Итак, он уходит. Человек, количеству титулов которого может позавидовать и Шумахер, не говоря уже о прочих феттелях, после завоевания девятого чемпионства принял решение завершить карьеру. Правда, не сразу: Себастьян Леб (а речь, как вы уже догадались, именно о нем) в следующем году выступит на четырех этапах, одним из которых будет открывающее сезон ралли Монте-Карло. О защите титула, разумеется, говорить не имеет смысла, и уже сейчас все понимают, что через год в списке чемпионов WRC появится новая фамилия. Но все это будет потом, а сегодня мы предлагаем вам вспомнить девятый победный путь пилота Ситроена и препятствия, которые порой возникали у него на пути.
Леб начал с места в карьер: на домашнем для своего штурмана Даниэля Элена ралли Монте-Карло француз почти на три минуты опередил ближайшего преследователя, в роли которого выступил Дани Сордо (Мини). В начале первого дня Яри-Матти Латвала (Форд) намекнул было о своих высоких притязаниях, но в его конце, как обычно, не справился с управлением - вылет. Эх, Яри-Матти, сколько их было и сколько еще будет...
Первую ошибку в сезоне Леб допустил в Швеции. Себастьян не очень любит выступать на снегу (правда, в 2004 г. он все же стал лучшим на зимних скандинавских дорогах); вот и на этот раз не обошлось без приключений. На одном из спецучастков Леб уткнулся в сугроб и потерял на этом две минуты, после чего о борьбе за победу можно было забыть. Однако в Мексике Себ исправился и в шестой раз подряд выиграл это ралли, после чего его преимущество над вторым номером Ситроена Микко Хирвоненом выросло до 16-ти очков.
На ралли Португалии Леб сошел. Секундная потеря концентрации привела к тому, что пилот слишком быстро вошел в правый поворот и вылетел в кювет, выбраться из которого не было никакой возможности; машина также оказалась повреждена. Справедливости ради скажем, что это был ночной доп... Единственным пилотом, прошедшим всю дистанцию без ошибок, оказался Хирвонен; он-то и выиграл ралли. Однако вскоре после награждения Микко лишили его заслуженной победы. Дескать, и сцепление на его машине не соответствует техническому регламенту, и турбонаддув какой-то не такой... Победителем ралли был объявлен Мадс Остберг (Форд), а Хирвонен, таким образом, во главе чемпионата не продержался и дня.
(Впоследствии в кулуарах бродили разные слухи. Поговаривали, что все это инспирировано самим руководством Ситроена, которое не желало, чтобы Хирвонен оспаривал особый статус Леба в команде. При этом почему-то забывают о том, что Петтер Сольберг после дисквалификации финна подобрался на слишком уж близкое расстояние, что априори не может быть в интересах французской команды. Или Форды вообще не соперники?)
А затем... Затем Леб выдал серию из пяти побед. Аргентина, Греция, Новая Зеландия, Финляндия, Германия - все эти страны, разбросанные по всему земному шару, стали аренами очередных триумфов Себастьяна. Аргентинский этап, дистанция которого составила 500 км (даже чуть больше; и это только боевые допы) стал настоящей проверкой на прочность. Кстати, Леб с неодобрением отнесся к идее организаторов провести столь длинное ралли, и здесь его можно понять. Техника ведь могла не выдержать; и кому потом отвечать за результат? Не FIA же...
Историческое отступление. В середине 80-х годов такие марафоны были не в диковинку; дистанция же знаменитого ралли Сафари исчислялась несколькими тысячами километров! Нечто подобное хотели провести и сейчас, но это вызвало решительный отпор со стороны участников чемпионата; кроме того, телевизионщики, занимающиеся подготовкой обзоров WRC, наверняка пришли бы в ужас... В общем, хватило и 500 км.
На ралли Финляндии Леб и Хирвонен всю дорогу шли ноздря в ноздрю, и итоговое преимущество Себастьяна составило всего-навсего 6 с. Пятый раз в истории в Финляндии первенствовал пилот не из северных стран, и три из этих побед на счету Леба. (По одной победе на ралли "Тысяча озер" имеют Карлос Сайнс и Дидье Ориоль.) Достижение впечатляет, но не менее впечатляют успехи Леба в Германии, который за все годы вхождения немецкого этапа в WRC лишь раз отдал победу сопернику. Который, к слову, тоже француз и тоже Себастьян...
Победная серия нашего героя оборвалась в Уэльсе, где Латвала повторил свой прошлогодний успех; это, однако, не помешало Лебу оформить титул на своем родном ралли Эльзаса. (Погоня Латвалы не принесла успеха финскому гонщику.) На Сардинии из-за собственной ошибки Себастьяну пришлось сойти в первый же день, но на ралли Испании он реабилитировался и вышел победителем из очередной захватывающей дуэли с Латвалой. Итого: 13 этапов, 9 побед. Желающие могут попытаться повторить.
