье, которому пришлось сосредоточиться на участии в местных соревнованиях, на евроарене появлялся лишь эпизодически.
После потери единственного достойного конкурента Шкода решила убить интригу и в личном зачете. Фактически один только Андреас Миккельсен провел полноценный сезон - Ян Копецки издевался над соперниками в чемпионате Чехии, а Юхо Ханнинен проделывал аналогичную работу в ERC. Такое разделение труда привело к тому, что победитель серии фактически был известен уже к лету. Номинально эти гонщики выступают за разные команды: Копецки и Ханнинен защищают честь главного коллектива Skoda Motorsport, а Миккельсен представляет его британское подразделение Skoda UK. Но корни-то одни... Сюда же можно отнести и молодого немца Зеппа Виганда (Skoda Auto Deutschland), однако по скорости он все же серьезно уступал своим старшим товарищам.
Справедлива ли победа Миккельсена? Нет, в ее легитимности никто не сомневается. Интересно другое: норвежец одержал всего две победы (Азорские острова и Румыния), причем в одном из этих случаев в соперниках у него не было ни Копецки, ни Ханнинена! Для сравнения: тот же Ханнинен, участвовавший в пяти этапах, первенствовал трижды. Да, изначально сезон-2012 имел все шансы быть куда более интересным. Пилоты-то подобрались достойные...
Второй своей главной цели Миккельсен не достиг. Норвежец, четырежды в карьере поднимавшийся на верхнюю ступень пьедестала, до сих пор не имеет в своем активе побед на асфальте. Андреас неоднократно признавался, что ему очень хочется нарушить эту неприятную тенденцию; также он не желает, чтобы его считали исключительно гравийным гонщиком. Увы, не сложилось... Самыми обидными были поражения на Канарских островах и в Ирландии. В первом случае Миккельсену помешали технические проблемы (за один доп до финиша он отставал от Копецки на 0,1 с, но подвел мотор), а во втором вина в большей степени лежит на самом гонщике, допустившем непростительную ошибку на одном из самых коротких (1,03 км) спецучастков в истории ралли.
Для украинских болельщиков событием года могло бы стать входившее в зачет IRC ралли Ялты. Могло бы, да не стало. Фавориты дружно проигнорировали наш этап, и Ялта-2012 фактически ничем не отличалась от обычного этапа чемпионата Украины. Достаточно сказать, что победу на ралли праздновал мало кому известный турок Ягыз Авджи... А ведь еще в прошлом году перспективы крымской гонки казались куда более радужными. Пилоты одобрительно отзывались об интереснейших горных спецучастках; нареканий на организацию также не было. (Да, имелись мелкие недочеты, но без них не обходится ни одно крупное соревнование.) Можно было бы, пусть и с прицелом на будущее, помечтать о WRC... Теперь все это придется отложить в долгий ящик. Соревнование регионального масштаба не может враз ворваться в календарь мирового чемпионата; в предварительном же календаре ERC на сезон-2013 Ялта, увы, отсутствует.
Украинские гонщики также были замечены в IRC, и лучшим из них оказался... Робер Консани. Конечно, никакой он не украинец, а самый что ни на есть настоящий француз, но выступал он именно под сине-желтым флагом, а не под родным его сердцу французским триколором. (Алексей Тамразов помог Консани с решением логистических проблем, за что последний благодарил нашего соотечественника.) Зачет моноприводных автомобилей Консани выиграть не удалось, зато в IRC PC он оказался лучшим! Главным же достижением Робера стало общее второе место в Ялте, чего до старта ралли предположить было невозможно...
Сейчас пилоты отдыхают, не забывая при этом о поддержании формы. Вынужденное пребывание в подвешенном состоянии негативно сказывается на их настроении. У Миккельсена есть перспективный вариант с выступлением за Фольксваген, если те выставят третью машину в WRC. (Главную надежду VW зовут Себастьян Ожье, а вторым номером команды будет Яри-Матти Латвала.) А вот Ханнинен так прямо и заявляет, что не знает, где ему предстоит гоняться в следующем году... Впрочем, без работы он наверняка не останется. IRC была хорошей школой для всех ее участников.
Общий зачет (положение лидеров):
1. Андреас Миккельсен (Skoda) - 168 очков
2. Ян Копецки (Skoda) - 101
3. Юхо Ханнинен (Skoda) - 93
4. Зепп Виганд (Skoda) - 73
5. Джандоменико Бассо (Ford) - 65
6. Насер Аль-Аттия (Ford) - 50
7. Ягыз Авджи (Ford) - 35
8. Яркко Никара (Subaru) - 34
9. Робер Консани (Renault) - 32
10. Тосихиро Араи (Subaru) - 30