Мотоциклистам, участвующим в ралли-рейдах, приходится труднее всего. Конечно, представители автомобильного и грузового зачетов также заслуживают огромного уважения, но у них ведь есть возможность опереться в трудную минуту на плечо товарища, тогда как мотогонщики этого лишены. Один на один с пустыней! Не говоря уже о том, что мотоциклистам необходимо брать на себя обязанности штурманов, которых они априори лишены...
У нашего сегодняшнего героя Сириля Депре было довольно стандартное как для известного спортсмена детство. Рожденному в Фонтенбло, ему на роду было написано стать чемпионом; правда, проявилось это далеко не сразу. Родители Сириля держали сеть придорожных закусочных - понятно, что у будущего чемпиона с детства мелькали перед глазами различные транспортные средства. Однако толчком к началу карьеры послужило не это, а то, что семья Депре была знакома с победителем соревнований по мототриалу Паскалем Кутюрье.
Справка. Мототриал - вид соревнований, ключом к победе в котором является не скорость, а аккуратность. Гонщику необходимо преодолеть полосу препятствий, совершив при этом как можно меньше ошибок, под которыми имеются в виду касания ногой (или иной частью тела) земли или препятствий.
Именно Кутюрье в те годы был примером для Депре. И тут встал извечный вопрос: где взять деньги на первые шаги в мотоспорте? В 13 лет Сирилю по велению родителей пришлось начать классическое христианское образование, что его, прямо скажем, не особо интересовало... Депре решился на хитрый ход, простительный ребенку: вместо традиционных в таких случаях крестиков, принимаемых в качестве подарков, Сириль попросил дарить ему... деньги! Собрав четыре тысячи франков, Депре купил себе простенький 80-кубовый мотоцикл, на котором и приобрел первые навыки, очень пригодившиеся ему впоследствии.
Юноша с головой окунулся в мототриал. Чтобы лучше узнать своего двухколесного друга, Депре записался на курсы механиков и успешно закончил их. Правда, через некоторое время Сириль разочаровался в этом виде мотогонок и обратил свой взор на эндуро. (Эндуро - один из видов гонок на выносливость. Наиболее популярны шестидневные соревнования, в которых участники подвергаются различным испытаниям: гонки по пересеченной местности, заезды в гору, часовая гонка на скорость и пр.) Выиграв несколько соревнований национального масштаба, Депре стал задумываться о Дакаре. Подготовка к такой серьезной гонке требовала совершенно иных масштабов финансовых вливаний. Где взять энную сумму французских франков? Способы были самые разные: Депре работал в авторемонтной мастерской, продавал вино (!)... К 2000 году необходимый капитал был собран, и дакаровцы приняли в свои ряды новых участников: самого Депре и его старого друга по триалу Мишеля Го.
Первый свой Дакар Депре провел на байке производства Хонды и финишировал 16-м; в своем же классе (400 куб. см) француз занял второе место. Следующий год оказался для него переходным: талант Депре по достоинству оценили представители БМВ, пригласившие его в свою команду, однако в конце года немецкий концерн свернул свою дакаровскую программу, и Депре перешел в КТМ.
Противостояние
Рейд 2002 г. Депре, травмировавшему ногу, завершить не удалось. Как оказалось, это был его первый и на данный момент последний сход на Дакаре... С 2003 года француз неизменно попадает в первую тройку. Первый свой Дакар он выиграл в 2005 г.; и именно в этот год впервые заявил о себе Марк Кома, который и по сей день остается главным соперником Депре.
Сириль Депре и Марк Кома - они как Айртон Сенна и Ален Прост. "Заклятые друзья", ни в чем не желающие уступать друг другу. До недавнего времени француз и испанец строго чередовали победы в классе мотоциклов, и перед Дакаром-2013 счет был 4:3 в пользу первого. Однако на ралли Марокко второй получил досадную травму, вынудившую его пропустить очередной раунд противостояния. В отсутствие главного конкурента Депре немного расслабился и долгое время не мог выйти в лидеры ралли, но под конец все вернулось на круги своя. Сириль выиграл только один этап, но на Дакаре лучшие времена на отдельных СУ вовсе не являются обязательным условием победы... Похоже, в следующем году Кома будет как никогда нацелен на то, чтобы отобрать титул у Депре.
Да, со стороны Депре, выигравший пять Дакаров, может показаться более сильным гонщиком. Однако не будем забывать, что в 2007 году Кома уверенно возглавлял протокол и отдал лидерство только после своей непостижимой ошибки, а в 2010 его отбросил назад 6-часовой штраф, полученный им за использование чужого колеса. Стабильность - вот на чем основано величие "Принца пустыни". А разве может быть иначе?