А что же остальные? Хирвонен, Латвала, Остберг, Сольберг... Хирвонен в целом провел хороший сезон. Финн первенствовал на Сардинии, а еще 6 раз приезжал вторым, причем 5 из этих вторых мест пришлись на победы Леба. На адаптацию к новой машине (в межсезонье Микко сменил Форд на Ситроен) Хирвонену понадобился ровно один этап: ралли Монте-Карло он провел не очень уверенно, но в дальнейшем неизменно соответствовал статусу пилота лучшей команды чемпионата, что позволило ему застолбить за собой второе место по итогам сезона.
Следом за Хирвоненом в огромном отдалении расположился Латвала, который, возможно, в теории и быстрее Микко, да только гораздо нестабильнее. Дошло до того, что Яри-Матти на последнем этапе пришлось отвоевывать третье место у Остберга, который до старта сезона вроде бы и не надеялся финишировать так высоко. Вот это был бы номер: заводской пилот Форда проигрывает частнику из Адапты! (Впрочем, другой заводской пилот Форда "справился" с этой задачей.) Вообще же добрых слов заслуживают многие: и Евгений Новиков, дважды добиравшийся до подиума, и Тьерри Невиль, который через пару лет может стать лидером Ситроена, и Себастьян Ожье, выжимавший из своей Шкоды все возможное и невозможное...
Теперь переходим к классу P-WRC, который в Украине по понятным причинам приковывает повышенное внимание любителей автоспорта. Команда Mentos Ascania Racing выставила на сезон две машины: первый экипаж составили Валерий Горбань и Андрей Николаев, второй же представляли Алексей Кикирешко и Павел Черепин, которого позже сменил Сергей Ларенс. Первые два этапа (а всего их было восемь) наши гонщики пропустили, но затем включились в борьбу. К сожалению, Кикирешко впервые попал в очковую зону только в пятой гонке, так и закончив сезон с десятью очками в активе. А вот Горбань...
На протяжении всего сезона Валерий демонстрировал неизменно высокие результаты. Неудача постигла его только на ралли Германии, где из-за схода в первый день Горбань потерял массу времени и финишировал с 7-м результатом; на остальных же этапах наш гонщик всегда приезжал в топ-4. Особенно удачно Валерий выступил на ралли Акрополис, после выигрыша которого и стало ясно, что в перспективе вполне можно побороться за титул. Увы, не получилось... Следует признать, что мексиканец Бенито Гуэрра, праздновавший успех на трех этапах, определенно был лучшим. Сейчас Гуэрра готовится к Гонке чемпионов, ну а Горбань с нетерпением ожидает следующего сезона. Правда, реорганизация чемпионата бьет по всем гонщикам, проходившим по классу P-WRC... Легко ведь догадаться, что за победу в только что созданном WRC-2 будут бороться более быстрые представители S-WRC.
То, чего не удалось достичь Горбаню, сделал Юрий Протасов, который одержал победу в неофициальном зачете Rally Class. В качестве приза наш пилот получит Subaru Impreza и полностью оплаченное компанией Symtech выступление в пяти гонках следующего сезона. Конкурентов у него фактически не было: Андис Нейкшанс обиделся на организаторов и покинул серию, а Рикардо Тривиньо и Рифат Сунгкар просто оказались более медленными. Вряд ли сезон-2013 будет для Протасова столь же легким, однако приятно знать, что Юрий победил не благодаря технике, которая у всех была одинаковой, а благодаря своему мастерству. Вот так бы и дальше!
Общий зачет (положение лидеров):
1. Себастьян Леб (Citroen) - 270 очков
2. Микко Хирвонен (Citroen) - 213
3. Яри-Матти Латвала (Ford) - 154
4. Мадс Остберг (Ford) - 149
5. Петтер Сольберг (Ford) - 124
6. Евгений Новиков (Ford) - 88
7. Тьерри Невиль (Citroen) - 53
8. Отт Тянак (Ford) - 52
9. Мартин Прокоп (Ford) - 46
10. Себастьян Ожье (Skoda) - 41
Общий зачет P-WRC (положение лидеров):
1. Бенито Гуэрра (Mitsubishi) - 109 очков
2. Маркос Лигато (Subaru) - 88
3. Валерий Горбань (Mitsubishi) - 85
4. Михал Косцюшко (Mitsubishi) - 81
5. Субхан Акса (Mitsubishi) - 77
6. Николас Фукс (Mitsubishi/Subaru) - 73
7. Рикардо Тривиньо (Mitsubishi/Subaru) - 52
8. Луиза Кук (Ford) - 35
9. Джанлука Линари (Subaru) - 34
10. Лоренцо Бертелли (Mitsubishi/Subaru) - 24